|
Генеральный план монастыря
История Иверского женского монастыря
Отец Варнава (Меркулов)
Иверский монастырь в Выксе
Дорога к храму
Монастырь в советское время
Ансамбль Иверского монастыря
Экспозиция проектов Собора 1999 г.
Иеромонах Варнава (Меркулов, 1831-1906) - старец Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры. Святые мощи канонизированного в 1995 году Священным Синодом Русской Православной Церкви подвижника благочестия преподобного Варнавы покоятся сейчас в раке у солеи Ильинского придела Черниговского храма Черниговского скита.
Современники находили духовное родство между иеромонахом Варнавой и преподобным Серафимом Саровским. Один духовный сын старца Варнавы петербургский купец еще при жизни старца видел знаменательный сон, который потом и рассказал самому старцу: "Виделось мне, говорил он, будто я иду на богомолье в Никольский монастырь. Во сне дорога показалась мне незнакомою, и я блуждал по лесу. Вдруг вижу, впереди меня идет старец с сумою за плечами и в руках у него топорик. Поравнявшись со старцем, я спросил у него, как пройти в монастырь. Старец сказал: "Пойдем, проведу тебя, я туда же иду". Вглядываясь в своего спутника, я признал в нем отца Серафима и сам спросил его: "Батюшка, вы будите отец Серафим?" "Да, я Серафим", - отвечал мне старец, и мы продолжали свой путь по лесу. Отец Серафим остановился подле попавшегося нам большого пня и сел на него, положив около ног суму и топорик. Сел рядом с ним и я. Вдруг с другой стороны от меня неожиданно явился батюшка Варнава и сел подле меня так, что я оказался среди обоих
старцев, которые были очень радостны, облобызались между собой и стали что-то говорить. Но что говорили они между собой, я не мог понять и проснулся". Батюшка Варнава, выслушав этот рассказ только весело заметил: "Ну вот, был между нами, а не слыхал, что говорили!"
Преподобный Варнава родился в селе Прудищи Тульской губернии 24 января 1831 года и был назван Василием в честь свт. Василия Великого. Благодаря своим родителям он уже с детства имел склонность к духовной жизни: любил бывать в храме при богослужениях, учил наизусть молитвы, читал Евангелия. В 1850 году мать Василия собралась на богомолье в Лавру и взяла с собой сына. Там у раки преподобного Сергия с Василием произошло нечто, изменившее его жизнь. Сам он рассказывал об этом так: "... по окончании службы в Троицком соборе подошел я приложиться к мощам преподобного Сергия и, когда прикладывался почувствовал великую радость на душе. То было для меня необъяснимо, но так сильно охватило меня всего, что тут же у раки угодника Божия окончательно решил, если Богу угодно будет, поступить под кров его обители". На следующий год Василий, взяв благословение у родителей, поступил в обитель преподобного Сергия. Вскоре с благословения наместника Лавры архимандрита Антония он перешел в Гефсиманский скит.
В монашество Василий был пострижен 20 ноября 1866 года с наречением имени Варнава в честь святого апостола Варнавы. Широкая известность и народная любовь к старцу пришла с утверждением иеромонаха Варнавы в звании народного духовника пещер Гефсиманского скита.
В 1890 году отец Варнава был назначен братским духовником. С тех пор он становится старцем-наставником и у монахов. Вечерами по обыкновению приходили к нему его духовные дети монахи. "С какой любовью занимался он с нами, - вспоминал один из них, - с каким терпением выслушивал он наши неразумные вопросы и как мудро, просто по-отечески ласково наставлял нас". Для братии монастыря двери его келии всегда были открыты. На вопрос, когда можно прийти к нему, он отвечал: "Во всякое время можете, как только свободны и имеете что-либо сказать мне, хотя самое маловажное по вашему мнению".
Духовная опытность о. Варнавы усиливалась его прозорливостью. Он часто показывал, что ему известны события не только прошедшего и настоящего, но и будущего. Многим он предсказывал предстоящие гонения за веру и давал ясные и точные указания, как им жить в грядущие десятилетия безбожия. Предсказывал старец и возрождение Русской Православной Церкви и святую жизнь во Христе: "Преследования против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханные доныне горе и мрак охватят все и вся, храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение. И настанет время расцвета. Храмы опять будут воздвигаться. Перед концом будет расцвет".
|