Генеральный план монастыря
История Иверского женского монастыря
Отец Варнава (Меркулов)
Иверский монастырь в Выксе
Дорога к храму
Монастырь в советское время
Ансамбль Иверского монастыря
Экспозиция проектов Собора 1999 г.
Н. Князева
Сколь бы мы не горевали о том, что монастырь, как духовное учреждение перестал существовать с 1919 года, искать местных геростратов наивно. Общий политический климат был таков, что древние монастыри Суздаля отдавались под тюрьмы и склады, а Ярославля и Москвы - под товарные мастерские и заводские корпуса. Нельзя забывать о том, что в драматические годы становления Советской власти, в гражданскую войну Иверский монастырь сослужил добрую службу.
В 1919 году в короткий срок в монастыре был сформирован батальон выксунских рабочих, который героически сражался с Колчаком и позже был преобразован в полк особого назначения. В певческом корпусе размещались учебные классы, в странноприемной и других помещениях - казарма, недалеко был и полигон. После ухода батальона из монастыря игуменья устроила торжественное богослужение и звон по случаю "очищения обители от безбожников".
В 1920 году в связи с организацией Выксунского уезда с центром в Выксе дом игуменьи был занят уездным исполкомом во главе с тов. Витте. Отделы народного образования и здравоохранения разместились в дворянском корпусе, в трапезном корпусе начала работать совпартшкола. В больничном корпусе расположилась инфекционная больница ("заразный барак").
Гимназия, размещенная в доме приезжих, в 1918 году была преобразована в среднюю школу девятилетку - единственную среднюю школу Выксы 20-х годов, образцовую школу № 1. С 1921 года это здание частично использовал и техникум местного значения, работавший, как ФЗТК (фабрично-заводские технические курсы) от профсоюза "Металлист" Приокского горного округа.
С 1928 года в трапезном и певческом корпусах размещается рабфак, где молодежь Выксы, Вили, Илева, Кулебак и других поселков готовилась для поступления в вузы. С 1930 года в этих же помещениях работает машиностроительный техникум. В 1933 году, объединившись с ним, сюда переехал и металлургическим техникум, что размещался в доме Баташевых.
В том же 1930 году мастерские и кузницы монастыря были использованы для подготовки рабочих и техников для строящегося завода ДРО. Мастерские были расширены, построен чугунолитейный участок.
Кстати сказать, с 1919 года в монастыре был сборный пункт и временный детский дом для беспризорников, которые обитали в овощехранилищах, в заводских помещениях. Потом их отправляли в Савастлейку.
В эти же годы на огородных участках монастыря работала одна из первых сельскохозяйственных коммун, выступающая с пропагандой агрономических знаний, новой техники (плугов, сеялок) и рекламой отличных овощехранилищ.
В связи с опубликованием Декрета "О свободе совести" в январе 1918 года монахини начали разъезжаться, в освободившиеся келий въезжали семьи рабочих и служащих. С 1920 года в монастыре жили активисты партии комсомола. В доме Варнавы, в частности, секретари уездного комитета партии М. Нарилин, М. М. Каганович и другие, в доме Беловой (около автобусной остановки) - С. Салтанов. И. Дунаевская, М. Стешова и другие.
Странноприимная использовалась как казарма, военкомат а позже - надстроенная и расширенная - была хлебозаводом, до 1975 года.
Выксунские заводы, включенные в 1921 году в группу ударных для восстановления транспорта страны, столкнулись с проблемами жилья, снабжения, народного образования, здравоохранения, культуры. В связи с этим, руководство уезда решило разобрать на кирпич монастырскую стену, Иверскую церковь и построить баню, больницу, поликлинику, дворец культуры. После разборки стен в монастырь стал попадать бродячий скот, от которого страдали цветники и все плодовые деревья.
Весной тяжелейшего 1922 года, исходя из Декретов республики для борьбы с голодом в Поволжье, из монастыря, как провинциального, поздней постройки было изъято в валюту много золотых и серебряных трестов, окладов икон, книг с драгоценными камнями.
На эту валюту покупали зерно в Канаде для спасения тысяч людей от голодной смерти.
В 1923 году из домиков монастырского пчельника (тогда уже без пчел) комсомольцы Верхней Выксы построили на Базарной площади клуб. Но вот удар, который монастырь получил в июне 1927 года, оправдать ничем нельзя - это бездумный акт: на Успенском храме, трапезном корпусе срезали купола, сняли колокола с колокольни, а саму ее и собор - взорвали... Сейчас нам легче всего встать в позу обличителей. Однако следует понять социально-политический климат тех лет. Повторился такого не должно - по отношению к памятникам и памяти предков.
|