|
Под сенью липовых аллей. (Л. Шестеров)
Из истории Выксунского парка (Н. Князева)
Заморские плоды приокского полесья (Л. Шестеров)
Садово-парковое искусство (Н. Князева)
Под сенью липовых аллей
Л. Шестеров
Выксунский городской парк культуры и отдыха - ценный памятник русского садово-паркового искусства второй половины XVIII века. Созданный трудом крепостных заводчиков Баташовых, он и сегодня представляет из себя наиболее примечательную особенность нашего города и вместе с голубым ожерельем выксунских прудов создает его самобытный, оригинальный образ, делает Выксу неповторимой, неординарной в ряду многочисленных городов Российской Федерации.
Ныне в парке осталось мало архитектурных примет минувшего, он постарел, поредел, и все-таки и в таком виде еще полон глубокого очарования.
Надо ли говорить о том, какое впечатление производил он на посетителей в пору своего расцвета и наивысшего блеска!
Сохранилось несколько отзывов о Выксунском парке современников этого периода. Так, например, скептически настроенный ко всему Е. Феоктистов в своих воспоминаниях пишет: "Я всегда страстно любил деревню, а Выкса представляла собой нечто среднее между деревней и городом; хорош был в ней только сад при барском доме - старинный, громадный и который в мое время (50-е годы ХIХ в. - Л.Ш.) содержался еще довольно исправно".
Б. Феоктистову вторит восторженно-взволнованный отзыв экономиста в. П. Безобразова. "К главному дому примыкает громаднейший сад-парк, немой свидетель романтических приключений всех красавиц своего времени, с грандиозными аллеями, вековыми деревьями и разными искусно придуманными и отчасти таинственными перспективами для иллюминаций и для разных оптических обманов. По сказаниям выксунских жителей, в этом саду по ночам бродят тени бывших обитателей этой пышной резиденции".
Как известно, парки того времени создавались по определенным канонам, стилям и планам. Их творцами были специальные парковые садовники и разве, так называемые, садовые архитекторы. Прежде чем коснуться планировки, первоначального вида и особенностей Выксунского парка, небезынтересно вкратце познакомиться с основными стилями, господствовавшими в садово-парковом искусстве XVIII века, - французским и английским.
Французский архитектурный или регулярный стиль своим названием и стилевыми особенностями обязан гениальному творению французского садовника Андрэ Ленотра - Версальскому королевскому парку. Этот парк был настолько ошеломляюще прекрасен и оригинален, что ему стали подражать садовники всех других Европейских государств. Именно тогда, в начале XVIII столетия, и были созданы самые прославленные, после Версаля, архитектурные парки Европы: Сан-Суси в Германии, Летний сад (см. фото) и Петергоф в России. Для французского архитектурного стиля садово-паркового искусства характерно стремление его творцов улучшить, украсить, усовершенствовать природу за счет неистощимо-щедрой фантазии садового архитектора. Природа как бы подчинялась его творческому замыслу, становилась материалом в руках художника, теряла свою самодовлеющую роль.
Прежде всего, территория будущего парка подвергалась строгой, четкой геометрической разбивке. Вся планировка была симметричной и изобиловала прямыми аллеями, пересекающимися друг с другом под разными углами. В местах пересечения аллей устанавливались фонтаны, статуи и беседки. Деревья парка обязательно подстригались. При этом кронам, как правило, придавали неестественную форму: шаров, кубов, пирамид, треугольников, трапеций. Кустарники, в свою очередь, тоже выстригались в виде стен с нишами, колонн, ваз. "Создавать такие парки были в состоянии только короли и цари великих государств. Они были слишком дороги и слишком искусственны. Их величественная пышность подавляла не только природу, но и людей", - писал известный советский популяризатор ботанических знаний Н. Верзилин.
В Европе французский стиль в садах и парках уже в середине XVIII века сменяется другим - английским. Английский пейзажный парк сливался с окружающей местностью. Трудно было провести границу между Дикорастущим природным лесом или рощей и, созданным рукой человека, парком. Никакой сухой, прямоугольной, симметрической и геометрической схемы аллей. Вместо них - извилистые тропинки и дорожки. Вместо замысловатой фигурной подстрижки деревьев и кустарников только глубоко продуманная обрезка отдельных веток, не лишающая крону естественного вида. Теперь все искусство садовника было направлено на вдумчивое отношение к природе, подчеркивание ее естественной, без изысканности, красоты.
Английские пейзажные парки в конце XVIII и начале XIX веков получили повсеместное распространение, так как почти любая роща или лес, расчищенные вырубками и облагороженные опытной рукой садовника, считались пейзажным парком.
Но все-таки побежденный французский стиль не исчез полностью, некоторые его стилевые особенности и элементы оказались впоследствии вкрапленными в господствовавшие в XIX столетии английские сады. Это, в первую очередь, следует отнести к столь любимой русскими помещиками центральной, прямой, идущей обычно от самого барского дома, липовой аллее. Ставились в парках и статуи и выкапывались строго геометрических форм пруды, ничем не напоминающие озера, да и беседки с фонтанами тоже не ушли в небытие вместе с французским стилем.
К подобным разностильным паркам и принадлежит Выксунский парк. Он создавался в 70-е годы XVIII века, когда в садово-парковом искусстве всецело господствовал английский стиль, но были еще живы традиции и французского. Своей простотой и безыскусственностью английский стиль не импонировал великосветским вельможам и богатым помещикам, но, в то же время, создать роскошный, помпезный французский парк было для большинства явно не по карману.
Накладно это было и для разбогатевших заводчиков Баташевых. Поэтому было найдено компромиссное решение. Часть парка, площадью около 8 гектаров, непосредственно примыкающего к господскому дому, распланировали в чисто французском стиле. Для этого был вырублен лес, выкорчеваны пни, насыпана плодородная земля. На этом месте разбили аллеи, цветники, установили статуи, беседки, фонтаны. Основной породой высаживаемых деревьев была липа, которую стали подстригать. Следы этой стародавней подстрижки можно еще заметить кое-где на старых деревьях. Не забыта была и центральная, пересекающая весь парк, широкая липовая аллея. Вся остальная территория не подверглась строгой планировке. Росший здесь лес окультурили и он стал английской частью парка. Эту двойственность стилевого оформления Выксунского парка отметил уже П.П. Свиньин в первом описании заводов и усадьбы: "По сторонам
большой аллеи идут множество других правильных дорожек, которые составляют между собою площадки, украшенные в одном месте фонтанами, в другом беседками, храми камни бивуаками".
То есть описание рисует нам кусочек типично французского регулярного парка. Далее тот же автор отмечает другую стилевую особенность планировки: "По обеим сторонам правильного сада находятся английские сады, из ком один со многими прудами, в которых плавают плотики, гондолы, водятся лебеди и дикия утки".
Отмеченную разностильность Выксунского парка внимательный посетитель без труда заметит и в наши дни. Хотя уже нет ни беседок, ни фонтанов, ни статуй.
Как типичный памятник русского провинциального садово-паркового искусства парк вместе с барским домом составлял единый ансамбль, так как был скомпонован по широко распространенной тогда схеме, называемой курдонером. Открытая часть парка, примыкавшая к главному зданию, обычно была самой нарядной. Она называлась партером и украшалась своеобразными цветниками со сложным узором. Партер обычно украшался фонтанами, вазами и мраморными скульптурами. На партере же выставлялись на лето и причудливо подстриженные экзотически южные деревья в Кадках. В воспоминаниях одного из современников тех далеких дней сохранилось описание партера Выксунского парка. "Во время представлений в театре сад, при его тогдашнем украшении скульптурными мифологическими фигурами, сделанными много выше нормального человеческого роста, расставленные кругом поляны против господского дома на высоких пьедесталах, с высоко бьющими фонтанами, устроенными один в центре сада, против главной аллеи, между цветников, а другой против главного дома, с
различными красивыми беседками и с вековыми громадными деревьями липы, дуба, клена и пихты - бывал иллюминирован различными фонариками, изображающими всевозможные сорта фруктовых и овощных плодов, звезд и бабочек".
А старожил Выксы Н.П. Гоюванов, в "Стихотворной истории Выксы", уточняет значение упомянутых "мифологических фигур":
По бокам круглой поляны
Стояли с четырех сторон,
Фигур скульптурных великаны,
Изображение времен.
Весь парк (в нашем сегодняшнем понимании) общей протяженностью в 1 км делился на две почти равные части: собственно парк и зверинец. Границей между ними служили глубокий котлован и здание театра. "Большая правильная аллея идет на полверсты от дома и оканчивается театром, имеющим против аллей сей полукруглый проезд, который открывает лежащий за ним зверинец, так же на полверсты длиною", - писал тот же современник.
Дикая, нетронутая, лесная территория зверинца парком тогда не считалась. Зверинцы были частой принадлежностью русских парков. Так, например, у известного богача графа Н.П. Шереметьева в зверинце знаменитого подмосковного кусковского парка, окружностью более 3 км, было 600 оленей, лоси, дикие козы, серны, а также хищные звери: медведи, волки, лисицы. Парковый зверинец заводчиков Баташевых был скромнее графского зверинца, но, тем не менее, в окружности он составлял более 1,5 км. Олени, дикие козы и серны водились и в нем. Так, еще в акте раздела горнозаводского хозяйства между братьями Баташевыми от 1783 года, отмечено: "... оленей в зверинце, что найдется, разделить пополам, в зимнее время и мне, Андрею, в свою часть перегнать, а ево, Ивана, часть оставить в том зверинце".
Было в парке много разных павлинов, лебедей, уток. Для водоплавающих птиц были специально вырыты два небольших водоема: Лебединка площадью 1,5 га и Малая Лебединка площадью 0,5 га. Павлины, как редкостные заморские птицы, разместились в специальном птичнике - павлиньем павильоне. Видимо, особой пристрастностью Андрея к птицам объясняется тот странный факт, что он пожелал забрать их всех без раздела пополам с братом: "... птиц, яко то: павлинов, лебедей и прочее, какие были у меня, взять мне, Андрею, все, без изъятия, в свою часть".
Обширный парк требовал для своего ухода множество рабочих рук. И здесь Баташевы нашли выход, не отвлекая квалифицированных мастеровых от работ на заводах, содержать парк в порядке. К уходу за парком привлекли детей, безжалостно эксплуатируя их. П.П. Свиньин так описывает это: "На Выксунском заводе при доме находится обширный сад, в котором с ранней весны и до зимы непрестанно занято было работою человек полтораста и до двух сот. Большею части детей. Иные срезывали травки, пробивавшиеся по насыпным дорожкам; другие подбирали листья под деревьями и сносили в кучу, чтобы вывезти их после на лошади; третьи из маленьких ведер поливали бесчисленные цветники. Каждый получал свою дневную плату от 5 до 10 коп, смотря по возрасту". Обратим внимание: это мизерная оплата. Приведем для сравнения такие цифры: фунт конфет тогда стоил 2 р. 25 к.
После смерти Ивана Родионовича новый владелец Выксы, генерал-лейтенант Д.Д. Шепелев, обуреваемый жаждой перестройки всего, что ему не нравилось, добрался и до парка. Он решил усилить его живописность за счет более широкого использования зеркальной глади стоячих вод.
Вниманье и на сад
Он также обратил,
И улучшений целый ряд
Больших в нем совершил.
Канавы в нем нарыл,
Наполнил их водой,
Водопровод устроен был
С водокачкой паровой.
Котлованы глубиной 5-7 метров, обладающие сильнейшей боковой фильтрацией, наполнить доверху водой оказалось практически трудновыполнимой задачей для слабой водонасосной. И со временем от этого замысла пришлось отказаться. Глубокие выемки не удавшихся водоемов сами по себе быстро заросли деревьями и кустарниками и даже, без воды в какой-то степени оживили скучновато-равнинный характер парка. После отстранения в 1837 году Д.Д. Шепелева от управления заводами и имением власть перешла в руки его старшего сына И.Д. Шепелева. При нем парк оставался еще в прекрасной сохранности. Но вот тяжелые долги и разногласия между сонаследниками привели к установлению над заводами опеки. В 1845 году первым главным опекуном стал отставной полковник и родственник Шепелевых, полковник В.А. Сухово-Кобылин, отец известного впоследствии драматурга. Тяжелой солдатской рукой он принялся наводить экономию. Он уничтожил в парке ряд оранжерей, а затем театр. Судьба самого парка, четвероногих и пернатых его обитателей была тоже не
менее плачевна: "Росшия в саду фруктовые деревья: яблони, груши, вишни и др. в виду предохранения гулящей публики от соблазна, распорядился уничтожить. Оставшихся от времени помещиков с десяток диких коз, пасшихся в зверинце, кому-то продал или сам съел, а находившегося при них пастуха поместил в заводе на поденные работы. Павлинов также продал и уничтожил их птичник. Стоявшее с левой стороны большой аллеи круглое каменное здание, в котором помещается водокачная паровая машина для - подачи воды а оранжереи, теплицы и фонтаны также сломал и уничтожил самые фонтаны. Находившуюся против лебединок, сделанную из березового, не очищенного от коры леса, с художественно украшенными мелким кудрявым берестом капителями колонн, над окнами и по карнизам - беседку - также, во избежание ремонта, сломал", свидетельствуют современники.
Начало угасанию славы Выксунского парка было положено. Постепенно гнили и разваливались забытые и заброшенные беседки, рассыхались лодки и гондолы на Лебединке, разрушались мостики через котлованы, врастали в землю фундаменты разрушенных кирпичных построек. Парк все больше дичал, густо зарастая хаотично выраставшими деревьями, кустарниками, молодой порослью порубленных садов. Рабочему люду Выксы было не до прогулок по его тенистым липовым аллеям. Двенадцатичасовая работа на заводах, домашнее хозяйство: огороды, скотина, косьба, дрова - поглощали почти без остатка свободное время выксунского мастерового. И только после революции широко распахнулись ворота старинного парка, он становится любимым местом отдыха трудящихся Выксы. Не случайно, что в парке, как лучшем месте города, были похоронены четверо расстрелянных белыми в июле 1918 года красногвардейцев, а затем установлен памятник семи расстрелянным.
В начале 30-х годов часть территории парка была вырублена и на месте поруби разбит стадион "Металлург".
Учитывая культурно-оздоровительные запросы бурно растущего города, Горьковский Крайпосгор, по заданию завкома ВМЗ, составил в 1936 году проектное задание на реконструкцию Выксунского ЦПКиО им. Лепсе (как его тогда называли). Предполагалось, учитывая прогнозируемый быстрый рост населения Выксы, оцениваемый к 1942 году до 65.000 чел., расширить его территорию до 48 гектаров. Расширение территории должно было осуществиться за счет окультуривания и превращения в парковую зону территории бывшего зверинца - рощи. Здесь планировались аллеи, цветники, различные парковые Сооружения. Проект был утвержден в ЦК профсоюза, выделены средства.
Время воплощения проекта реконструкции в жизнь было определено в 5 лет с 1936 по 1940 год. Объекты реконструкции, намеченные на 1937 год: зеленый театр, танцплощадка, детский городок и другие - были построены, но в дальнейшем работы в парке были свернуты. В значительной степени этому помешали тяжести, вызванные Великой Отечественной войной.
Истекшие с той поры 40 лет добавили положительно мало нового в облик старого парка. Появился только хороший городок игр и аттракционов. Вместе с тем в парке выросли постройки, не имеющие к нему никакого отношения. Это в первую очередь тир ДОСААФа и гаражи горисполкома, наглухо забаррикадировавшие партер "большого" дома и довольно неэстетично нарушив тем самым его исконную, историческую планировку. По какой-то странной прихоти на территории парка были пробурены две артезианские скважины и над ними построены насосные сарайной архитектуры. Надо ли говорить, что дополнительного очарования парку эти стройки не добавили. Древостой парка за 40 лет потерпел также значительный урон. Производимые же подсадки деревьев, в большинстве своем, были бесплановы и причем случайными породами деревьев вплоть до невыразительных тополей и недолговечных берез. Посадочный материал зачастую
применялся "детского" возраста - жиденькие прутики, приживаемость и сопротивляемость которых была невелика. Единственно светлое пятно на темном фоне озеленения парка, в течение послевоенного периода, на наш взгляд, удачно посаженная рощица лип на месте бывшего "зеленого" театра.
Невосполнимые потери нанесла и продолжает наносить парку занесенная невесть откуда, в последние годы "голландская" болезнь вязов. Когда-то мощные темно-зеленые кроны вековых великанов сегодня удручают скелетной наготой своих ветвей.
Не меньшие потери несет парк и от построенного по соседству густонаселенного микрорайона. Проникая через дырявую во многих местах изгородь на территорию парка, пешеходы натоптали десятки новых троп, уплотнили почву и вызвали гибель многих деревьев. Сегодня растущая разреженность древостоя парка приводит к новому бедствию - гибели зеленого друга от ветровала. Проблема парка была всегда самой острой для всех выксунцев и никого и никогда не оставляла равнодушным. Любимое место отдыха, предмет законной гордости и удовлетворения местного патриотизма, он постоянно находил и находит своих защитников и ратоборцев. Статьи в защиту парка - частые гости на страницах местной печати. Это отрадно, но и только. Действенность печатного слова почему-то малоэффективна. Организации, от которых зависит благоустройство парка, в ответ на критику хранят годами гробовое молчание, игнорируя сигналы трудящихся. За два года намеченной новой реконструкции не сделано почти ничего: то ли руки не доходят, то ли никто за это не
спрашивает.
В связи с развитием промышленности города растет население Выксы и парк будет переживать все более массированное воздействие отдыхающих. Расширение территории парка - проблема номер один. Однако в этом вопросе пока никакой ясности. В 1936 году проектировщики предполагали, что парк будет расти - в северном или восточном направлении с выходом к Верхнему пруду. Северное направление сегодня отрезано начисто микрорайоном. Восточное наполовину тоже, потому что предприимчивые люди сумели настроить вдоль парка добротные кирпичные дома. Сегодня в начале этой улицы (А. Ведерникова) интенсивно строят гаражи и уже появляются гаражи вдоль изгороди парка. Пока не поздно, нужно ограду в этом районе и вдоль всей восточной границы парка перенести восточнее вплоть до дороги, включив в территорию парка растущие ныне за изгородью старые сосны. Следует категорически запретить в этом районе и во всей восточной стороне строительство как частных кирпичных домов, так и гаражей, с тем, чтобы оставить возможность если не нам, то
потомкам беспрепятственно осуществить давно задуманное расширение парка в сторону Верхнего пруда.
|