|
Генеральный план монастыря
История Иверского женского монастыря
Отец Варнава (Меркулов)
Иверский монастырь в Выксе
Дорога к храму
Монастырь в советское время
Ансамбль Иверского монастыря
Экспозиция проектов Собора 1999 г.
"Провинциальная Хроника", 14 мая 1997г.
Восстанавливать монастырь собираются в первозданном виде. Каков он был? Предлагаем Вашему вниманию статью нижегородцев И.С. Агафоновой и О.Г. Эллинского "Ансамбль Выксунского Иверского монастыря - памятник архитектуры периода эклектики" (в сокращении).
История монастыря начинается с 1864, когда в одной версте от Выксы, являвшейся тогда крупным горно-заводским селом, была открыта небольшая богадельня на 12 человек. Будущий старец о. Варнава, в миру - Василий Ильич Меркулов, в конце 1861 года получил послушание от схимонаха Григория: "подъять на себя подвиг старчества", а также основать вдали от Москвы, в местах, "сильных расколом", женскую обитель во имя Богоматери. Оба предсмертных завещания о. Григория были вскоре исполнены. Подходящий для застройки участок, располагавшийся на землях Шепелева недалеко от села, был выбран и освящен в 1863 году. Весной 1864 года началось строительство зданий богадельни. К осени того же года первая постройка была закончена. Она представляла собой двухэтажное деревянное здание, крытое железной кровлей и увенчанное крестом. Внутри находились 12 келий и трапезная, служившая также молитвенной. Возле дома был построен флигель, где располагалась кухня. К концу года в обители жили пять женщин, старшая из которых - Неонила Честнова - признавалась начальницей.
Маленькая богадельня постепенно обустраивалась и расширялась. К 1867 году были выстроены еще два корпуса (двухэтажный полукаменный с 30 кельями и одноэтажный деревянный), а также деревянная шатровая звонница на столбах. Была произведена и некоторая перепланировка первой богаделенной постройки: в верхнем этаже устроены хоры, к восточной стене молитвенной комнаты поставлен резной иконостас. В 1868 году была построена первая домовая церковь, куда привезли копию чудотворной иконы Иверской Богоматери, выполненную палехскими иконописцами Сафонова. В честь этой иконы освятили церковь, и богадельня по названию храма получила наименование Иверской. Число обитательниц ее достигло к этому времени более 50 человек.
К 1873 году положение Иверской богадельни упрочилось и хозяйственно укрепилось.
В это время здесь проживали уже свыше 100 сестер. Увеличилось количество сооружений: появились несколько деревянных одноэтажных домов, здание столовой и сараи, начато строительство каменного соборного Иверского храма, явившегося первым зданием будущего ансамбля, а участок, занятый постройками (около 150x150 м) был обнесен забором. Строительные работы велись, в основном, на поступавшие, благодаря Варнаве, пожертвования от людей разных сословий (крестьян, мастеровых, купцов, дворян).
В 1874 году богадельня получила статус общины, что, в свою очередь, повлияло на ее расширение и благосостояние. За последующие четыре года число сестер выросло почти вдвое, а на территории общины были построены еще несколько деревянных одноэтажных домов и один двухэтажный полукаменный, закончено возведение храма, сооружена каменная колокольня.
Год 1878 оказался критическим для общины. Конфликт между Варнавой и новой начальницей Марией Пивоваровой привел к внутренним раздорам, в результате чего в 1879 году в общине осталось около 50 человек. Средства от Варнавы перестали поступать, и строительство новых зданий практически прекратилось.
1882 году, после назначения другой начальницы - Митрофании. Хозяйство все более укреплялось, известность росла. В 1886 году женская община возле Выксы получила статус третьеклассного монастыря. К этому времени здесь были выстроены еще два двухэтажных полукаменных и два одноэтажных деревянных дома, почти закончено двухэтажное каменное здание больницы с церковью, а увеличившийся до 10,5 га участок обнесен кирпичной оградой с четырьмя башнями по углам.
Собственно монастырский период существования обители отмечен активным строительством больших каменных сооружений и дальнейшим ростом территории. Были возведены шесть двухэтажных корпусов. Троицкий собор, другие здания. После 1903 года крупное строительство в обители прекратилось. За последующие три года были сооружены лишь три небольших одноэтажных деревянных дома. Со смертью Варнавы в 1906 году приток пожертвований резко сократился, и строительство новых зданий более не велось, за исключением небольших хозяйственных построек.
Тем не менее монастырь продолжал существовать как крепкая хозяйственная единица. В его территорию, составляющую теперь около 20 га, входили, кроме основного участка, скотный двор, где содержалось до 60 голов крупного рогатого скота. В монастыре действовала дренажная система, имелся свой водопровод. На специальном участке площадью около 150 га, расположенном в 9 км от обители, заготавливали строительный лес и дрова. Там же находился пчельник на 150 ульев и четыре деревянных жилых флигеля. На кирпичном заводе, располагавшемся неподалеку от обители, изготавливался обожженный кирпич для монастырского строительства. Кроме того, в собственности монастыря было подворье из двух домов в Москве, а также часовня в Петербурге. Монастырь не только мог обеспечить собственные нужды, но занимался и благотворительной деятельностью. На его средства были построены церковно-приходские школы в Выксе и деревне Мотмос. К 1917 году в обители проживало 85 монахинь и 395 послушниц.
После Октябрьской революции Выксунский Иверский монастырь не избежал участи огромного количества российских монастырей. В 1919 году обитель была закрыта. В ее зданиях разместились учреждения новой власти, различные учебные заведения, мастерские и т.п. Часть построек была использована под жилье. Культовые здания, рассматривавшиеся теперь как символ чуждой идеологии, ликвидировались, или же им придавался гражданский вид. Ненужные с утилитарной точки зрения сооружения разбирались. Так, кирпич, оставшийся от разборки в 1925-1929 годах монастырских стен и Ивер-ского храма, использовался при постройке Дворца культуры металлургов, поликлиники и роддома. В эти же годы были разобраны завершения и свод больничной церкви, произведен взрыв Троицкого собора, уничтожены три верхних яруса колокольни. В 1929 году потерявший свое первоначальное назначение комплекс зданий получил наименование поселка имени Лепсе. Постепенно территория его, имевшая теперь множество "хозяев", все более захламлялась, облик зданий искажался. Некогда образцовое монастырское хозяйство было, в конце концов, полностью разорено.
|