Сегодня дети лучше нас, взрослых, справляются с «гаджетами» и учат взрослых ими овладеть. Это поколение уже получило название digital natives, приходя в обычную школу. Такие дети ставят учителей в тупик.
На днях слышала разговор двух учителей: «Дети зомбированы, они постоянно с телефонами и планшетами». Жалобы преподавателей однотипны: дети не могут надолго сосредоточиться, комментируют происходящее в классе, у них плохая память.
Я, как психолог, могу согласиться с тем, что современные дети во многом отличаются от нас.
Наши дети научились делать все сразу: слушать музыку, готовить уроки и отвечать на сообщения в социальных сетях. Но внимание у них падает, они уже не могут уловить смысл длинных предложений. Как бы мы хотели, чтобы все было иначе, но это реальность наших дней, и поэтому нам нужно учиться реагировать на это адекватно.
Ко мне часто обращаются мамы с детьми. В 10 лет ребенок перестал учиться, он скучает на уроке, отвлекается, и учитель его не может заинтересовать. В этой ситуации я всегда советую родителям учить детей задумываться о собственных действиях и действиях других людей. Например, наблюдать за преподавателем и пытаться понять его педагогические приемы, урок будет идти быстрее.
Другая проблема, которая волнует родителей, что дети говорят очень быстро, несвязно и без смысла, как будто боятся, что не успеет все рассказать. В этой ситуации нужно больше говорить с ними, учить рассказывать о том, что их тревожит, что они думают. Именно из-за этого дети часто отвлекаются на уроках и шепчутся с соседом по парте. Нужно развивать в детях живость ума. В эпоху цифровых технологий для детей ближе персональный компьютер, а уроки в школах ведутся по старинке: доска и мел. Дети должны чувствовать динамичность мира. Их нужно заинтересовывать: учитель должен внушать детям доверие, должен вдохновлять их к новых открытиям. Дети должны чувствовать, что многое может измениться благодаря ним, нет ничего совершенного. Это идея им очень нравится.
Всему свое время:Советы родителям, как приобщать детей к «гаджетам» с учетом возраста.До 3 лет: никаких экранов.Ребенку для развития важен полный спектр ощущений – слуховые, тактильные и визуальные. Для развития нужны игрушки, которые он может трогать и сказки, которые ему рассказывают. Поэтому не нужно позволять ребенку сидеть перед экраном.
До 6 лет: никаких игровых приставок.Работая в садике, я часто сталкивалась с этой проблемой. Компьютерные игры занимают все внимание детей, и он не может сосредоточить внимание на другом виде деятельности. Лучше отдать предпочтение играм на развитие памяти, внимания и зрительного восприятия. Это важно при подготовке к школе.
До 9 лет: контролируемый интернет.Функцию «родительский контроль» никто не отменял. Она ограничивает список доступных для ребенка сайтов, но также нужно объяснять, что к информации в интернете нужно относиться с осторожностью.
До 12 лет: никаких социальных сетей.Сейчас это бум просто, дети устраивают истерики, приводят тысячи доводов, что социальные сети жизненно необходимы, что у него всех одноклассники уже давно там зарегистрированы, и родители сдаются. Важное правило: родители сами должны неплохо владеть компьютером и обязаны просматривать в браузере «историю», куда их «чадо» заходило. Это позволяет не только контролировать, но и понять сферу интересов ребенка. Доступ в интернет должен предоставляться с правилами пользования, и главное в часы ограниченные родителями. И не стоит ставить компьютер в комнате ребенка.
Старше 12 лет: предупреждать о рисках. Работа за компьютером и просмотр телевизора – это не отдых, а нагрузка. Нужно больше занимать детей, чтобы времени на это не оставалось. И еще, не забудьте объяснить ребенку о сексуальных домогательствах, порнографии и скачивание материалов из Интернета. И не нужно добавлять его в список «друзей» в социальных сетях.
Светлана Канаева