Виртуальная Выкса

Культура

/ Статьи / Приокская глубинка - 3. Лев Шестеров. Преданья старины глубокой



Детская музыкальная школа
г. Выкса


Детская музыкальная школа
п. Дружба


Детская художественная школа
г. Выкса


Библиотеки г.Выкса
Анонсы

Приокская глубинка - 3. Лев Шестеров. Преданья старины глубокой

дата: 09.04.08   добавила: lanka   источник:
Предания старины глубокой
Рассматривая историю Выксунской земли, с сожалением приходится констатировать, что период, от которого до нас дошли письменные свидетельства и документы, простирается в глубины прошлого только на двести с небольшим лет, хотя известно, что люди живут в Приочье уже несколько тысячелетий. Эти давно протекшие века жизни наших далеких предков изучаются археологами по материальным остаткамЮ вскрытым во время раскопок древних поселений, стоянок и могильников. Так, например, недавно открыт на реке Оке и изучается «Решенский» могильник, которому по подсчету ученых около 3400 лет.
Косвенным источником познания далекой старины служат народные легенды и предания, передаваемые устно из поколения в поколение. Наша местная выксунская история тоже имеет свои легенды, уходящие корнями в 16 век, годы царствования завоевателя Казанского ханства Ивана Грозного. В этих легендах главным действующим лицом выступает верный друг царя- татарин Ризадей. Именно ему, согласно преданиям, принадлежали когда-то леса и земли, на которых, спустя два столетия после описываемых легендами событий, возникла Выкса и выксунские заводы.
За какие же заслуги перед грозным царем получил обширные русские земли и леса во владение незнатный татарин Ризадей? Предания выдвигают по этому поводу две легендарных версии. Согласно первой, он заслужил их, как главный проводник царского войска через дремучие и труднопроходимые Муромские леса на Казань.
Вот как излагает эту легенду выксунский краевед Н.П. Голованов в своей «Стихотворной истории Выксы».
В то время, как еще слыла
Богатой густыми лесами,
По ней царь Грозный проходил
На татаров в Казань с войсками,
Вблизи Велетьмы он дневал,
Для войск раскинул лагерь там,
А сам палаткой занимал,
То место, где белеет храм.
Верст на сто здесь никто не жил,
Лес был неведом для людей.
Однако весть войск найден был
Некто татарин Ризадей.
Он проводник отважный был,
Для войск надежный путь нашел,
Царю тем честью сослужил,
Благополучно их провел.

Царь Ризадея не забыл,
Признал то за служебный пост,
Его он лесом наградил
В окружности на двести верст.
Записи других краеведов данной легенды отличаются только тем, что они в товарищи к Ризадею присовокупляют еще трех братьев-проводников: Ардатку, Кужендея и Тетершу.
Знакомство с отечественной историей этого периода позволяет сделать вывод, что в основе приведенной легенды о славном проводнике Ризадее и его товарищах лежит исторический факт- поход царя Ивана Грозного на Казань летом 1552г.
Известно, что третья часть стапятидесятитысячного войска во главе с царем следовала на Казань через Владимир и Муром. Далее царь с войском переправился через р.Оку и пересек всю полесную часть Нижегородской губернии, сделав при этом девять «станов»- остановок.
Сопоставление записей царского летописца о походе и сведений, сообщаемых легендой, позволяют сделать некоторые выводы об их истинности.
Во-первых, первая стоянка за Муромом указана одна и та же летописцем и легендой. Это речка Велетьма.
«И того дни ночевал
государь на лесу на
реке Велетьме от
города пол-30 верст» (т.е. 25 верст, Л.Ш.)
Во-вторых, летописец сообщает важный факт о наличии в войске проводников- крестьян- «посошных людей». Они шли перед войском, чинили и выравнивали дороги, порою прорубали в лесах новые. Через речки и топкие болота настилали мосты и гати – «на речках и ржавцах мосты мостили». И хотя летописец не сообщает имен проводников, простых «посошных людей», народ запомнил и бережно сохранял в своей памяти имена: Ризадея, Ардатки, Тоторши.
Земли же, пожалованные царем Ризадею «в окружности на двести верст», в действительности оказались тоже не совсем легендарным преувеличением. Об этом повествуют подлинные документы, относящиеся ко времени основания Выксунского завода. Когда братья Баташевы в середине 18 века отыскали рудные месторождения в выксунской земле, они были вынуждены арендовать обширные леса и земли по речкам Выксуну, Железнице и Велетьме у новокрещенной мордвы дворцового ведомства сел Кужендей, Тоторшева и других. Жители этих сел считали данные земли своими наследственно-пожалованными еще Иваном Грозным за участие их пращуров в походе на Казань.
Позже братья Баташевы выяснили, что эти земли считаются «государственными, впусте лежащими». Аренда была прервана, а леса, земли и рудники приписаны к выксунским заводам. По-видимому, царское пожалование было только на словах и не было оформлено юридически жалованной грамотой.
Такова первая легендарная версия о награждении землями Ризадея и ее реальная историческая канва.
Вторая версия связана с именем только одного Ризадея. На этот раз он отличился выполнением особо доверительного поручения царя.
Как говорит легенда, Ризадей сопровождал какую-то опальную царицу, по личному приказу царя, в монастырь. Известно, что во времена Грозного недостатка в опальных царицах не было, так как царь женился семь раз. Личность царицы в легенде раздваивается. По одним записям легенды- это Анна Васильевна, по другим- Мария Нагая. Монастырей указывается тоже два. Один в Суздале, а другой лесной, якобы располагавшийся в районе современного поселка Виля на поляне, и поныне именуемой «Царицыным полем» или лугом. Н.П. Голованов так излагает эту часть легенды о луге.
Легендное о нем сказанье
С древних держится времен.
Когда-то было на нем зданье
С царицей, заточенной в нем.
Что было местом заточенья,
О том нигде не подтверждено.
А что было зданье, без «сомненья»,
Есть доказательство одно.
Из ближних жителей пришлося
Случайно там земли порыть.
В ней много кирпича,
Зачем и кто там мог зарыть?
И вот Ризадей, согласно легенде, выполнил щекотливое поручение царя и довез разжалованную царицу до монастыря. Безутешно плакала, заточенная в монастырь царица, горько оплакивая свою злую долю. А по народному понятию- просто выла. Отсюда краеведы и выводят происхождение название поселка Виля. Заслуга же Ризадея не осталась без щедрой царской награды обширными землями и лесами.
В отличие от исторически достоверной и обоснованной первой легенды пока все известные до сих пор факты прошлого не подкрепляют реальность второй легенды. Кирпичи, якобы отрытые на Царицыном поле, тоже ничего не доказывают.
Вероятнее всего, что она возникла не в 16 веке, а гораздо позже и связана с отождествлением старого монастыря в одноименном с Выксой селе Выксино Новгородской губернии, в котором действительно была заточена бывшая жена царя Мария Нагая, с легендарным монастырем на «Царицыном поле». Несомненно, что дополнительным основанием к этому послужило действительное существование в Выксунских лесах глухого, лесного монастыря, возникшего еще в добаташевское время. Но он располагался по речке Велетьме чуть выше (по течению) современного поселка Велетьма, а не за Вилей. Таковы народные предания и их исторические предпосылки.
К сожалению, неизвестно, кто, где, когда и от кого первый записал эти народные сказания. Во всяком случае они фигурируют почти во всех воспоминаниях выксунских краеведов прошлого: А.Ф. Зыкина, В.П. Порхачева, Н.П. Соколова, Н.П. Голованова и др. Вероятнее всего, это первые выксунские краеведы и любители старины были и первыми их летописцами.
Ну, а Ризадей? Реальное это историческое лицо или плод народной фантазии? Разберем некоторые косвенные факты, свидетельствующие как за, так и против царского слуги. главным доказательством в пользу существования живого прообраза упомянутых легенд служит название села Ризадеево Ардатовского района, а также других сел и поселков, названных именами его сотоварищей- Ардатово, Кужендеево, Тоторшево.
Известно, что в прошлом большинство своих названий сельские населенные пункты получали от имени первопоселенца, срубившего на новых землях избу и расчистившего лес под пашню. Так образовывался починок. Впоследствии починок разрастался, и в память первого поселенца назывался его именем. Все такие названия говорят о принадлежности населенного пункта определенному лицу и отвечают на вопрос, чей или чье? Напрмер, чье село? Ризадеево, Кужендеево и т.д. Да и сами жители названных сел, как уже отмечалось в статье, считали себя потомками легендарных проводников. Кроме названия села, имя Ризадея носит лес восточнее Выксы, хотя свое название Ризадеевский он получил, верно, уже после записи упомянутых легенд краеведами.
Во всяком случае, во время межевания Выксунских лесов в 1778 году название Ризадеевский лес или Ризадеевская дача в планах не фигурирует. В то же время имя Ризадей (возможно в силу его нерусского происхождения) не упоминается ни в арзамасских поместных актах, нив собрании древнерусских имен и прозвищ, ни в других исторических источниках.
И хотя пока нельзя вынести окончательного суждения о реальности бывшего владельца Выксунских земель и лесов Ризадея, легенды с его участием прочно вошли в историческое повествование о начале Выксунской земли и придали ему занимательность, широту и романтическую окраску. ( орфография и пунктуация автора)


Невидимые памятники
Среди памятников истории, оставленной нам в наследство прошедшими поколениями, есть малозаметные, но в то же время живущие столетия в нашем языке, памятники-названия. Эти памятники исторического прошлого нельзя увидеть и потрогать руками, но они также, как и рукописные документы истории, несут на себе историческую информацию, уходящую порой вглубь веков.
Также живущие в памяти народа словесные памятники носят название топонимов, а наука, изучающая и толкующая топонимы,- топонимикой (от греческого топос- место, местность и онома- имя, т.е имя, название местности). Топонимами являются названия: рек, ручьев, озер, гор, лесов, полей, болот, лугов, городов, сел, деревень и всех характерных природных особенностей.
«Ни в чем не выражается до такой степени ярко народный склад ума, симпатии и антипатии народа, его вкуса, его память о славном прошлом, его любовь к природе и далее почтение к божеству, как в географических (топонимических Л.Ш.) названиях. Попробуйте изучить географические названия в пределах хотя бы одной только деревенской общины (все равно, русской или инородческой). и вы найдете целую не писаную историю общины.
Деревенский обыватель окрести все мелкие углы и закоулки общинной территории своими мелкими названиями».
Так писал в 1910 г. о топонимах, один из первых исследо¬вателей названий С. Н. Кузнецов в книге «Русская историческая география». Топонимы бесценны для науки, они помогают установить историческую истину там, где не осталось никаких других материальных следов исчезнувших имен и народов. Так, например, в нижнем течении Оки, в границах и нашего района, проживало когда-то мордовское племя мурома. А сегодня только название города — Муром напоминает нам об сошедшем с исторического горизонта народе. Таких примеров можно привести множество. Топонимы помогают историкам восстановить и долетописную историю народов, проследить по названиям: рек, озер, гор, лесов районы размещения и пути их миграции, т. е. кочевий. Но есть топонимы, которые выполняют более скромную роль, объясняя историю создания отдельного села, деревни, города.
В старину в большинстве сел и городов, даже крупных, не существовало названий улиц и нумерации домов. Адрес нужного дома находили по характерному месту его расположения, отмеченному, как правило, топонимом, и по хозяину дома, Так, например, «адрес» дворца Баташевых—Шепелевых в Москве раньше писался так: «За Яузским мостом на Вшивой горке». То есть здесь мы видим типичный топоним — «Вшивая горка».
Торгово-промышленное село Выкса тоже имело свои адресные исторические приметы, сохранившиеся в нашем языке до сих пор.
Ряд выксунских городских топонимов не нуждается в объяснении: Монастырь, Нижний завод, Антоповка и др. Первоначальный же смысл и значение других топонимов забылось и они нуждаются в толковании. Не каждый выксунец сегодня объяснит, откуда появились такие характерные названия отдельных районов города, как Булатня, Голявка, Горка, Межонка, Старая Колония и другие.
Казалось бы, сегодня, когда в городе более сотни названий улиц, и переулков, эти топонимы отжили свой век и должны отойти в область предания. Однако этого не происходит, так как они удобны и позволяют выксунцам быстро сориентироваться относительно района проживания необходимого им адресата. Потребность и привычка к таким районным городским названиям осталась и в наше время. После революции в городе появились новые топонимы, отражающие районы новостроек, Щитки, Стахановские дома, Самстрой. Рождаются городские топонимы и сегодня. Ряд выксунеких топонимов, уже в основном исчезнувших из употребления, объяснялся в нашей местной печати: Гусарское поле, Фабрика. Но большинство других топонимов еще не толковалось. Так как со дня упомянутых публикаций прошло много лет и за это время население Выксы существенно изменилось, мы сочли не лишним растолковать все основные топонимы Выксы как «живые», так и «мертвые», расположив их в алфавитном порядке.
БУЛАТНЯ. Такое название носит слободка около Нижнего завода. Этот топоним живет в языке еще и сегодня, но завтра он перейдет из области «живых» топонимов в «мертвые». «Булатня» отжила свой век и сносится. Ее территорию скоро займет расширяющийся Выксунский металлургический завод. Откуда в мирной Выксе появилось такое «оружейное» название? Есть две версии, объясняющие происхождение топонима. Первую изложил в своих «Записках к истории Выксунских заводов» краевед А. Ф. Зыкин.
Для уничтожения разбойников Баташевым приказано было собрать облаву, не отнимая много мужчин от заводских работ, назначить женщин и девиц, которые должны были надеть кафтаны и шапки. Когда были окружены разбойники, то они бросились бежать, но некоторая часть их была поймана и приведена в Выксу. Им было объявлено, кто желает честно жить, тот должен остаться при заводах и работать на них, а не желающие все будут переданы в руки правительства, наказаны плетьми и сосланы в Сибирь на каторжные работы. Пожелавшие остаться при заводах были поселены в особую слободку, которую местные жители назвали «Булатней».
Под словом «булат» в то время понимали не только специальный сорт высококачественной стали, но и непосредствен¬но изготовленное из него холодное оружие, которым были вооружены разбойники.
Вторую версию приводит в своих записях В. П. Порхачев, он пишет:
«Так мастеровые с тульских заводов, изготовлявшие из булатной стали оружие, были в Выксе поселены в специальной слободке, называемой «Булатней».
Какое же из объяснений наи¬более правильно? Разбойникам или мастеровым-оружейникам обязана «Булатня» своим именем? За неимением дополнительных данных, этот вопрос пока остается открытым. Можно привести еще только несколько косвенных соображений. На Нижнем заводе никогда не изготавливали сталь и, естественно, булат. Здесь в основном перековывали чугун в железо.
Хотя известно, что вообще «булат, или подражание дамаскинской стали, делался на заводах г. Баташева с успехом». Возможно, ее производили на среднем заводе, где была стальная фабрика, поставляющая сталь для серпов и кос. Скорее же всего его делали на Велетьминском заводе, но в небольшом количестве.
Разбойничий вариант тоже не имеет документальных подкреплений, но характерно, что жители «Булатни» всегда отличались перед другими мастеровы¬ми Выксы повышенной задиристостью и драчливостью, что возможно и идет от их разбойничьих, лихих предков.
ГОЛЯВКА. Зарождение этого топонима не зафиксировано ни в каких документах. Его корень «голь» ясен своим беспощадным смыслом. Словарь «Живого великорусского языка» В, Даля определяет его, как —нищета, бедность, и самые бедняки. Ходячее русское выражение «голь перекатная» означало крайнюю степень обнищания, Появилась Голявка в конце XIX в., когда в Выксе стали появляться в большом количестве новые жители. Чаще все это были уходившие из деревень на заработки безземельные, малоземельные и безлошадные крестьяне-бедняки. Те из них, кто пришел из дальних деревень, вынуждены были ютиться в жалких подобиях домов - «балаганах». Эти временные жилища описал член Горного ученого комитета врач Л. Бертенсон в 1895 году.
«Рабочие (т. е. крестьяне-пришельцы. Л. Ш.)… при отдаленности деревень живут в самодельных домах, как, например, на Выксунском заводе, где в зимнее время они устраивают так называемые «балаганы». «Балаган», или полуземлянка, представляет собою вырытое в земле на аршин углубление, над которым находится бревенчатый сруб и крыша, покрытая дерном. Окна устраивают редко, т. е. просто отверстия, задвигаемые дощечками». Название слободе, образованной из подобного рода «балаганов», расположившейся на южной окраине Выксы, местные жители дали снисходительно-унизительное — Голявка. Так как даже выксунский потомственный мастеровой зачастую сам полуголодный чувствовал себя почти барином по сравнению с жителями «балаганов», которые не имели ни квалификации, ни имущества, ни приемлемого для жизни жилья. Прошли годы, исчезли «балаганы», но название нищенской слободы уже без унизительной окраски живет в языке выксунцев.
ГОРКА. Так ласково называется и поныне небольшой холм, застроенный в наши дни зданием Госбанка и овощными складами. Раньше, когда здесь не было никаких строений, он служил основным местом зим¬них веселых утех и забав выксунским жителям. Как писал Н. П. Голованов;

«Катаньем ровно наслаждались
С рабочего до самых бар,
Все одновременно катались.
Причем хор музыки играл.
Тогда, как будто поощрял
Катанье с гор такого рода.
И каждый год заготовляли
Лубянки-санки в счет завода.»
Лучшего места для катания в Выксе было не сыскать. Разогнавшиеся с горы и достигшие ее основания санки, Лубянки и ледянки, беспрепятственно продолжали стремительно нестись со своими радостными седоками, дальше по гладкой, ровной ледяной поверхности замерзшего Среднего пруда. Надо ли говорить, что в те времена массовое катание с гор было самым доступным и любимым времяпровождением и веселой забавой не только детей, но и взрослых. Об этом нам и напоминает сегодня уменьшительно-ласкательный топоним Горка, под которым ныне понимается весь этот жилой район.
ГУСАРСКОЕ ПОЛЕ. Почти забытый топоним. Раньше жители Выксы так называли обширную, поросшую травой лужайку, расположенную вдоль парка со стороны базара.
Название «Гусарское поле» связано с редким для выксунской глухомани посещением села эскадроном (около 150 чел.) гусар. Откуда и зачем появились в Выксе гусары?
Из истории известно, что внучка И. Р. Баташева Дарья Ивановна была замужем за генерал-майором Д. Д. Шепелевым. Д. Д. Шепелев в 1807 году только что получил это высокое звание, являясь шефом, как тогда называли, или командиром Гродненского гусарского полка. В качестве свадебного эскорта он и привел с собой в Выксу своих однополчан.
Гусары — это легкоконные войска, выполняющие в то время чаще всего разведывательную функцию. За гусарами летела слава забубенных головушек не только в пирах и попойках, но и в сражениях. В мирное время они слыли неотразимыми совратителями женских сердец. Этому немало способствовала гусарская форма — самая красивая и впечатляющая из всех родов русского войска.
И действительно трудно было отвести глаза от расшитых золотыми, серебряными и шелковыми шнурками и усеянных пуговицами доломанов и небрежно висящих на левом плече ментиков, щегольских сапог со шпорами. Тот, кто видел фильм «Гусарская баллада», имеет об этом полное представление. А. Ф. Зыкин так пишет об этом редком событии: «Когда стало известно, что генерал приведет своих гусар, то в праздничный день прихода их собралось много народа с заводов и окрестных деревень, посмотреть на невиданное никогда гусарское войско, которое вступило в Выксу в парадной форме с музыкой и песнями.
К этому событию можно при¬менить стихи неизвестного мне поэта.
«На солнце оружьем сверкая,
Под звуки лихих трубачей
По улице пыль поднимая
Входил эскадрон гусар-
усачей.
И долго при свете лампад
Во мраке осенних ночей
Молодежь все воспоминает
Про звуки лихих трубачей.
Через год возвращаясь
обратно
Чрез ту же деревню опять
Встречали гусар, конечно,
Целый полк молодых
гусарей».
Такое зрелище, естественно, поразило жителей Выксы и надолго врезалось в их память, как одно из ярких событий в их бедной событиями, однообразной, провинциальной, замкнутой жизни. Поэтому долгое время спустя выксунцы все еще называли место лагеря гусар— «Гусарское поле».
МЕЖОНКА. Так называют жители Выксы несколько отстоящее от города по Навашинскому шоссе селение да и весь этот северный район. На первый взгляд ничего непонятного в названии нет. Была какая-то межа, в смысле граница, отсюда и название — Межонка. Од¬нако знакомство со старыми документами и свидетельствами позволяет выяснить первоначальное название этого высел¬ка и его происхождение.
Первое упоминание о нем мы находим в описании П. С. Палласа «Путешествие по разным провинциям Российской империи». Побывавший здесь в августе 1768 г. исследователь пишет:
«Холмистое место, в котором ныне добывают железную руду вблизи речки Вежонки... при оном месте построены жилые связи для надзирателя и работных людей!»
В документах тех лет упоминаются тоже: «вежонская рудная контора» и «рудокопная слободка «Вежонка». Итак, мы выяснили, что первоначальное название нынешней «Межонки» было «Вежонка», которое произошло от названия небольшой, сегодня окончательно исчезнувшей, речушки Вежонки.
Слово «вежа» в русском языке очень многозначно. Вежей называли: башню, каланчу, шатер, полевой шалаш, балаган, сторожку. Употреблялось слово «вежа» в Новгородской губернии в смысле межа, грань, рубеж. По-видимому, последнее значение наиболее нам подходит. Когда-то, примерно в этом районе проходила граница между Владимирской и Нижегородской губерниями. Отсюда и название пограничной речки Вежонка. Название речки, перешедшее на выселок, потом в языке трансформировалось в более понятное русскому уху слово Межонка. Кроме рудокопов, в ней жили огородники, работавшие на расположенном здесь господском огороде, а позже конюхи, обслуживающие Шепелевский конный завод и манеж. Для купания породистых лошадей и был создан небольшой Межонский пруд. Для этого перегородили речку Вежонку небольшой плотиной с вешняком.
ПАВИЛЬОН. Сегодня так называется железнодорожная станция и местность, примыкающая к Запасному пруду. Значение и смысл топонима «Павильон» полностью раскрыт П. П. Свиньиным в книге «Заводы И. Р. Баташева, а ныне принадлежащие генерал-лейтенанту Д. Д. Шепелеву и его детям»,
«...за Выксунским прудом не далее версты от дома («большого» Л. Ш.) есть прекрасная роща, от которой к Запасному пруду идет большой гладкий луг. На нем построен Павильон и самый луг украшен качелями, статуями и внизу на берегу пруда батарея с 6 полуфунтовыми пушками (для салюта Л. Ш.). Выше павильона подле самой рощи находится большая в китайском вкусе беседка о двух этажах и в сторону от нее летний домик, в котором можно жить, тем более, что в стороне рощи есть кухня, ферма и огород со всем нужным для стола и десерта. Все сии беседки украшены цветниками».
Из приведенного описания становится ясно, что местность носит название «Павильон» в память о стоявшей здесь в старину небольшой летней, крытой постройке, носившей французское название «Павильон» (что значит — шатер). Здесь жители Выксы отмечали летние праздники и особенно народный праздник в день «Троицы». Вот как описывает его А. Ф. Зыкин.
«Все собирались в рощу на берегу Запасного пруда в местность под названием «Павильон», где забавлялись разными играми, пели песни, плясали, водили хороводы и доставали призы с высоких и гладко выструганных столбов, на которые были повешены: фуражки, шляпы, кушаки, сапоги, рубашки, шаровары и замшевые рукавицы. Ловкачи долазили до вещей и забирали их, а кто не долезал и моментально спускался на землю, того встречали громким хохотом и разными остротами. На народный праздник приезжал сам барин со своими гостями, любовались весельем народа и катались на лодках под звуки музыки и песен, после чего возвращались на берег в поставленный для них шатер с разными угощениями и шампанским вином».
В период развертывания революционной борьбы рабочего класса Выксунских заводов с царизмом с 1902 по 1917 гг., район «Павильона» служил излюбленным местом проведения маевок, революционных собраний и сходок.
СКОТНЫЙ. Таким топонимом обозначают выксунцы юго-восточный район г. Выксы, расположенный за Верхневыксунским прудом. Сегодня этот топоним не понятен, но если мы вскроем исторические корни его происхождения, то все станет на свое место. Краевед А. Ф. Зыкин в упоминавшихся уже записках пишет о предысто¬рии возникновения топонима «Скотный» так:
«В одной версте от господского дома, за прудом против него расположен выселок «Скотный двор». Название этого выселка прямо обозначает назначение этого выселка, но главное там были поселены егеря со многими сворами охотничьих собак разных пород: лягавых, гончих, борзых.
В зимнее время несколько раз совершались в присутствии помещика, его гостей и просто¬го народа, травли диких зверей: волков, зайцев, лисиц, медведей и пр.
В случае позорной оплошности собак зверь убегал в окружающий пруд лес, за это полагалось положенное наказание, но не собак, а приставленного к ним егеря».
Таким образом топоним «Скотный» ведет свое происхождение от существовавшего здесь когда-то барского «Скотного двора». Животноводческие помещения и псарни постепенно обстраивались кругом жилы¬ми домами, в которых проживали скотники, доярки, пастухи, егеря.
СТАРАЯ КОЛОНИЯ. Так, по привычке, называют выксунцы небольшую группу двухэтажных деревянных, окрашенных когда-то охрой, домов на западной окраине города. Название «Колония» точно отражает происхождение его бывших жителей. Слово колония толкуется В. Далем, как поселок выходцев, поселение иноземцев, переселенцев из другой земли.
Откуда же здесь на исконно русской земле появились иноземцы? В 1889 г. было оконча¬тельно оформлено акционерное общество «Товарищество Выксунских горных заводов». Его главой и основным держателем акций стал боварский подданный А. И. Лессинг. И совершенно естественно, что он захотел опереться в руководстве и организации производства на Выксунских заводах на своих соотечественников. По его приглашению из далекой Германии прибыли многочисленные немцы вместе с чадами и домочадцами. Они заняли все руководящие посты на заводах: начальников цехов, мастеров, заведующих рудниками, лесами, главных специалистов и т. д. Один только механический цех остался под русским управлением, а в остальных везде господствовали немцы. Не желая смешиваться с русскими, они поселились в отдельном, специально построенном, поселке, которому местные жители и дали название «Колония».
Война между Германией и Россией застала этих специалистов врасплох, так как они приезжали в Выксу с твердым намерением прожить здесь долго и уехать в Германию не иначе как с туго набитым кошельком. В 1915 году все германские подданные были выселены из Выксы в дальние губернии, а название поселка «Колония» и позже «Старая колония» так и осталось.
ФАБРИКА. Это «мертвый» сегодня топоним. Так раньше называлась местность между «Скотным» и «Голявкой». Здесь ближе к плотине Верхне-выксунского пруда работала в прошлом суконная фабрика. У П.П. Свиньина в книге «Заводы И. Р. Баташева и т. д...» о ней говорится следующее:
«...в 1818 г. заведено дела¬ние суконных машин; для расшивания шерсти, чесания и переработки ее в вату, переделки ее из ваты в локоны удобные прядению, наконец, для прядения основы и утка суконных. А в 1819 г. построена и суконная фабрика для показания публике суконных машин в самом действии... Все сии строения поставлены на возвышении прямо противу господского дома, а за ними рощи и лесок, что делает очень хороший вид».
Нужда в топониме «Фабри¬ка» постепенно отпала в результате мысленного расширения районов, охватываемых топонимами «Скотный» и «Голявка». Название местности «Фабрика» перестало обозначать какой-то жилой район, и топоним вышел из употребления.
Итак, мы познакомились с главными топонимами г. Выксы и убедились, что каждое на¬звание, отложившееся и закрепившееся в народной памяти, несет на себе неизгладимую печать времени и тесно связано с историей становления города. Возможно, не все согласятся с толкованием происхождения и смысла отдельных топонимов, допущенным автором. Будем очень признательны всем тем, кто захочет внести дополнения и поправки.
Но городские топонимы—это только небольшая частичка того огромного количества названий, которые рассеяны по всему району. Всем хорошо известны такие разные топонимы, как: Лысая гора, озеро Колодливо и Витерево, речки Железница, Суводь, Верея, Грослея, Рожнов и Шаркин Бор и т. д. т. п.
Многие названия, к сожалению, исчезают из народной памяти. Об этой общей тенденции с глубоким сожалением пишет языковед Л. В. Успенский в книге «Загадки топонимики». В одной только Московской области из двух тысяч рек тысяча триста не имеет названий.
«Только имена рек! И только в одной Московской области! А названия местных рощ, моховых болот и болотцев, распашек и запущенных нив, дорожных растений и заброшенных карьеров, глухих озерков и росистых полян в дремучей чаще? Их-то уже десятки тысяч, никем не взятых «на карандаш», не записанных, не раскопанных»,
А ведь, несомненно, названия были, но позабылись со временем. Огромное количество малоупотребительных и полузабытых топонимов ждут внимания к себе и записи у нас в районе. Сохранить их, значит сохранить в памяти потомков неписаную, но живую историю освоения района, запечатленную в меткий народных названиях.
«Все топонимы до единого памятники», — утверждает убедительно и доказательно Л. В. Успенский. А памятники, как известно, надо уважать, беречь и сохранять. Поэтому, наряду с сохранением материальных памятников прошлого, надо зафиксировать и сохранить для потомков и невидимые памятники народной истории. Пользуясь «трибуной» газеты «Выксунский рабочий», которую читает практически все население района, мы обращаем¬ся ко всем старожилам, учителям, школьникам, — записы¬вайте местные названия — топонимы, в них живет прошлое народа, его бессмертная душа.

(орфография и пунктуация автора)



Свидетели былого

В конце октября 1976 года Верховный Совет СССР принял важный государственный документ: «Закон об охране и использовании памятников истории и культуры». Первая статья закона гласит:
«Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Все памятники истории и культуры, находящиеся на территории СССР, охраняются государством».

Несомненно, что основным и наиболее ценным комплексом памятников являются архитектурные сооружения и парк бывшей усадьбы основателей города и заводов, братьев Баташевых, созданные в последней четверти XVIII века.
Усадьба в те годы выглядела солидным поселением. Так, согласно описи, сделанной вотчинным управлением заводами в 1865 году, на ее территории находилось свыше двадцати одно- и двухэтажных зданий. При этом половина из них была построена из кирпича, дефицитного в то время стройматериала. Как бы продолжением усадьбы служил и примыкающий к ней Верхне-Выксунский завод, на территории которого были воздвигнуты тоже десятки различных производственных сооружений, заводских механизмов и других объектов.
Усадьба со службами, парк с театром, зверинцем и оранжереями, завод с многочисленными производственными помещениями и Верхне-Выксунским прудом, и здание стоящее на холме господской «Большой» церкви в совокупности и составляли то горнозаводское баташевское гнездо, которое и получило название—Выкса.
Рабочие же слободы, располагавшиеся в некотором отдалении от усадьбы, назывались обычно по названиям близлежащих заводов. Слобода Среднего, слобода Нижнего завода. От этого времени и осталось в языке выражение: «Пойти на Выксу», означающее еще и сегодня для многих выксунцев-старожилов, пойти в ее старый центр, заключенный условно в границах баташевской усадьбы XVIII столетия.
Определяющим, смысловым центром всего усадебного ансамбля служит Большой дом с примыкающими к нему флигелями. Продолжением его служит здание бывшей главной конторы с амбарами или магазинами, как их раньше называли, и конный двор со зданием рунтов.
Особенно впечатляюще красиво весь усадебный комплекс выглядит вместе с живописным Верхним прудом со стороны скотного. Прекрасно гармонирует своим удлиненным силуэтом и высокой колокольней с усадьбой и парком «Большая» церковь. И даже построенный в 30-е годы Дворец культуры им. Лепсе не вносит диссонанса в этот ансамбль.
Каждое время года накладывает на эту чарующую картину свои краски и трудно сказать, какое время года ей больше всего к лицу: весна, лето, осень или зима. Ансамблевая особенность сохранившихся па¬мятников прошлого г. Выксы особо подчеркивалась еще в 1980 году на государственной комиссии при отборе памятников культуры, подлежащих охране. Тогда член-корреспондент Академии, художеств СССР Л. М. Лаптев дал им высокую оценку:
«Памятники Выксы—громадная ценность, созданная трудом крепостных заводчика Баташева. Двухсотлетний парк, живописнейшие берега прудов, стоящая на высоком холме, окруженная с трех сторон водой бывшая церковь—все это представляет из себя ансамбль исключительной красоты, пожалуй, равный ансамблю церкви Покрова на реке Нерль близ Владимира»,
Неизгладимая печать времени лежит на всем облике Выксы. Сегодня она находится на пороге коренной реконструкции ее старых деревянных районов, но воплощая в жизнь новые архитектурные и градостроительные принципы, нашим архитекторам и строителям надо постоянно помнить об редком ансамблевом своеобразии старого центра города и не нарушать его непродуманными и неуместными постройками и необоснованными сносами.
На сегодняшний день в г. Выксе зарегистрированы и охраняются следующие памятники XVIII века.
а) архитектурные «Большой» дом, «Большая» или Рождественская церковь, здание бывшей главной конторы с амбарами, кон¬ный двор и здание рунтов, аптека, мастер¬ские верхнего завода;
б) ланшафтные: липовый парк, гидротехническая и гидроэнергетическая системы прудов.
Время изменило внешний и внутренний вид многих памятников, поэтому интересно знать, как же они выглядели раньше в период создания и в первые десятилетия своего существования. Немногочисленные сохранившиеся мемуарные и документальные источники и описания, относящиеся к разным годам, в какой-то мере позволяет нам разглядеть утраченные черты свидетелей былого».

«БОЛЬШОЙ» ДОМ
Такое название бывшего жилища заводчиков Баташовых возникло у выксунцев не случайно, так как его масштабы слишком уж были несоизмеримы с трехоконными в большинстве, однокомнатными хибарками мастеровых старой Выксы.
По описи 1865 года в нем насчитывалось 38 комнат, 140 окон и 6 каминов. Естественно, что многокомнатные чертоги представлялись всем настоящим лабиринтом,
«Большой» дом, типичный образец граж¬данской архитектуры XVIII в. простой по внешним формам и удобный по внутренней планировке. Про подобные помещичьи постройки А. С. Пушкин говорил в «Евгении Онегине».
Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины.
Полагают, что архитектором его был кре¬постной зодчий Кисельников. Время строительства 70 годы XVIII века. В дальнейшем дом подвергался неоднократным перестройкам и переделкам. Был надстроен третий этаж, так как первоначалыю дом был двухэтажным. Позже, в 40 -х годах XIX века, по свидетельству капельмейстера П. Я. Афанасьева, И. Д. Шепелев:
«пристроил к нему обширный каменный флигель. Внутренность этого помещения была крайне оригинальна: окна из разноцветных стекол, вследствие чего в комнатах царил таинственный полусвет: вся мебель в восточном вкусе — полное отсутствие стульев, а только турецкие диваны, покрытые коврами: в некоторых комнатах устроены были потайные лестницы в нижний этаж». Флигель служил местом интимных встреч помещика И. Д. Шепелева с молодыми актрисами крепостного театра. Зная об этом, выксунцы дали ему меткое название «гарем».
Каждый из трех этажей «Большого» дома использовался по-своему. Самый верхний, третий этаж особняка занимал сам барии. Здесь располагались его канцелярия и личные апартаменты. Отсюда исходили приказы и распоряжения, определявшие всю нелегкую жизнь крепостных крестьян и мастеровых, неустанно трудившихся на заводах, рудниках, куренях.
На втором этаже располагались все парадные комнаты, предназначавшиеся для приемов гостей, отдыха и празднеств.
В их числе были три гостиные, китайская комната (по моде того времени), картинная галерея или итальянская комната со стенами, увешанными дорогими картинами в резных золоченых рамах. Большинство живописных полотен принадлежало кисти иност¬ранных художников. Здесь же висели портреты представителей двух сонаследующих друг другу родов Баташевых-Шепелевых.
На втором этаже была и большая столовая, так как за стол вместе с гостями садилось порой до 50 человек и более. Главной достопримечательностью этажа была обширная, во всю ширину здания, парадная зала. Здесь несколько раз в году устраивались балы, маскарады, танцы. Отделка зала была самая роскошная. На видном месте, как писал Е. А. Салиас: «висел огромный портрет, це¬лая картина, изображавшая первого импера¬тора, особенно чтимого обоими братьями. Портрет этот кисти иностранного художника прибыл на корабле из Голландии и обошелся крайне дорого. В этом же зале большие английские часы играли целый концерт в полдень».
Простенки между окнами с обеих сторон зала были заполнены зеркалами, отражения в которых зрительно как бы расширяли его размеры. Узорчатый паркетные пол, лепной потолок, великолепные хрустальные люстры дополняли убранство зала и создавали торжественную, праздничную атмосферу. Разгоряченные танцами гости могли прохладиться, выйдя на балкон. Выходы на два главных балкона были расположены в середине зала
напротив друг друга. С просторных, на мощных кирпичных колоннах балконов, уставленных тропическими деревьями и цветами, можно было полюбоваться парком с его цветниками или заводом с его постоянно чадящими домнами и прудом.
Нижний этаж и флигель с проездной аркой были заселены приживальщиками, родственниками и гостями, которых на Выксе всегда хватало.
В доме, кроме роскошной обстановки: разнообразной по стилю мебели, бронзовых и мраморных бюстов и статуй, изящных канделябров, серебра, фарфора, хрусталя, ковров была еще, по воспоминаниям И. Я. Афанасьева: «Великолепная библиотека, в которой можно было найти все, что угодно, в этой библиотеке, — как пишет автор, он познакомился с Шиллером, Гете, Вальтер Скоттом, Шекспиром, Байроном, Вольтером, Евгением Сю, Гюго, Диккенсом и многими другими писателям, остававшимися до тех пор ему неизвестными».
Но все это дворцовое великолепие «Большого» дома, нажитое эксплуатацией более чем 16.000 армии крепостных, потускнело и сникло уже в 1845—46 гг., когда из-за фи¬нансовых трудностей над заводами была учреждена опека.


КОННЫЙ ДВОР
От бывшего обширного конного двора сохранилась только небольшая часть. По¬мещение конного двора с заложенными кир¬пичом воротами используется для магазина общества охотников и рыболовов. Сохрани¬лось также основание пожарной башни-каланчи. Здесь размещается служба ГАИ г. Быксы. В старое время это помещение зани¬мала заводская полиция— рунты. Как ни странно, но русские полицейские носили немецкое название. В переводе оно означает — патруль, донор. По видимому, полицией когда-то командовали лица немецкого происхождения. До сих пор старожилы Выксы называют заводскую охрану рунтами. Рунгы по совместительству были и пожарными. Вода в бочках, специальные лошади, телеги, багры, все это постоянно было наготове,
В помещении рунтов производились экзекуции над провинившимся мастеровыми и крепостными. Служащих наказывали, посылая на работу в лес или на рудники.

АПТЕКА

Здание первой выксунской аптеки расположено за «Большой» церковью. Она была построена в конце XVIII века. П. П. Свиньин так описывает ее:
«Аптека помещается на 10 сажен (21 м) в каменном двухэтажном корпусе и снабжается полным запасом медикаментов.
Рядом с аптекой располагалась больница. Она состояла из двух деревянных двухэтажных корпусов и дома штаб-лекаря. Один корпус предназначался для больных мужчин, другой для женщин. Всего в больнице было 48 коек. Часть необходимых для аптеки лекарств, а именно лекарственные растения, выращивались и собирались тут же в примыкающем к аптеке обширном ботаническом саду.
Старое здание аптеки сохранилось до на¬ших дней в значительно перестроенном виде. Расширены окна, исчезли детали отделки, перепланирована внутренняя отделка. Но оно по-прежнему служит медицинским целям. Сегодня здесь размещается кожно-венерологический диспансер города.

МАСТЕРСКИЕ
Из многочисленных старых заводских производственных помещений до наших дней дожила только часть здания мастерских Верхне-Выксунского завода. Архитектура его проста. Сохранились детали, характерные для архитектуры XVIII века и своды со связями. О назначении и использовании помещения мастерских сообщает П.П. Свиньин, описывая Верхний завод.

«Корпус длиной 81 сажень (170м) а шириной 5½ саженей (11,5м) заключает в себе разные мастерские, частию для заводских нужд, а частию и для потребностей домашних по местопребыванию здесь заводчика, как-то: столярную, модельную, пивоварню, каретную, кастрюльную, лакировальную (для экипажей) и кузницу».
Старое помещение мастерских и в наши дни кроватным цехом ВМЗ.
Таковы архитектурные памятники XVIII века города Выксы, представляющие из себя и сегодня довольно редкий в масштабах Горьковской области ансамбль.


«…Сработанный еще рабами Рима…»
В скором времени коллективу металлургиче¬ского завода предстоит приступить к освоению новой прогрессивной технологии производства многослойных электросварных труб большого диаметра для газопроводов высокого давления. Оглянувшись в более чем 220-летнее прошлое старейшего предприятия, мы видим, что это далеко не первая замечательная веха, которую вписывают Выксунские металлурги в летопись отечественного трубостроения. В его развитие весомый вклад внесли деды я прадеды нынешних тружеников завода, замечательные умельцы, чьи таланты, мастерство были известны и славились далеко за пределами России.
Сегодня мы предлагаем читателям «Выксунского рабочего», многие из которых непосредственно участвуют в возведении нового трубного цеха или будут работать в нем, посвященный этой теме увлекательный очерк краеведа Л. В. Шестерова.

Прежде, чем начать разговор о выксунских трубах, мне хочется сделать небольшой экскурс в историю возникновения и разви¬тия трубного производства. В те далекие годы, когда человек каменного века вел кочевой, бродячий образ жизни, долго не засиживаясь на одном мосте, и перед ним не вставала проблема, где взять воды для приготовления пищи и удовлетворения жажды и т. п. Поистощив местные ресурсы, он отправлялся искать нетронутые, с непуганым зверем и рыбными реками, места… Возникновение первых рабовладельческих государств в Египте, Китае, Индии, связанное с общественным разделением труда, привело к зарождению городов с концентрацией в них больших масс населения. Тогда-то и возникла проблема не только как напоить жителей города живительной влагой, но и как избавиться от бытовых отходов и отходов человеческого метаболизма, то есть обмена веществ.
Так, на заре человеческой ци¬вилизации появилась потребность в трубе, прежде всего для целей водоснабжения и канализации. Трубы, — это по сути закрытые со всех сторон каналы для течения жидкости, имели ряд ощутимых преимуществ перед обычными открытыми каналами. Их можно было незаметно, скрытно прокладывать в земле, и вода в них не загрязнялась. Однако первые трубы из обожженной глины применялись еще ограниченно только для разводки внутри населенного пункта во избежание загрязнения воды. Кроме того, из-за малого диаметра они имели недостаточную пропускную способность. Поэтому на большие расстояния вода подавалась открытыми каналами, вы¬ложенными из тесаного камня или кирпича.
Одно из самых поразительных водопроводных сооружений древности было построено в Пергаме, рабовладельческом эллинистическом государстве, существовавшем в 283—133 г.г. до н. э. в северо-западной части Малой Азии (сегодня территория Турции). Город Пергам являлся тогда одним из крупнейших экономических и культурных центров эллинистического мира. Библиотека Пергама занимала второе место в мире после Александрийской.
Ширина улиц Пергама достигала 10 метров. Они были вымощены камнем и снабжены водостоком. Пергамский царь Эвмен II в 180 г. до н. э. повелел соорудить напорный водопровод длиной 3 километра для снабжения столицы водой. Вода в сборный бассейн, расположенный на высоте 200 метров на соседней с Пергамом, тоже двухсотметровой горе Агоис-Георгиос, поступала по трем линиям труб из обожженной глины с Мадарских гор, расположенных на расстоянии 60 километров от Пергама.
От сборного бассейна водопровод в Пергам должен был опуститься на 200 метров, а затем подняться в столицу на такую же высоту. Таким обра¬зом, образовался перепад высот в 200 метров. Давление в водопроводе достигало соответственно 30 атмосфер. Обычные гончарные трубы, применявшиеся тогда для целей водоснабжения, для этого не годились. Тогда, впервые в мировой практике, строители использовали металлические трубы длиной около 1 метра, изготовленные из бронзы. Между собой трубы собирались в трубопровод посредством просверленных камней (как бы муфт). IIергамский напорный водопровод — единственное в своем роде сооружение, опередившее широкое использование высоконапорных водопроводных систем на два тысячелетия.
Высокого развития достигло водоснабжение у греков. Историк Геродот описывает всасыва¬ющий насос ученого Герона, а позднее, ученик Герона а Ктезиб (ок. 150 г. до н. э.) изобретает нагнетательный. Подведенная, чаще всего открытым каналом, вода разливалась далее по гончарнъм или свинцовым трубам к местам потребления: бассейнам, фонтанам, водоразборным чашам. Гончарные трубы для целей водоснабжения использовались также в Китае и Индии. В России нашли себе применение деревянные трубы. Их открывают в наши дни при раскопках древнего русского города Новгорода.
Наибольших высот достигло античное водоснабжение в древнем Риме. Вечный город снабжали водой 10 линий акведуков, то есть каналов из тесаного камня, проведенных на аркадах на высоте до 30 метров. Общая длина акведуков, построенных еще около 100 г. до н. э., достигала 404 километров с общим поперечным сечением водоканалов более 7,5 квадратных метра, что соответствует диаметру трубы около 3 метров. При императоре Августе они давали около 219 ведер воды в сутки на человека. Всего в Риме насчитыва¬лось 1.350 водоразборных бассейнов и 591 художественный фонтан, 15 терм (бань) и 856 общественных купален. Городская водопроводная система изготовлялась из свинцовых труб гру¬шевидного сечения, что объяснялось технологией их изготовления. Тонкий лист свинца сгибался и спаивался в стыке — получалась свинцовая труба. После падения Рима достижения его в области водоснабжения и канализации были прочно забыты.

Известно, что средневековые города не имели ни того, ни другого. Нечистоты текли по открытым уличным канавам. Города поражали своим зловонием. Так продолжалось вплоть до XVII века, когда для целей водоснабжения начинают применяться литые чугунные трубы. Версальский водопровод, снабжавший водой многочисленные фонтаны знаменитого Версальского парка, построенный в 1678—1684 гг., был первой крупной водопроводной системой в Европе, использовавшей чугунные трубы в большом масштабе. Вначале трубы отливались в горизонтальном положении, что приводило к разнотолщенности стенок, а с 40-х годов XIX в. стали отливать только в вертикальном положении, что увеличило качество и позволило отливать трубы диаметром до 1.200 мм с толщиной стенки всего 20 мм.
ПОСТАВЛЕНО ВЫКСУНСКИМИ ЗАВОДАМИ
В РОССИИ не возникало особых затруднений с водоснабжением. Как правило, небольшие русские города располагались по берегам рек. Кроме того, колодезная вода хорошего качества выручала там где не было речной. Однако рост городского населения приводил к загрязнению рек, и вопрос о снабжении населения чистой водой назревал незаметно и для России. Первым городом, где этот вопрос стал более нетерпимым, стала Москва.
Воды Москвы-реки к концу XVIII века стали совершенно непригодны для питъя. Колодцы же поставляли в большинстве жесткую и неприятную на вкус воду. И как писалось в путеводителе «Седая старина Моск¬вы»:
«На всю Москву были только три колодца с чистою и здоро¬вою водою: Андроньевский, Трехгорный и Преображенский. Но воду из них брать стоило сравнительно дорого, и хорошая вода за хорошим столом также ценилась как и хорошая брага».
После известной губительной чумы 1771—1773 годов в Москве правительство вынуждено было принять экстренные меры. По приказанию Екатерины II был построен в 1779 — 1804 гг. инженером генералом Ф. Б. Баулером и полковником Геради первый московский водопровод. Вода в Москву поставлялась из ключей, расположенных в окрестностях села Большие Мытищи на расстоянии 18 км от Москвы. Характерно, что вода из сборных мытищинских бассейнов подавалась в Москву не по трубам, которых тогда еще не производили в России, а как и в древнем Риме, открытым кирпичным каналам типа акведука. Поскольку Мытищи лежали выше Москвы, то вода текла самотеком без напора.
Собственно и Европа в это время еще не знала напорного водоснабжения по трубам, которое появилось только в 60-х годах XIX столетия. В Москве мытищинская вода собиралась в водохранилище под ротондой на Трубной площади, откуда затем развозилась потребителям конными водовозами. В течение суток в Москву подавалось 330.000 ведер отличной по чистоте и вкусовым качествам, мытищинской воды. Постройка водопровода стоила казне 2.000.000 рублей ассигнациями. Сумма, по тем временам, почти астрономическая.
Появление отечественных паровых машин в первой половине XIX века, которые можно было использовать в качестве привода к нагнетательным и всасывающим водяным насосам, приблизило вопрос о создании настоящих напорных водопроводов.
Первым шагом на этом пути было создание резервного резервуа¬ра с установкой его на Сухаревской башне в Москве. Проектиро¬вал его в 1829 году инженер Яниш. Выксунские заводы изгото¬вили этот резервуар или водохранилище, как его называли в те годы. Он был отлит из отдельных чугунных плит, которые на месте собирались в резервуар. Между собой плиты стягивались болтами. Резервуар вмещал 7.000 ведер воды и обошелся казне в 13.499 рублей.
Создание металлического резервуара подобного объема не имело ранее претендента в России и было выполнено Выксунскимп заводами впервые. Мытищинская вода из разборного бассейна в Сухаревский резервуар закачивалась по чугунным трубам насосом с паровым приводом. Па¬ровую машину, насос и чугунные трубы также поставили Выксунские заводы. Это был первый, еще небольшой протяженности, напорный водопровод Москвы. Таким образом, как мы видим, уже в 1829, г. на Выксунских заводах умели отливать водопроводные трубы.
В конце 30-х годов XIX века Московской Думой было принято решение провести водопровод и сделать канализацию в Московском воспитательном доме.
Воспитательный дом для детей- сирот представлял собой огромное здание и вмещал несколько тысяч детишек. Надо ли говорить, что обеспечение их водой без водопровода представляло большие трудности. Заказы на паровые машины, котлы, трубы и другое оборудование для водопровода и канализации Воспитательного дома, были размещены на Выксунских заводах. Строительство водопровода было закончено в 1811 году.
Оборудование, изготовленное Выксунскими заводами, состояло из 2-х паровых машин с двумя котлами и четырьмя на¬сосами. Каждая паровая машина обслуживала два насоса. Насосы обеспечивали подачу воды в количестве 266 литров в минуту в специальный резервуар, установленный на чердаке здания на высоте 28 метров. Одновременно работали: одна машина, один паровой котел и два насоса. Один насос качал питьевую воду, поскольку воды в мытищинском водопроводе хватало только для питья, а другой насос забирал из Москвы-реки воду для санитарных нужд и нагнетал ее по специально устроенному водопроводу в Воспитательиый дом. Внутри дома была сделана водопроводная и канализационная разводка. Так - впервые в г. Москве была построена домовая водопроводная и канализационная системы с использованием чугунных труб, насосов и паровых машин.
В середине 50-х годов XIX столетия был построен с помощью Выксунских заводов Нижегородский водопровод с двумя паровыми, машинами, поднимающими воду р. Волги в гору на высоту около 150 мет¬ров.

ХОТЬ И СЕБЕ В УБЫТОК
В 1853 ГОДУ москвичи опять остались без воды после обвала кирпичной галереи акведука первого мытищинского водопровода. За 50 лет эксплуатации он пришел в полную негодность. Москва вновь лишилась вкусной и здоровой воды. Бароном А. И. Дельвигом срочно был составлен проект реконструкции рухнувшего водопровода и начаты работы. Они велись с 1853 по 1858 год. Трубы, насосы, паровые машины и другое оборудование для второго мытищинского водопровода поставили Выксунские заводы.
По проекту А.И. Дельвига вся кирпичная галерея, пришед¬шая в ветхость, была заменена чугунными трубами. За счет опускания водопровода ниже старой галереи и возникновения небольшого напора, производительность мытищинского водопровода возросла с 330.000 до 550.000 ведер воды в сутки. В с. Мытищи было построено водоподъемное здание с двумя паровыми машинами, которые, приводя в движение насосы, качали воду в сборный резервуар. От резервуара вода шла по чугунным трубам диаметром 20 дюймов в Москву. В Москве этот водопровод раздваивался на две нитки труб диаметром в 16 дюймов. Одна нитка водопровода шла для наполнения старого резервуара 1829 года, установленного на Сухаревской башне, а вторая подавала волу тоже в Сухаревскую башню, но уже в новоизготовленный, меньших размеров, второй резервуар. Общая длина труб нового Мытищинского водопровода составила 44 версты. Чугунные трубы, изготовленные Выксунскими заводами, имели толщину стенок полдюйма у 20-дюймовых труб и пять восьмых дюйма — у 16-дюймовых. Оценивая в общем работы по устройству водопровода автор проекта А. И. Дельвиг на основе своего опыта давал рекомендации к улучшению вновь строящихся водопроводов.
«Хотя водопровод вполне удался, но полагаем лучшим давать стенкам труб диаметром более 12 дюймов толщину до 5,8 дюйма, чрез что впрочем увеличилось бы количество тре¬буемого на трубы чугуна.
Впрочем подрядчики (Выксунский завод Л. III) затруднялись в отливке столь тонких труб большого диаметра, опасаясь, что оне не выдержат пробы гидравлическим прессом, и поэтому отливали их несколько тяжелее, но получили плату только за весь чугун, исчисленный в смете, что было для них тем более убыточно, что цена за пуд чугуна труб диаметром в 16 дюймов и менее была 1 руб. 19 коп. В Москве же нельзя достать труб и небольшого диаметра менее 1 руб. 50 коп. за пуд».
Из рассуждений А.И. Дельвига явствует, что заказ на чугунные трубы, отлитые на Выксунских заводах, не принес, видимо, девидентов заводам. Хлопот же было предостаточно, особенно с отливкой 16-дюймовых тонкостенных труб, которых раньше ни Выксунские, ни другие отечественные заводы не отливали, а поэтому и пришлось для перестраховки отлить эти трубы чуть толще и понести на этом убытки.
Сложность изготовления таких труб хорошо понимал А.И.. Дельвиг. Полемизируя с оппонентами, обвинявшими его в чрезвычайной дороговизне новых работ по второму Мытищинскому водопроводу, а они обошлись в 990.000 рублей серебром, он писал:
«Относительно дороговизны произведенных работ мы уже говорили выше, как дешево приобретены были вообще чугунные изделия, составляющие наибольшую ценность в произ¬веденных работах, и в особенности труб с внутренним диаметром 16 дюймов. которые приобретались но 1 руб. 19 коп. за пуд, а всякому. хоть немного знакомому с этим делом, изве¬стно, что не только дешевле, но и по этой цене приобретение чугунных труб в особенности при малой толщине их стенок невозможно».

НА ВСЮ ЕВРОПУ
Кстати, высокое качество выксунских чугунных труб барон А. И. Дельвиг отмечал еще в 1845 году, когда он посетил Выксунские заводы с целью переговоров о поставке для Нижегородского водопровода паровых машин, чугунных плит и других металлических вещей. В своих воспоминаниях «Полвека русской жизни» он дает высокую оценку выксунским металлу и трубам.
«Руда в окрестностях завода отличного качества. Отливавшиеся из нее чугунные вещи были превосходны. Чугунные трубы этого завода выдерживали при одинаковой толщине стенок гораздо большее давление, чем трубы не только иностранных, но и других русских заводов, имеющих также хорошую руду».
До конца XIX века на Выксунских заводах не было массового производства труб. В основном, чугунные трубы отливались только при наличии заказа. Постоянно производилось только небольшое количество железных дымогарных труб, ко¬торые предназначались для паровых котлов, изготовлявшихся па Сноведском заводе.
Первый, настоящий крупный с поточным производством, трубный цех был пущен в экс¬плуатацию на Нижне-Выксунском заводе, только в 1907 году. Согласно прейскуранту общества горных заводов от 1911 года на нем производилось: железные газовые и водопроводные трубы девяти различных диаметров, от полутора до 5 дюймов, железные трубы для буровых скважин десяти диаметров, от 3 с половиной до 6 дюймов и дымогарные трубы для котлов, сваренные внакладку на давление до 20 атмосфер.
Высокое качество Выксунских труб отметила Всемирная выставка 1911 года, проводившаяся в Турине (Италия). Как сообщал специальный корреспондент «Известия собрания инженеров путей сообщения»,
« Заводы Выксы выставили материалы такого высокого качества, которого в Европе не знают». Трубы были подвержены прямо сказочным испытаниям (раздача в холодном состоянии доведена до в одном случае до 44,9 процента- при средних -31 процент. В горячем состоянии из труб наружным диаметром 155 мм приготовлены две вазы. Этому в Турине никто не хотел верить, так как все испытания произведены над трубами, сваренными внакладку, что диметр верхнего отверстия (вазы- Л.Ш.) раза в 4 больше диаметра трубы».
Испытания продемонстрировали феноменальную пластичность и мягкость Выксунского металла, прославив его, таким образом, на всю Европу. Сварной шов не нарушился при четырехкратном увеличении диаметра трубы.
Такова краткая предистория 15о-летнего производства труб на Выксунских заводах. Сегодня два крупных цеха ВМЗ выпускают уже миллион тонн труб ежегодно при общем выпуске их по Союзу – 18 млн. тонн.
Вводимый в эксплуатацию трубный цех №4 по производству многослойных труб и планируемое строительство трубного цеха №5, сделают Выксунские заводы, стоящие у истоков отечественного трубостроения, еще более значительными производителями труб в СССР.



ПОД СЕНЬЮ ЛИПОВЫХ АЛЛЕЙ
Выксунский городской парк культуры и отдыха — ценный памятник русского садово-паркового искусства второй половины XVIII века. Созданный трудом крепостных заводчиков Баташевых, он и сегодня представляет из себя наиболее при¬мечательную особенность нашего города и вместе с голубым ожерельем выксунских прудов создает его самобытный оригинальный образ, делает Выксу неповторимой, неординарной в ряду многочисленных городов Российской Федерации.
Ныне в парке осталось мало архитектурных примет минувшего, он постарел, поредел, и все-таки и в таком виде еще полон глубокого очарования.
Надо ли говорить о том, какое впечатление производил он на посетителей в пору своего расцвета и наивысшего блеска.
Сохранилось несколько отзывов о Выксунском парке современников этого периода. Так, например, скептически настроенный ко всему Е. Феоктистов в своих воспоминаниях пишет: «Я всегда страстно любил деревню, а Выкса представляла собой нечто среднее между деревней и городом; хорош был в ней только сад при барском доме—старинный, громадный и который в мое время (50-е годы XIX в.—Л. Ш.) содержался еще довольно исправно».
Е. Феоктистову вторит восторженно-взволнованный отзыв экономиста В. П. Безобразова. «К главному дому примыкает громаднейший сад-парк, немой свидетель романтических приключений всех красавиц своего времени, с грандиозными аллеями, вековыми деревьями и разными искусно придуманными и отчасти таинственными перспективами для иллюминаций и для разных оптических обманов. По сказаниям выксунских жителей, в этом саду по ночам бродят тени бывших обитателей этой пышной резиденции».
Как известно, парки того времени создавались по определенным канонам, стилям и планам. Их творцами были специальные парковые садовники и даже, так называемые, садовые архитекторы. Прежде чем коснуться планировки, первоначального вида и особенностей Выксунского парка, небезынтересно вкратце познакомиться с основными стилями, господствовавшими в садово-парковом искусстве XVIII века, — французским и английским.
Французский архитектурный или регулярный стиль своим названием и стилевыми особенностями обязан гениальному творению французского садовника Андрэ Ленотра — Версальскому королевскому парку. Этот парк был настолько ошеломляюще прекрасен и оригинален, что ему стали подражать садовники всех других Европейских государств. Именно тогда, в начале XVIII столетия, и были созданы самые прославленные, после Версаля, архитектурные парки Европы: Сан-Суси в Германии, Летний сад и Петергоф в России. Для французского архитектурного стиля садово-паркового искусства характерно стремление его творцов улучшить, украсить, усовершенствовать природу за счет неистощимо-щедрой фантазии садового архитектора. Природа как бы подчинялась его творческому замыслу, становилась материалом в руках художника, теряла свою самодовлеющую роль.
Прежде всего, территория будущего парка подвергалась строгой, четкой геометрической разбивке. Вся планировка была симметричной и изобиловала прямыми аллеями, пересекающимися друг с другом под разными углами. В местах пересечения аллей устанавливались фонтаны, статуи и беседки. Деревья парка обязательно подстригались. При этом кронам, как правило, придавали неестественную форму: шаров, кубов, пирамид, треугольников, трапец



Комментарии: 31767



© 2005-2024 «Виртуальная Выкса» | Дизайн и верстка «Виртуальная Выкса» | admin@wyksa.ru
по вопросам размещения рекламы - cmi.zloy@gmail.com, тел. 89040596588
При любом использовании материалов сайта ссылка на wyksa.ru обязательна