Сохранилось, между прочим, в потомстве Баташевых предание о двух страшных драмах, которое мы проведем здесь: один из соседних помещиков отказался продать свое именье Андрею, тем навел на себя его гнев. Никто не понимал, как он решился пренебречь волею человека, беспощадного в своем имении, и все ждали, чем закончится дело… Однако Андрей к общему удивлению, не поссорился с соседом, а, наоборот, позвал его к себе на охоту. Охота продолжалась несколько дней, после чего бедный помещик возвратился к себе. Но чтож его ожидало. Он не отыскал и следа своей усадьбы: в его отсутствие она была разобрана до основания, и по месту, где стояла она еще так недавно – прошел уже плуг.
К другому из своих соседей грозный Баташев обратился, не стесняясь, с более оригинальным требованием:
Выксунскому владельцу приглянулась его жена, и он приказал мужу ему ее уступить. Муж не повиновался и прекратил свои посещения на Выксу. Прошел месяц, другой и Андрей позвал его пообедать, под предлогом, что желает с ним помириться. По всей вероятности, это приглашение мало обрадовало беднягу, но отказаться было опасно – он поехал. Хозяин принял его радушно, не позволил себе сделать ни намека о прошлом, и после обеда предложил ему и другим гостям взглянуть на завод. Как только они подошли к домне Баташов подал знак: в одно мгновение рабочие окружили несчастного, схватили его и бросили в пламя.
Рассказывают также, что проделки Андрея Родионовича дошли до сведения Екатерины и она приказала снарядить на него следствие. Чиновник, которому оно было поручено, явился в Выксу, но хозяин отказался впустить его к себе в дом, приказал отвести ему квартиру у мастерового и на другой день после его приезда послал ему блюдо фруктов.
Перед фруктами лежал пакет с деньгами и с запиской лаконичного содержания: «Фрукты - съешь, деньги – возьми и убирайся, пока жив». Следователю пришелся по душе совет: он съел фрукты, взял деньги и уехал.
Можно видеть на Выксе написанный масляными красками портрет Андрея Родионовича. Черныя его волосы закинуты назад, в смуглых чертах высказываются гордость и сила. И что-то дерзкое в повороте головы, что-то наглое во взгляде поражают неприятно зрителя. Таким выражением лица природа оделяет разбойников или великих исторических деятелей, одаренных особенной энергией. Его можно уловить одинаково в изображениях Петра I и Стеньки Разина.
Иван Родионович оставался долго безмолвным свидетелем проделок старшего брата, перед которым не смел возвысить голоса. Сам же он был человек нрава скромного, умный и честный, хотя не без хитрости. Наконец, он решился требовать настоятельно раздела имения и получил на свою долю семь заводов, основанных в Нижегородской, Тамбовской и Владимирской губерниях. При них считалось 17 тысяч душь и двести тысяч десятин строевого леса, не считая лугов и пахотной земли.
После раздела старший брат уехал на свою часть, и все приняло другой вид на Выксе. Прошла пора насилия и безумных арий, перевелись на заводах беглые и острожники. Иван Родионович, заслоненный совершенно братом, принялся деятельно за хозяйство и показал неожиданно замечательные к нему способности. Он богател все более и более, но богател, не прибегая к беззаконным средствам, жизнь вел самую умеренную и благочестивую и выстроил в своих владениях 15 церквей. У него было два сына: один из них умер холостым, а другой, Иван, женился на Резвой, которая умерла после рождения единственной своей дочери, Дарьи. Девочка воспитывалась у деда. Он выдал ее в 1817 году за Дмитрия Дмитриевича Шепелева.
Старик недолюбливал своего внука, который был охотник тратить деньги, а наживать их не умел.
Первою женою его была Дарья Илларионовна, урожденная Лучинина. Овдовев, он вступил во второй брак с купчихой Москвиной, но детей от нея не имел.
Сестра ея вышла замуж за И.П. Кутайсова.
Родная племянница Дмитрия Дмитриевича, Дарья Ивановна Шепелева была за Васильем Александровичем Сухово-Кобылиным, который долго управлял Выксунскими заводами. От него, от его семейства я слышал подробности, которые сообщаю читателям.
Однако Иван Родионович уважал его Генеральский чин и две звезды, украшающия его мундир, и в знак почтения снимал при появления Дмитрия Дмитриевича колпак, который носил постоянно.
Сохранился на Выксе и портрет, списанный с Ивана Родионовича. Старичок не утратил в продолжении целого почти столетия, прожитой им в почти в безмятежной и скромной деятельности, выражения добродушной хитрости и душевного спокойствия. Седые волосы выбиваются из-под колпака, покрывающего его голову и улыбка озаряет всю его физиономию. Он улыбается, потому что хорошо и привольно ему живется, потому что дом его полон, как чаша, что в его сундуках хранятся несчитанные деньги, и что ему суждено мирно умереть, как он мирно жил. Он схоронил обоих сыновей своих, и Дарья Ивановна Шепелева осталась единственной его наследницей. Но муж ея значительно расстроил огромное дедовское состояние. Он оставил двух сыновей и двух дочерей. Одна из них Елизавета вышла за графа Кутайсова, внука Павловского любимца, другая Анна вышла за князя Льва Григорьевича Голицына.
Старший сын его Иван задолжал более миллиона и умер, оставя брату своему Николаю лишь грустное воспоминание о бывшей роскоши.
Огромный шепелевский дом на Швивой горке был построен Иваном Родионовичем. Когда Наполеон занял Москву, Мюрат стоял в этом доме, который не был пощажен пожаром. Но Иван Родионович употребил на него более 300 тысяч, отстроил его вновь и отделал с большою роскошью.
Т. Толычева (Из журнала «Русский архив» за 1871г., кн.12)