Недавно в материале об объединении трубных компаний ТМК и ЧТПЗ Выксавкурсе рассуждали о том, как создание такого сверхкрупного игрока отразится на ВМЗ и на Выксе в целом, учитывая зависимость завода от поставщиков стали, и особенно в свете потенциальных «углеродных налогов» в Евросоюзе. Они тогда предложили читателям высказаться на эту тему.
Материал прочитал председатель Совета директоров ОМК Анатолий Седых и согласился поговорить на темы, которые Выксавкурсе затрагивали в статье. Разговор получился открытым и прямым, так как вопросы для него они взяли с городских форумов. Чем ответит ВМЗ на новые вызовы? Как завод сможет выстоять в борьбе за заказы? И что будет с экологией в городе? Ответы на эти и другие актуальные вопросы — в эксклюзивном интервью на Выксавкурсе.
— Объединение ТМК и ЧТПЗ стало неожиданностью для ОМК? Как оно воспринимается в Компании? Стоит ли воспринимать ситуацию как угрозу ВМЗ в части производства ТБД?— Для нас объединение не было неожиданным, так как ЧТПЗ находился в поиске покупателя уже длительное время. Но ситуация для нас складывается непростая, потому что на рынке появляется сильный игрок с долей 35% в трубах большого диаметра и 80% в бесшовных трубах. При этом спрос на рынке падает, цены на лом растут, поставщики заготовки и слябов повышают свои цены. Сейчас мощностей в России по ТБД почти втрое больше текущей потребности. Конкуренция будет очень сильная. В таких условиях нужны кардинальные меры, чтобы не допустить дестабилизации и на градообразующем предприятии, и в Выксе в целом.
— Какие стратегические решения были выработаны ОМК?— Сейчас технологии производства труб большого диаметра на выксунском заводе ОМК схожи с технологиями объединенной компании ТМК-ЧТПЗ. Встает логичный вопрос — за счет чего конкурировать? Перед тем как ответить на него, приведу пример из нашего опыта. Когда-то мы сталь для выпуска труб малого и среднего диаметра покупали у других производителей. Потом построили литейно-прокатный комплекс и обеспечили цеха собственным листовым прокатом. Это дало нам важное конкурентное преимущество — сокращение цикла от принятия заказа до его исполнения. Нам стало не нужно договариваться с продавцами стального рулона, ждать его изготовления. Кстати, ждать поставок часто приходилось не один месяц после заключения контракта. Сегодня благодаря ЛПК мы сами в считанные часы производим нужный нам рулон, способны быстро выполнить любой заказ, в отличие от большинства других производителей.
Подобную эффективную цепочку мы будем строить и в отношении стали для труб большого диаметра. Как я сказал, сейчас мощностей в России по ТБД почти втрое больше, чем текущий спрос на такие трубы. В таких условиях на первое место выходят гарантии качества, соблюдения сроков и скорость поставок. У нас уже есть свое производство листа — стан-5000, и чтобы достроить всю цепочку выпуска стали нам остается только начать выпускать самостоятельно стальные слябы. Это мы и собираемся делать в «Эколанте». Сталь выпускать будем не из дефицитного лома, а из руды и природного газа, которыми богата наша страна. Имея короткое производство, мы будем выигрывать в скорости, а за счет DRI-технологии получать сверхчистую сталь.
— «Эколант» будет закрывать все потребности ВМЗ в стали? Может ли так случиться, что в какой-то момент ЛПК станет не нужен?— Нет, «Эколант» и ЛПК нацелены на совершенно разные рынки. Литейно-прокатный комплекс дает Выксунскому заводу 1,4 млн тонн рулонного проката для выпуска труб малого и среднего диаметра. «Эколант» будет давать 1,8 млн тонн слябов и заготовки для производства широкого листа и труб большого диаметра, а также для нового трубного цеха по выпуску бесшовных труб и для ж\д колес. Но даже в условиях такого обеспечения завод будет продолжать приобретать сталь у других производителей. Поэтому сталь и ЛПК, и «Эколанта» одинаково будет нужна для стабильной работы ВМЗ.
— Как могут сказаться на деятельности ВМЗ ужесточение экостандартов Евросоюза и возможный «углеродный налог», если основными заказчиками являются российские нефтегазовые компании?
— «Эколант» будет обеспечивать сталью производство бесшовных труб и ж/д колес, основным рынком для которых является российский. Однако какую-то часть мы сможем экспортировать. Особенно это важно для сохранения стабильности ВМЗ в периоды снижения спроса на внутреннем рынке, как происходит сейчас. Рынок труб большого диаметра является проектным. Мы лучше всего умеем делать уникальные трубы по самым высоким требованиям для международных проектов, в том числе для подводных. Да, есть рынок ремонтно-эксплуатационных нужд, и он стабилен. Но именно в крупных международных проектах мы имеем самых большой опыт. Такие трубопроводы строят не российские, а международные компании. Поэтому для покупателя факторами принятия решения о покупке продукции будут не только цена, качество и сроки поставки. Определяющим станет вопрос — какое влияние производство приобретаемой продукции оказывает на климат, на окружающую среду в целом.
— Некоторые люди в Выксе не очень-то доверяют данным заводской экологической лаборатории ВМЗ. А европейские покупатели? Говоря об экологичности нового комплекса и соответствии продукции самым высоким евростандартам, будет ли какой-то контроль за этим со стороны самих европейцев?— Пока мы не очень понимаем, как будет считаться углеродный налог, по каким стандартам, какой будет контроль со стороны покупателя. Раньше просто такого не было. Но уже точно ясно, что это тренд, и точно будет ужесточение требований. По тем данным, которые есть сегодня, мы должны будем учитывать влияние на климат — углеродный след от добычи сырья и заканчивая применением продукции. А технология производства слябов и заготовки из окатышей и газа, благодаря которой выбросы СО2 сокращаются в три раза по сравнению с традиционной технологией, даст нам преимущество.
Насчет доверия хочу сказать, что мы строим бизнес на многие годы. Наши клиенты — крупнейшие компании, социально ответственные, прозрачные, лидеры рынков. Нельзя построить бизнес на некорректных данных — это очевидно. Его можно строить только на доверии и уважении друг к другу.
— За счет каких резервов будет финансироваться «Эколант»? Отразится ли это на кадровой политике предприятия, материальной мотивации, инвестициях в социальную среду и благотворительность?— «Эколант» — моя отдельная компания, самостоятельное предприятие, неконтролируемое со стороны ОМК. Финансирование строительства будет осуществляться за счет привлечения кредитов у российских банков и прямых инвестиций с моей стороны. Так как ВМЗ не будет финансировать «Эколант», не будет оттока средств, которое могло бы негативно повлиять на кадровую политику, материальную мотивацию, инвестиции в инфраструктуру города. Более того, «Эколант» создавая рабочие места, также заинтересован в устойчивом развитии Выксы. Поэтому с ростом доходов «Эколанта», мы начнем поддерживать социальные инициативы ОМК. А ОМК в свою очередь также получит больше возможностей для вложений в социальную среду Выксы. ВМЗ и «Эколант» в этом смысле будут дополнять друг друга.
— «Эколант» — это и передовая технология, и «зелёная металлургия», и собственный передел — сплошные преимущества. Почему же основные игроки российского рынка стали не торопятся переходить на безуглеродное производство? И почему конкуренты, в частности, ТМК, не инвестируют в собственное производство стали, на ваш взгляд?— ТМК в течение последних лет модернизировала сталеплавильные производства на Волжском и Северском трубном заводах, ЧТПЗ построила и развивает новый сталеплавильный цех «Железный озон 32» для труб малого и среднего диаметра. Все инвестируют и развивают свои производства, реализуют свои стратегические приоритеты. Мы уже во многом впереди. Например, у нас есть свой широкий лист для ТБД. Но необходимое преимущество нам даст именно выпуск широкого проката и труб большого диаметра из собственных слябов. Сегодня колесопрокатное производство обеспечивают заготовкой наши партнеры из «Уральской стали». При помощи «Эколанта» мы «перезапускаем» производство заголовки для колес в Выксе по самым современным технологиям и с минимальным воздействием на природу.
— Денис Мантуров, говоря о проекте, отметил, что по этой технологии Минпромторг России принял решение о проведении открытого конкурсного отбора на заключение специального инвестиционного контракта (СПИК). Можно подробнее, что это подразумевает, что даёт?— Россия заинтересована в запуске новых конкурентоспособных производств за счет внедрения самых современных технологий. В этой связи государство представляет поддержку таким проектам, как наш, в виде специального инвестиционного контракта — СПИК. «Эколанту» заключение такого контакта даст возможность воспользоваться некоторыми налоговыми льготами и тем самым сократить сроки окупаемости проекта. При этом «Эколант» будет платить налоги — НДС, НДФЛ, страховые взносы, земельный, транспортный и другие. Поэтому социально-экономический эффект для Выксы от запуска производства будет значительный. «Эколант» — это инвестиции в самые перспективные на сегодня технологии, проект, который обеспечит стабильность ВМЗ на многие годы вперед.
— Уже сейчас в часы-пик на участке Навашинского шоссе создаются пробки (от моста через ж\д пути в Мотмосе до перекрёстка улиц Пушкина-Красные зори). С вводом в эксплуатацию ТПЦ нагрузка возрастёт, а с пуском «Эколант» тем более. Рассматривались ли вместе с муниципалитетом варианты решения проблемы?— Еще до запуска новых производств Выкса испытывала трудности из-за низкой пропускной способности дорог. Основная проблема здесь связана с передвижением легковых автомобилей между спальным и промышленным районами. С запуском «Эколанта» количество, например, грузовиков на дорогах не увеличится, так как продукцию комплекса в цеха ВМЗ будут транспортировать по железной дороге. Но чтобы снять инфраструктурные ограничения на улицах города, ВМЗ разработал проект по строительству новой автомобильной дороги от микрорайона Юбилейный до выезда на Навашинское шоссе в районе ЛПК. Насколько я знаю, сейчас продолжается согласование вариантов пересечения дороги с другими коммуникациями. Также рассматривается возможность строительства этой дороги по региональной госпрограмме.
— «Эколант» будет втрое экологичнее чем традиционная металлургия, но все-таки он добавит выбросов в город. Чем будет это компенсировано?— Мы строим «Эколант», чтобы повысить конкурентоспособность выксунского завода ОМК, предприятия, которое дает городу почти 15 тыс. стабильных рабочих мест и является вторым по объему налоговых отчислений в Нижегородской области. В дополнение к этому «Эколант» создаст еще 2 тыс. рабочих мест в период строительства и более 700 в самом комплексе и около 5 млрд рублей налогов в год в синергии с другими производствами.
Мы понимаем, что металлургический комплекс не может полностью исключить влияние на окружающую среду. И чтобы защитить поселок Мотмос и одноимённый микрорайон мы сделали проект единой санитарно-защитной зоны вокруг трех производств — ЛПК, строящегося цеха по производству бесшовных труб и будущего электрометаллургического комплекса. В проекте санитарно-защитной зоны учтено влияние всех возможных источников, как существующих, так и новых. Расчёты показывают, что ни при каких условиях не будет сверхнормативного загрязнения — ни разового, ни среднесуточного. Поэтому территориальная федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в марте этого года выдала санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарно-защитной зоны всем нормам.
Принципиально важно, что влияние сталеплавильных производств ОМК на воздух городского округа Выкса, я имею в виду и ЛПК, и «Эколант» — будет существенно ниже, чем совокупное влияние ЛПК и мартеновского и чугунолитейного цехов, которые к тому же находились в центре города. Таким образом, даже после ввода в строй новых производств, воздух в Выксе будет чище, чем до закрытия мартеновского цеха и ЧЛЦ. Расположение новых производств учитывают розу ветров, у них есть санитарно-защитная зона чего не было у мартена.
У «Эколанта» будет лучшая в России система газоочистки, задерживающая 99,9% пыли сталеплавильной печи. В качестве подпитки замкнутых водооборотных циклов будет осуществляться сбор и использование поверхностных вод с площадки «Эколанта». В рамках проекта будут создан единый замкнутый водооборотный цикл для литейно-прокатного комплекса и нового трубопрокатного цеха. Строительство начнем с шумозащитного экрана высотой 10 метров и длиной около 2 километров, высадим две хвойные лесозащитные полосы. Это меры помогут защитить жителей Мотмоса от возможных неудобств, связанных со строительством и работой комплекса. В «Эколанте» будет установлена автоматическая система контроля за чистотой воздуха. В режиме онлайн, без участия человека, эта система будет передавать в контролирующие органы данные о работе комплекса и поможет не допустить нарушений.
— Выксунцы, кто с опасением, кто с оптимизмом, смотрят как на ситуацию со слиянием ТМК и ЧТПЗ, так и на возможность пуска нового сталеплавильного комплекса. А что ожидаете от выксунцев вы?Практически все важные для ОМК проекты не были бы возможны без участия выксунцев, их профессионализма, ответственности и целеустремленности. Я уверен, что «Эколант» откроет много возможностей для развития города, повлияет на социальную сферу, и я точно знаю, что на жителей Выксы можно рассчитывать. Благодаря им здесь успешно работают первые в России линии по выпуску труб большого диаметра, первый в новейшей истории страны металлургический завод — литейно-прокатный комплекс, самый современный в Европе стан-5000, новые трубные производства. Выксунцы — это основа тех достижений, которыми мы сегодня гордимся. Я благодарен вам и уверен, что следующие десятилетия будут для нас с вами успешными.