Редкая удача – нашего собеседника удалось найти в мастерской, где он с коллегами обсуждал новые идеи по модернизации оборудования. Обычно рабочий участок Василия Ивановича непосредственно у того или иного агрегата. Смотрит, прикидывает, но, бывает и так, что сообщает представителям компаний-производителей современного оборудования, где и что можно было бы улучшить, тем самым ставя их в несколько неловкое положение… Впрочем, обо всем по порядку.
– Василий Иванович, кто же помог пробудить в вас тягу к техническому творчеству?– Еще в детстве мой дед, который работал в колхозе, часто брал меня с собой в их мастерские. У того и вправду руки золотые были. Не просто чинил колхозную технику, но и сам собирал многие машины для подсобного личного хозяйства – трактор, например. Отец мой, работая здесь, на заводе, тоже предлагал много интересных рационализаторских идей. Так что есть в кого, как говорится. Но, пожалуй, именно дед дал первые уроки того, как надо обращаться со слесарным инструментом, как им работать. Ведь даже молотком нужно уметь правильно ударить. К сожалению, иногда складывается впечатление, что молодое поколение очень хорошо научилось пользоваться различными электронными устройствами, чем простыми инструментами, без которых, как ни крути, не обойтись.
– Значит уже тогда, в юности, вы тоже что-то мастерили?– Да, наверное, как и все мальчишки тогда. Увидели фильмы про Робин Гуда, а ну мастерить самодельные шпаги и мечи. А уж велосипеды, мопеды – это классика. Оттачивали на них свое мастерство, что-то привносили свое. Впрочем, как привносили – это больше был, как сейчас принято говорить, тюнинг. Тем не менее и он шел на пользу, в том числе и в вопросах соблюдения техники безопасности, когда над тобой никто не властен. Казалось бы, твори в свое удовольствие. Но как-то так случилось, что, строгая деревяшку, я попал топором себе по пальцу. Трагедии удалось избежать, но в памяти этот сюжет остался навсегда. Поэтому всякую работу начинаю с техники безопасности. Иначе просто не возьмусь за дело. Словом, юность научила осторожности и привила любовь к труду.
– Значит, выбор профессии механика был осознанным?– В школе нравилось черчение, хорошо обстояли дела с физикой, математикой. Поэтому я поступил в техникум на механика. После него уже повышал свое образование в том же направлении, но между ними – служба в армии.
– И там что-то изобретали?– Нет, не довелось. В ракетных войсках стратегического назначения более серьезная техника, да и обслуживали ее специалисты более высокого уровня. К тому же в армии как говорят: «Это на гражданке ты умный, а здесь – послушный». Поэтому сам конфликтов не затевал, впрочем, их и не было, как не было и дедовщины. Например, с одним из сослуживцев, который через три месяца демобилизовался, у меня сложились очень хорошие отношения. Мы и сейчас перезваниваемся, как и со многими парнями с моего призыва. Но отдаю себе отчет и в том, что армия стала хорошим дополнением к школе жизни, укрепила самостоятельность, повысила личную ответственность. Там ты один за всех и все за тебя. Можно как угодно менять слова местами, но смысл не меняется и здесь, на заводе. Твой успех – это шаг вперед всей команды специалистов.
– Так что же вами движет? Премии не так уж и высоки, а сил приходится прилагать немало.– Не в премиях дело. Да и я только что сказал – это общее дело, поэтому мы все в своем коллективе занимаемся различными усовершенствованиями. Трудился на участке дробеметного упрочнения колес – там многое с коллегами переделали. Сейчас вот занимаюсь средствами неразрушающего контроля. Наш цех, пожалуй, единственный в мире, где ведется полный контроль изготовленных колес по всему изделию. К примеру, за рубежом диск колеса контролируется малой частью предприятий, изготавливающих железнодорожные колеса. Да и контроль при помощи ультразвука выполняется выборочно. Сложность еще и в том, что диск колеса, как правило, не имеет строгих горизонтальных поверхностей, потому и трудно проверять качество всего колеса. Тем не менее, мы придумали способ, где датчик следит за поверхностью диска и движется над ним на строго определенном расстоянии. Еще мы существенно увеличили межремонтный ресурс стола, на котором проверяется колесо. Но там и доработать пришлось конструкцию капитально. Зато сейчас специалист в одиночку сможет сам перевалиться на другой сортамент. Межремонтный ресурс стола с двух месяцев увеличился до полугода. Часто я могу увидеть точки улучшения работы нового оборудования, когда оно еще только устанавливается. Говорю об этом с представителями фирмы-поставщика, и те вынуждены согласиться с моей правотой.
– А дома также все сами ремонтируете? Ну, скажем, стиральную машину сможете починить, водопровод соорудить, перекрыть крышу?– Если заменить подшипник, ремень или что еще по механической части в стиралке, конечно. С электроникой – сложнее, это уж пусть лучше специалисты занимаются микропроцессорами и проводами. Водопровод – не вопрос. А вот крышу не стал бы сам перекрывать. Не потому что не умею, а потому что немного страх высоты во мне живет. А вторая причина – я механик, а не строитель. Каждый должен заниматься своим делом.
– Что-то мы все о работе и о работе. Чем живет инженер-механик Ефимов дома?– У меня дружная семья, две дочери. Занимаюсь их воспитанием. Хочу передать им те принципы, которых сам придерживаюсь в жизни – не лги, не предавай, уважай. Хоть в одном переступишь через совесть – пиши пропало. Тем и живу, что постоянно над чем-то думаю и делаю. Например, сам теплицу смастерил, до этого – беседку построил. Мне все время нужно какое-то действие. Бездействую я только во сне, когда отдыхаю.
ДосьеЕфимов Василий ИвановичДата рождения: 10 октября 1977 года.
Место рождения: д. Грязная, Выксунский район, Горьковская область.
Образование:
Выксунский металлургический техникум Минчермета СССР. Год окончания 1996. Специальность «Техническое обслуживание и ремонт оборудования металлургических предприятий».
Нижегородский государственный технический университет. Год окончания 2002. Специальность «Проектирование технических и технологических комплексов».
КарьераУчеба в ВМТ (1992-1996);
АО «Выксунский металлургический завод» (1996);
Служба в СА (1996-1998);
Слесарь-ремонтник (1998-2001);
Помощник мастера по ремонту металлургического оборудования (2001-2002);
Слесарь-ремонтник (2002-2004);
Мастер дробеметных установок (2004-2010);
Инженер-механик (2010 – по настоящее время).
Александр Загребин, Выкса