Новая система подогрева и безопасной переработки скрапа сократит время плавки в дуговой сталеплавильной печи ЛПК Нагрев металлошихты в бадье востребован в осенне-зимний период, когда в стальной лом попадает вода и снег, что может привести к хлопкам и выбросам металла из печи. В ЛПК изначально была установлена система предварительного нагрева скрапа, которая включала три станции, расположенные на путях железнодорожных скраповозов. Однако система так и не была запущена в работу и фактически находилась на консервации. Основная причина: выделение в атмосферу цеха продуктов горения органических веществ, находящихся в металлошихте.
По этой причине в зимнее время корзину с шихтой приходилось держать некоторое время над печью в приоткрытом состоянии для подогрева нижней части шихты. Только после этого сталеплавильщики приступали к медленному опорожнению бадьи. В результате время загрузки в печь увеличилось с двух-трех до четырех-пяти минут: зимой продолжительность цикла плавки возрастала по сравнению с летним периодом.
В феврале 2018 года старое оборудование демонтировали, а с мая начались строительно-монтажные работы по установке новой системы предварительного нагрева скрапа. Установки находятся на участке выплавки стали, но используют их операторы отделения подготовки лома. Обеспечивают дуговую сталеплавильную печь с двух участков – тремя железнодорожными скраповозами и автоскраповозами, оснащенными съемными паллетами.
Система работает в автоматическом режиме, от оператора-шихтовщика – требуется только поместить скраповоз с бадьей под установку и нажать на тач-панели кнопку «Старт». После этого подвижная муфта и газоотводящий купол соединяются с бадьей, установка начинает работать по заданным параметрам.
Воздух нагретый до 200 градусов подается снизу, проходит через пустоты в металлошихте, тем самым разогревая ее снизу-вверх, и высасывается мощным дымососом в газоотводящую трубу. После завершения сушки оператору необходимо остановить программу, дождаться пока все узлы и детали вернуться в исходное положение, и переместить скраповоз в электросталеплавильное отделение для завалки шихты в печь.
Оборудование поставила немецкая фирма MAPEKO Feuer GmbH & Co. Агрегаты этой компании зарекомендовали себя в сталеплавильном цехе ВМЗ, где его использовали для нагрева футеровки разливочных ковшей перед выпуском металла из мартеновской печи.
Демонтаж старого оборудования произвели специалисты компании «ПСК Артекс». Устройством фундаментов и разворотной площадки для автоскарповозов занимались работники «Универсалстрой», монтаж металлоконструкций и оборудования произвели сотрудники подрядной организации «Стройинновация». Прокладкой сетей коммуникаций также занимались подрядчики: водоотведение, силовое электрооборудование и сети связи выполнили специалисты «Спецзеленстрой», газопровод к установкам подвели силами компании «Сновел».
Комментарий руководителя
Александр Ухлин, руководитель проектовГарантийные испытания по результатам первого этапа проекта прошли в ноябре 2018 года. Комиссия пришла к выводу, что установки работают без сбоев и с поставленной задачей справляются. Главное – отсутствие хлопков во время завалки металлошихты в печь. В начале февраля пройдут испытания по второму этапу, которые позволят рассчитать экономический эффект. На данный момент оборудование передано в опытно-промышленную эксплуатацию.
КстатиУстановки предварительного нагрева скрапа работают в двух режимах – завалки и подвалки. Масса шихты при завалке составляет 110-120 тонн, продолжительность сушки – 60 минут. При подвалке масса шихты 50-60 тонн, продолжительность цикла – 30 минут.
Терминологическая справкаШихта – смесь исходных материалов в определенной пропорции, подлежащая переработке в металлургических, химических и других агрегатах.
Скрап – вторичный металл, металлический лом и металлические отходы производства, предназначенные для переплавки с целью получения годного металла.
Виктор МахровФото: Валерий Покумейко