Игорь Марков, мастер по ремонту оборудования ТЭСЦ-5 Выксунского металлургического завода, считает коммуникабельность своим главным преимуществом Впрочем, это не единственное качество, которое помогает мастеру в работу. Например, в число основных черт его характера входит и стремление к лидерству.
Лидерство без диктатуры– Родители иногда такой пример из моей жизни вспоминают. В первый же день в детском саду я собрал у всех ребят игрушки и потом сам раздал всем по одной. Это было лидерство. А со второго дня я был своим в коллективе, – рассказывает Игорь Сергеевич. – В школе как-то так сложилось, что у нас был дружный класс, но некое негласное деление на компании все же существовало. И в той компании, где был я, состоял и другой заводила – мой одноклассник. Это была постоянная дружеская конкуренция. Не хотели друг другу уступать ни в чем. А в вузе у нас был лидер группы – староста. Нормальный такой парень, исполнительный. Но когда нужно было решать оргвопросы, все обращали свои взоры на «серого кардинала» нашей группы, то есть на меня. Да и виды спорта, которыми я занимался, – командные. Знаю, как организовать игру, как просчитать ходы. При этом я не сторонник диктаторства. А вот в армии больше пришлось проявлять именно коммуникабельность. Там нужно было суметь сгладить шероховатости в общении с сослуживцами, не прибегая к силовым аргументам. И мне это удавалось.
– А на работе какой путь выбираете?– У меня в команде 17 человек. Конечно, я руководитель, но мне больше нравится статус лидера. Вместе работаем, вместе можем и на отвлеченные темы поговорить. А вот как я выстраиваю свое общение с коллегами – каждый день учусь. Значимым подспорьем стал «Факультет эффективного управления», где нам рекомендовали учитывать разные факторы, в том числе возраст сотрудников.
Молодому человеку, который только начал входить в коллектив, нужно больше внимания. Задача руководителя – все рассказать досконально, на каждом этапе посмотреть, как у парня получается, обязательно дать оценку, найти положительные моменты. Это очень хорошо помогает проложить мостки доверия. А со старшими иначе: в двух словах обрисовал задачу, а дальше, мастер, отойди – не мешай, коллеги и так все знают, может быть, даже лучше тебя.
Кстати, они же во многом помогают реализовать рацпредложения. Только за прошлый год мы их вместе воплотили в жизнь больше десяти. Самая яркая идея – установить резиновые шторки, которые закрывали бы от стружки дорогой датчик на одном из агрегатов. Когда шторок не было, происходили ложные срабатывания: прибор реагировал на стружку. Но как оказалось, при этом мы решили еще одну задачу: сейчас стружка не попадает на датчики, и они практически не изнашиваются.
Смотреть со всех сторон– А бывало в вашей истории, чтобы вы ошибались? Например, поставили задачу, коллеги выполнили – а результат не тот, которого ожидали. Как быть?– Тогда спрос только с меня. Я руководитель – мне отвечать. Лучше признаю свою неправоту, извинюсь перед коллективом. По крайней мере, за спиной у меня не будут шептаться, а коллеги поймут и поддержат. Но стоит хоть разок смалодушничать – пиши пропало. Опрокинутый сосуд доверия трудно вновь наполнить.
– Философски рассуждаете…– А я люблю философию и историю. Читаю литературу, делаю выводы. В школе, например, прочел «Мастера и Маргариту». Тогда я не увидел чего-то выдающегося в том романе. А не очень давно перечитал… Столько мыслей появилось! Читал «Фауста» Гете, «Маленького принца» Экзюпери и другие произведения с философским смыслом. Каждое из них можно перечитывать и перечитывать, всегда находя для себя что-то новое, осознавая, что тот же «Маленький принц» ориентирован, прежде всего, на взрослую аудиторию. Но в том, видимо, и талант писателя, который умеет открыть новые страницы перед читателями разных возрастов, не меняя ничего! Повезло мне в свое время и с учителем истории, который не торопил заглядывать в учебник, а призывал порассуждать, почему те или иные исторические события произошли так, а не иначе? Видимо, с тех пор я и выработал в себе привычку искать истину, рассматривая проблему всесторонне.
– Но ведь иногда решение, что называется, лежит на поверхности. Зачем тратить лишние силы?– Я не зря подчеркнул – всесторонне. Зарываясь вглубь, мы не видим, что лежит там, наверху. И в чем тогда отличие поверхностного отношения к предмету от углубленного изучения?
В свое время я и сам стал жертвой своей уверенности: сдал электротехнику на тройку, хотя действительно знал этот предмет, а все мои сокурсники, которым я помогал решить экзаменационные задачи, получили четверки и пятерки. К экзамену не готовился, да я и в принципе не учил электротехнику в вузе, поскольку многое изучил самостоятельно. Мне не составляло труда выйти к доске и решить задачу с листа.
Так же и тут: на четыре вопроса по билету ответил блестяще, а вот пятый вопрос оказался с двойным дном. Нарисовал много схем, графиков, а преподаватель говорит: «Нет, немного не так». Да как же не так-то?! Снова что-то рисую, и ведь знаю, что прав, а он снова «валит» меня. Наконец я сдаюсь, мой оппонент берет карандаш, рисует три линии… И я понимаю, что он показал самое простое решение. Это как дважды два – четыре. А я и кубические корни извлекал, считал интегралы… А всесторонне, выходит, не посмотрел.
Важнее амбиций– В семье вы тоже лидер?– «Как я сказал, так и будет», кулаком по столу – это не про меня. У меня непростой характер, но ценность семьи для меня значительно выше собственных амбиций. И если я чувствую, что близок к переходу границы, за которой начинается выяснение отношений, усилием воли останавливаю себя. Схлынут эмоции, спокойно обсудим ситуацию – словно ничего и не бывало. Семья – на первом месте, впрочем, и друзей не забываю. Договорились, выбрали время. А дальше снова жизнь, в которой расслабляться нельзя. Только я в ответе за свою семью, близких, за себя.
– А кто был лидером для вас самого?– Я искренне благодарен своим родителям, брату, жене, педагогам, которые меня наставляли в детстве, юности и сейчас многое подсказывают. А отдельное спасибо моему первому наставнику Михаилу Федоровичу Шальнову.
ДосьеМарков Игорь СергеевичДата рождения: 20 декабря 1987 года.
Место рождения: город Выкса.
Образование: Выксунский политехнический техникум, квалификация «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (2006);
Нижегородский государственный технический университет имени Алексеева, специальность «Электроснабжение» (2015).
Служба в армии: 2006–2008.
Карьера:
электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования, ТЭСЦ-5 ВМЗ (2006, 2009–2015);
мастер по ремонту электрооборудования ТЭСЦ-5 (с 2015-го).
Награды: почетная грамота к профессиональному празднику (2014), благодарственное письмо администрации городского округа Выкса ко Дню металлурга (2018).
Семейное положение: женат, воспитывает сына.
Александр Загребин
Фото: Валерий Покумейко