Солнце, уходящее за горизонт, делало огромную поляну совершенно красной. Трава, под дуновением легкого ветра, перекатывалась и переливалась, меняя неестественные кровяные оттенки. Неспешно переступая копытами, изредка поднимая головы от сочного разнотравья, два единорога отбрасывали, становившиеся все длиннее, черные тени. Ах, как это смотрелось! Розовые, в заходящем солнце, мощные животные. На самом деле, конечно, они белоснежные и окрас им меняет уходящее светило. Картину, учитывая персонажей, можно бы назвать Сказочный покой. Но, все как всегда…
У речки зашуршал камыш. Между закачавшимися кустами поднялась и блеснула человечья отполированная голова. Отблеск от нее был настолько мощен, что заставил насторожиться пасшихся животных. Хозяйский полушепот- полувыдох из-за спины высунувшегося, заставил его присесть. Всполохи отраженного сияния пропали. Единороги успокоились.
Крайняя часть солнечной тарелки опустилась за горизонт. Золотобагряные оттенки исчезли. И, в этот момент, шелест, змеиное шипение раскручивающейся веревки с петлей на конце, заставило мирно пасшихся сказочных лошадок дернуться. Поздно! Бросок был точен. Петля затянулась на шее животного, заставив его сопротивляться во всю силу. Ну, да куда там… Мешок с прорезью для рога ослепил его и заставил через какое-то время успокоиться. Копыта опутали веревками. Второй единорог, тот, что покрупнее, сбежал в сторону гор. Да и не нужен он был. Целью была одна особь, а она спокойно стояла с мешком на голове и стреноженными копытами. Охота удалась. Или кража?
Поляна сказочная. Претензии могут быть только от сказочных персонажей, на которые можно плюнуть и не обращать внимание. Ну и по традиции… Костерок. Выпивка-закуска. Дежурство, на всякий случай, по очереди. Охотничьи истории. Утро.
И вот тут лысый, который бросал веревку и заарканил единорога, был бит. Не за то, что вывел охотничью бригаду на поляну, не за точный бросок… Когда рассвело, конокрады увидели, что стреножили ущербный экземпляр. В сумерках не рассмотрели, что достался им некий мутант единорожьего рода. Явно его сказочная мамаша пошалила с таким же сказочным, а может и нет, ослом. Копыта, хвост и борода были явно не лошадиные. Кто-то из охотников крикнул: Дьявол начудил… Это предположение добавило синяков на боках лысого.
Ну, да делать нечего, потащили плененного мутанта в родные места, что бы сделать из него герб, и тем самым, прославиться навечно.
Такая вот, толи сказка, толи быль. Зачем? Народная мудрость, о которой сейчас стараются не вспоминать, говорит нам о том, что «написанное пером- невозможно вырубить топором». То есть, однажды занесенное на бумагу, напечатанное, размещенное в сети интернет через много лет добавит штрихи к портрету или описываемому событию. И вот тут можно относиться к этому совершенно по разному. Забить или проникнуться. Каждый, здоровый на голову индивид, старается оставить о себе безупречную память, хотя бы в глазах и умах своих близких, детей, внуков, а затем правнуков и представителей следующих поколений. Спрятаться за официальными документами и публикациями в подконтрольной прессе в наш информационно развитый век уже не получится. И, если сегодня на что-то имеется две точки зрения, то они останутся во времени со всеми текущими современными нюансами. Через два, три десятка лет вылезет информация о том кто украл, сколько, кто прикрыл, почему не построили, почему у народа не спросили, как это было положено по закону. Самое плохое, что разбираться в этом и апеллировать к прошлому, то есть сегодняшнему, обречены, как я уже написал, наши дети и внуки.
Почему герб Выксы, как две капли воды, похож на другой, чужой, куда делся Досчатинский пруд, кто там копал мегатоннами песок, почему на месте Верхнего- болото? Эти вопросы уже сейчас имеют совершенно конкретные ответы. Вслух это только стараются не произносить. Испуганные страусы. Головы в песке, а все остальное…
Да что далеко ходить. Административно-заводская хронология начала выксунского Баташевско- металлургического периода уже ничего кроме болезненного смеха не вызывает. Тем не менее нам продолжают агрессивно навязывать неверную версию от ОМК-ВМЗ. Плакаты, празднование юбилеев, логотипы на футболках и бейсболках. Администрация округа, вытянувшись во фрунт, фальшиво подпевает, размещая ложные даты в Википедии, справочных материалах о моногородах и т.д., и т.п. О том, что при этом разрушается сознание подрастающего поколения, прививается отвращение к краеведению, а затем и истории Родины никто почему-то не думает.
Я совершенно не рассчитывал, что после выхода книги «Инъекции №2» что-то изменится. Давно живу. Поэтому и название такое, медицинское. Она не рассчитана на мгновенный эффект. Тем более, глава о житье-бытье на месте нынешней Выксы ушедших и потерянных во времени поколениях. Потерянных. Нехорошее слово. И никто не собирается найти своих предков в этом утраченном людском море, довольствуясь версией о свезенной к заводам с разных мест, людской массе. Некое баташевское микширование, стершее фамильные признаки ранее проживавших здесь мерян, мордвы, славян, мещеры, муромы.
В любом случае маятник качнется. Сейчас его усиленно оттягивают в сторону, где стопкой сложены банкноты. Материальный ресурс позволяет купить, заставить, поменять убеждения на толерантность изложения. До крайней точки он, маятник, видимо, еще не дошел. Но когда-то, зависнув на мгновение, он начнет двигаться в обратную сторону. И что тогда? Как это бывало не раз, станет востребованным написанное пером сегодня. Вопрос! Как будут смотреться те, кто сейчас пытается замедлить движение маятника, остановив его в крайней точке? Поэтому, для того, чтобы начать и ускорить его движение нужно повторять и повторять ссылки на правильные факты, искать и публиковать новые, спорить и доказывать по уже состоявшимся, фиксировать текущее и недавно ушедшее. Война? Где-то и да… Некие безумные проекты бессистемно перемешивающие современных недогероев с историческими персонажами достойными прославления, хотелось бы отправить на растопку. Это, конечно, мое мнение, а может быть кому-то и нравится.
1 июня 2016 года распахнулись двери библиотеки Отчий край. Представители выксунской епархии, отдела культуры администрации округа, краеведы… Доклад мой слушали очень внимательно. Вопросов не задавали по одной простой причине. Не в теме. Историческим периодом, о котором велся рассказ, никто серьезно не занимался, поэтому высказаться можно было только общими фразами. Что и произошло. Тем не менее, новость облетела все местные СМИ. Рекордсменом по скорости опубликования стал сайт Нижегородской митрополии. Казалось бы вот оно, начинается новый этап в краеведении, да и затем в истории моего родного города. Обрушившаяся затем тишина не поразила, и даже не сильно удивила. Ведь все произошло по инициативе автора одиночки, а не после заката солнца с веревкой, мешком и группой заинтересованных товарищей.
А рассказал я присутствовавшим о следующем. Эта история, изрядно перевернула Выксунскую хронологию. Началось все, как обычно, с посиделок и разговоров до утра. Приехал из Минска мой хороший товарищ, истинный Выксунец, поклонник творчества Носовского и Фоменко. Так вот, в одном из их трудов он обнаружил сведения о Выксе и монастыре периода самого начала XVII века. Конечно же, возник спор, вылившийся в дальнейшую переписку. Вот его письмо.
«Привет Владимир! Очень рад, что ты помнишь наш разговор о Выксе и тем более, что мои доводы как видно дали первые всходы. Я уверен, что ты разберешься в этом запутанном деле. Новой информации у меня, к сожалению, нет. Но я попробую дать тебе источники, которые нашел.
В книге «Новая хронология Руси» Издательство Факториал Москва – 1998 читаю на стр.193: «… оказывается еще и раньше, до бегства в Литву, Дмитрий тайно встречался со своей матерью Марией Нагой в монастыре на Выксе. Об этом говорит известная летопись «Иное сказание». Дальше Г.В. Носовский и А.Т.Фоменко дают ссылку на книгу Скрынникова Р.Г. Борис Годунов – М.Наука 1983г. Я нашел эту книгу. На странице 159 читаю:
«Долгое время свидетельству «Сказания о расстриге» (очевидно Скрынников так называет «Иное сказание») не придавали большого значения. Источник не воспринимали всерьез из-за обилия в нем недостоверных деталей…» Далее Скрынников говорит что: «Уникальные подробности, почерпнутые из этого сложного источника, разумеется, можно использовать лишь после всесторонней проверки». И далее: «Совсем фантастичен его рассказ (речь идет об авторе «сказания») о посещении Отрепьевым царицы Марии Нагой в монастыре на Выксе».
Таким образом, автор сказания за 100 лет угадал появление и монастыря, и то, что он будет женский, и то, что будет место, которое будут называть Выкса. Такое вот обилие «недостоверных» деталей получается».
Такое вот письмо. История Марии Нагой, последней жены Ивана Грозного чуть позже, а вот «монастырь на Выксе»- это требует немедленного изучения.
Краевед Л. Шестеров в третьем выпуске альманаха Приокская глубинка, в статье «Преданья старины глубокой» пишет: «…Несомненно, что дополнительным основанием к этому послужило действительное существование в Выксунских лесах глухого, лесного монастыря, возникшего еще в добаташевское время. Но он располагался по речке Велетьме чуть выше (по течению) современного поселка Велетьма, а не за Вилей. Таковы народные предания и их исторические предпосылки.
К сожалению, неизвестно, кто, где, когда и от кого первый записал эти народные сказания. Во всяком случае, они фигурируют почти во всех воспоминаниях выксунских краеведов прошлого: А.Ф. Зыкина, В.П. Порхачева, Н.П. Соколова, Н.П. Голованова и др. Вероятнее всего, это первые выксунские краеведы и любители старины были и первыми их летописцами».
Скрынников, Носовский, Фоменко, выксунские краеведы прошлого, нет, не утверждают, а ставят перед нами факт наличия на Выксунской земле не много не мало, а старинного монастыря.
А до этого я «шерстил» старинные карты. Попалась мне карта составленная иноземцами в 1706 году.
Обращаю ваше внимание на то, что на правом берегу Оки, в районе между Ляхами и Муромом отмечено нечто значком в виде церкви и имеется надпись на латыне «Pretsisto Resensko». Долго кипел мой мозг по этому поводу. Пока не наткнулся в своих поисках на творение Адама Олеария.
Адам Олеарий жил в 1599-1671 годах— известный немецкий путешественник, географ, ориенталист, историк, математик и физик. Является конструктором и куратором создания с 1654 по 1664 года Готторпского глобуса. Будучи секретарём посольства, посланного шлезвиг-голштинским герцогом Фридрихом III к персидскому шаху, записал и опубликовал свои заметки, собранные во время путешествия. Так вот, сей персонаж, двигаясь вниз по течению Оки в 1636-1640 г, описал следующим образом участок от деревни Ляхи до города Мурома. «9 того же месяца встретили мы церковь Воскресенья, в 10 верстах. Местность эта называется обыкновенно Воскресенской Мелью. Далее следовали большая деревня Ляхи, в 5 верстах (она принадлежит государственному советнику князю Борису Михайловичу Лыкову), и монастырь Пречистой Рязанской в 10 верстах. Затем мы приехали к городу Мурому населенному русскими и татарами. Здесь начало поселений мордовских татар, которые все покорны великому князю. Так как в городе имеется рынок, то мы послали своих толмачей, чтобы они закупали нам свежей провизии».
В подлиннике книги Олеарием дается привязка к берегам, на которых находятся описываемые объекты. Так вот, монастырь Пречистой Рязанской (Pretsisto Resensko) находится в 10 верстах от правого берега, то есть на нашем, Выксунском берегу. Верста́ — русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяче пятистам аршинам (что соответствует нынешним 1066,8 метра, до реформы XVIII века — 1066,781 метра). Ну что ж, откладываем 11 километров от Окской береговой линии.
Примерно на этой линии и располагался монастырь Пречистой Рязанской.
Так почему же Пречистой Рязанской?
Основополагающим периодом для Выксунской земли стало образование и распад Муромо-Рязанского княжества. Как следствие этих изменений- некое движение границ, без которых не обходится ни одно объединение или дележ земель и имущества. В связи с этим, об исторических реалиях того времени необходимо подробнее.
В XI-XII веках на территории княжества возник ряд городских центров в том числе Муром и Рязань.
Муромская земля, в которую входила большая часть территории Выксунского района, была присоединена к Древнерусскому государству в третьей четверти X века при киевском князе Святославе Игоревиче. В 1127 князь Ярослав вернулся на муромский стол; с этого времени Муромо-Рязанская земля стала самостоятельным княжеством, в котором утвердились потомки Ярослава (младшая муромская ветвь Святославичей). Все это сопровождалось княжескими распрями, переделами, усобицами, сменой правящих князей, набегами половцев и других кочевников. Уже в начале 1160 Муромское княжество отделилось от Рязанского и к 1164 году попало в вассальную зависимость от владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского.
Это если быстро. Если подробнее, то милости прошу в «Инъекцию №2». Такой вот короткий период был отведен Муромо-Рязанскому княжеству. Выксунская земля вдоль Оки около сорока лет была в составе этого объединенного княжества, а после его распада граница прошла где-то в районе современного Шиморского. Выше по реке земля Рязанская, ниже Муромская.
Кстати. Интересна история церкви деревни Шиморское, раннее название Старое Жито. Первый храм был деревянным. Дата его строительства неизвестна. А вот в церковные окладные книги сведения о нем были внесены в 1719 году. Деревенька Старое Жито вымирала. В 1676 году в ней было 17 дворов, а к 1803 осталось восемь, в которых проживало 50 человек. В связи с малолюдьем, деревянную церковь в 1746 году разобрали и перевезли в одно из сел Муромского уезда. А вот сведения о церкви от 1719 года мы находим не в Муромских древних документах, а в окладных книгах Рязанского епископата. То же самое и с церковью в селе Решное. Первичная принадлежность- так же, Рязанский епископат.
Возвращаемся к картам. Сначала к карте Менде 1850 года. К той, на которой речки Сержантовка и ее притоки Выкса и Ягодная. Левее от места их слияния над Выксунским прудом прямоугольный участок земли, выделенный красной линией. Внутри прямоугольника буквы Ц.З.
Ц.З.- это церковные земли. Выделенное место соответствует расположению Выксунского Иверского женского монастыря. Как рассказывают местные церковные служащие: «Место для будущей обители отметил веточкой преподобный Варнава Гефсиманский осенью 1863 года. В 1864 году на этом месте на средства купцов была выстроена богадельня на 12 человек. Община увеличивалась, появлялись новые постройки, и преподобный Варнава прислал Иверскую икону Божией Матери, благословив общине называться Иверской». Все это было, но…
Давайте наложим на временную линейку пару фактов. Топографическая межевая карта Нижегородской губернии, кусок из которой я привожу в качестве доказательства, составленная под руководством Александра Ивановича Менде жившего в 1800- 1868 годах. Масштаб карты- одна верста в одном дюйме или 420 метров в 1 сантиметре, так называемая верстовка. Так вот, карта была опубликована Императорским Русским географическим обществом в 1850 году.
А ведь есть еще и межевая карта Ардатовского уезда, составленная в 1778-1797 годах. То есть, в период расцвета строительства Баташевыми заводов на выксунской земле.
Те же церковные земли, на том же месте, но ранее на семьдесят лет.
Теперь давайте посмотрим биографию Варнавы Гефсиманского инициатора устройства Иверской общины на Выксе. Родился 24 января 1831 года в селе Прудищи Тульской области. Родители Василия, Илья и Дарья Меркуловы, были крепостными крестьянами. 23 декабря 1857 года он становится послушником Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры, и лишь спустя почти десять лет, в ноябре 1866 года, принимает монашеский постриг под именем Варнава. В 1871 году Варнава рукоположен в иеродиаконы, 10 января 1872-го – в иеромонахи, а еще некоторое время спустя наместник Лавры утвердил его в звании народного духовника Пещер Гефсиманского скита. С этого момента начинается известность Варнавы среди верующих. За его благословением идут паломники из многих уголков России. В свидетельствах современников, с ним общавшихся, содержится много примеров прозорливости старца. В январе 1905 года на исповедь к Варнаве ходил император Николай II.
Как видите, в 1850 году Варнава был еще Василием Ильичем Меркуловым, и только в 1857 году приходит в монастырь, и после 1872 года становится известным среди верующих и у него появляется возможность принимать какие-то судьбоносные решения.
Без книги «Обитель на Выксе и ее устроитель преподобный Варнава» составителя С.А. Кельцева 1884 года мы не обойдемся. У послушника Василия Меркулова было два наставника. Схимонах Григорий перед смертью завещал «что им должна быть устроена женская обитель, в местности отдаленной и сплошь зараженной расколом; что обитель эта должна послужить как бы светочем для заблудших чад православной церкви, о чем Сама Царица Небесная попечется и укажет ему место сие и что во имя Ея и должна быть освящена обитель». 2 января 1862 года схимонах Григорий «тихо предал дух свой богу». Другой наставник старец Даниил из Гефсиманской пустыни подтвердил, «что возложенный завет должен он принять с покорностью». Васили Меркулов « не переставая ужасаться возлагаемого на него креста наставничества народного, просил со слезами на глазах его снять с него, вдруг к ужасу своему увидел, что у старца Даниила показалась горлом кровь, и он на руках возлюбленного ученика своего тихо предал дух свой Богу». Случилось это в 1865 году. Опять же после составления карты.
Так что же это за церковные земли? И снова книга «Обитель на Выксе». «На том самом месте… была лишь голая лесная поляна, а на всем обширном пространстве, прилегающем к ней, рос дремучий, старый лес. Местное народное предание говорит, что на том месте, где ныне стоит обитель, многократно видимы были в ночное время горящие свечи и слышны были таинственные звуки колокольного звона. Местность называлась в народе «святою».
А вот здесь опять очень интересно. Вернитесь на двадцать строчек назад. «Местность отдаленная и сплошь зараженная расколом». Почему-то народ называл это место по другому, святым. Сложив один и один, мы с вами получаем, что местность была достаточно плотно заселена, население предпочитало старую веру и имело, на описываемое время, свои легенды, то есть какую-то историю проживания на этом месте. Начало церковного раскола уводит нас к 1650 годам. За период с указанной даты до 1864 года, начала строительства Иверской обители, ситуацию с противоречиями в лоне православной церкви на выксунской земле еще не урегулировали, что и потребовало вмешательства. Причем вмешательства очень масштабного, судя по конечному результату. Монастырь Иверской божьей матери для близлежащих территорий был одним из самых- самых. И по красоте и размерам. И это все ради 4788 крепостных Ивана Родионовича Баташева, указанных в его завещании и их потомков? Кстати, все они были распределены по трем губерниям. Какая-то ядерная бомба для уничтожения сотни мышей в старом стогу сена. Троицкий храм монастыря был спроектирован и построен с расчетом единовременного присутствия в нем на богослужении 5000 человек, а население Выксы к тому времени, согласно официальным данным, немного превышало восемь. Даже при поверхностном взгляде на ситуацию, понимаешь, что количество проживающих на территории было гораздо больше задействованных в местной металлургии.
Еще одним доказательством активной жизни в районе речки Выкса служит следующий факт. В Выксе, в районе современного расположения улиц Ризадеевской и Спартака находилось старое заброшенное кладбище, зафиксированное в книге 1884 года «Обитель на Выксе». Вот что пишут о местном юродивом Дмитрие Пивоварове. «Умер 50 лет от роду, 1868 года апреля 5, в уединенной своей келлии, которая находилась на старом, оставленном Выксунском кладбище (между Выксою и обителью), погребен в Иверском монастыре». А вот что пишет исследователь Выксунской истории и архитектуры А.И. Давыдов в статье «Церковь Рождества Богородицы в городе Выксе Нижегородской области»: «Возникновение второго каменного храма в Выксе (после усадебной церкви в честь Рождества Христова) связано с существованием кладбища, располагавшимся с конца XVIII века между жилыми слободами Среднего и Верхнего Выксунских заводов. (Ранее, по сведениям краеведа В.П. Порхачева, кладбище находилось в районе современной улицы Ризадеевской). Рукопись краеведческих записок В.П. Порхачева находится в фондах музея Выксунского металлургического завода».
Вот и краеведы прошлого указывают нам на наличие старого кладбища, которым, почему-то не стали пользоваться новые «баташевские» выксунцы, предпочтя другое место, а вернее два. Одно, около Христорождественской церкви, второе от него в двух верстах, у Среднего завода, где позднее была построена кладбищенская церковь. А объяснение-то, пожалуй, одно. Церковный раскол. Кладбище старого поселения у речки Выксы оказалось старообрядческим.
Вообше, конечно, очень интересно. Вы когда-нибудь думали, что проживаете на бывших рязанских землях. Избитая фраза о том, что «Баташевы начали строительство на землях новокрещеной мордвы» напрочь вытравила какую-либо активность в поиске истины. А ведь здесь можно и о фирменном стиле заводчика Андрея Баташева поговорить. Строительство крупного производства с имением в Гусе Железном на границе Рязанской и Владимирской волостей показало некие плюсы от административной неразберихи между управленцами уездов. Прием был повторен на Выксе. Посмотрите на старые карты. Часть Выксы и прилегающих земель во Владимирской волости, часть в Нижегородской, часть в Тамбовской. Волостная принадлежность менялась, а границы оставались на своих местах. Мордовские земли, о которых нам так настойчиво, ушли в подчинение Нижнего Новгорода, рязанские, развалившись надвое, под власть Владимира и Рязани. Позднее побывали под Тамбовским правлением. И, в результате, почти все правобережье Оки в нашей местности стало Нижегородским.
В связи с вышеизложенным возникает резонный вопрос. Почему при почти одновременном строительстве заводов на Выксе и на Велетьме импульс к развитию получила выксунская площадка, если по новомодному? И еще один вдогонку. Почему освоение и строительство началось с речки Выксы, а не с протекающей рядышком Железницы, до настоящего времени имеющей больший потенциал? Ответ прост. Выкса стала центром по причине обжитости территории, намолености местности, сложившейся логистической структуре. Дорожки, тропинки, колодцы, в конце концов. Земля, разработанная за несколько веков для огородничества и выращивания хлеба. Булки из Мурома простому люду не возили. Всего этого не было не на Велетьме, не вдоль Железницы. Там земли необходимо было осваивать «с нуля». Рубить, корчевать, выжигать, пахать. Или обеспечивать подвоз продуктов из других территорий, что сильно затратно.
Исходя из этого, учитывая, что Православная церковь всегда очень бережливо и заботливо относилась к своему имуществу, в том числе и к землям, не смотря на возникшие в семнадцатом веке разногласия, вывод напрашивается сам собой. Земля, обведенная красной чертой на карте 1850 года, когда-то была выделена под монастырь Пречистой Рязанской. Там он и находился до начала XVIII века. Прикончил его церковный раскол и реформы Петра I.
Безусловно, что очагами духовной жизни русского народа были монастыри. Православный народ верит, что молитвами спасающихся в них подвижников стоит Русская земля. Петр I настойчиво требовал от монастырей иных, более зримых "польз" и "прибылей" и этими своими требованиями расстраивал монастырскую жизнь. Монахов царь считал людьми, "чужые труды поядающими", он стремился оттеснить монашество на задворки национальной жизни, сократить число обителей и их насельников.
Совершенно объяснимо и название старого монастыря. Пречистой Рязанской Божьей матери. Как еще могли авторы-организаторы строительства, находящиеся в Рязани, назвать возводимый на границе подконтрольной территории объект?
Интересна сама по себе история Рязанской православной кафедры. Распространение и утверждение церкви в этом краю получило новую силу со времени отделения Муромо-Рязанской области от Чернигова в епархиальном отношении, в 1198 году. Кафедра в Рязани была учреждена 26 сентября 1198 года и возглавил ее первый епископ Арсений с титулом Рязанский и Муромский. Как пишет В.Н.Татищев Арсений рукоположен во епископа из игуменов некого монастыря.
Ко времени татарского нашествия в Рязани и Рязанском княжестве было уже несколько монастырей, но сведения о них не сохранились. Точные сведения имеются о двух. Это Ольгов и Богословский. По данным, опубликованным в переиздании «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова), за период с 988 по 1240 год было основано 116 монастырей, из них 22 монастыря были женскими. В монгольский период из основанных 276 монастырей 37 было женских. Положительным моментом стало то, что от платежа тяжелой татарской дани было избавлено все русское духовенство с церковными людьми. Обращаю ваше внимание: с церковными людьми. Нужно отметить, что татары относились с веротерпимостью ко всем религиям, и русская православная церковь не терпела от ханов особых притеснений, даже наоборот, русские митрополиты получали от них особые грамоты-«ярлыки», которыми обеспечивались права и привилегии духовенства и неприкосновенность церковных имуществ. Церковь стала той силой, которая сохраняла и воспитывала не только религиозное, но и национальное единство русского «хрестьянства».
Тем не менее, в начале XIII века христианство еще не успело проникнуть вглубь мещерских и мордовских лесов, разумеется, за исключением городов и их ближайших окрестностей. Ну, а что с этими самыми городами и окрестностями? По списку русских городов конца XIV - начала XV веков в Рязанской земле насчитывалось значительное число городских поселений, но все эти населённые места были, по-видимому, просто укрепленными пунктами с незначительным городским населением. Во всей Рязанской земле можно указать четыре города с более или менее многочисленным населением - Старая Рязань, Муром, Пронск и Переяславль Рязанский. Татаро-монгольское иго послужило неким катализатором процесса. Стены православных монастырей давали не только веру, но и защиту. Народ потянулся к этим «центрам». И мещера и мордва.
Наибольшего могущества Рязанское княжество достигло при князе Олеге Ивановиче который правил с 1350 по 1402 год. При нем княжество начало чеканить свою монету. А раз «могуче и богато», то появляется возможность строительства монастырей, церквей. Заметьте, построить скит или церковь и монастырь, который впоследствии будет зафиксирован на иноземной карте, стоит разных денег.
До 1722 года и Рязанскую и Муромскую земли, соответственно и нашу выксунскую, окармляли рязанские епископы. Затем была создана Владимиро-Муромская епархия, существовавшая параллельно с Суздальской. Но это уже другой разговор, другие карты и их описания.
Как-то я задал своему другу, интересующемуся историей Выксы, простой вопрос. Какое условие необходимо для сохранения неизменным названия небольшой речки, по сути ручья, на протяжении около тысячи лет? Ответ последовал незамедлительно. Наличие постоянного жилья на берегах речки или водоема делает название этого объекта практически бессмертным, пока там теплится жизнь, происходит смена человеческих поколений. Оспорить это ну очень трудно. То же самое и с поляной «звавшейся в народе святой». Принимаем это как аксиому.
И вот уже Выксунская история наполняется совершенно другими красками. Более тысячи лет назад меряне назвали речку Выксой и поселились где-то рядом, на ее берегах. Сменялись поколения. Земля эта стала частью Муромо-Рязанского княжества. Постепенная славянизация Рязанского края тесно была связана с успехами христианства. Эти два явления шли постоянно рука об руку и в наших местах, и в отдаленных концах древней Руси, взаимною помощью облегчая свое движение. Можно заметить, что успехи христианства совершались здесь тихо, медленно, без особенной борьбы. Рязанское управление и влияние на нашу землю выразилось, в том числе, в создании на ней монастыря Пречистой Рязанской.
А давайте-ка про жену Ивана Грозного, раз уж обещал. Тем более, что накраплено следов на выксунской карте. Царицин луг, царицино, Виля-выла. Явно не от безделья появились в народе эти залегендированные топонимы. Так было или не было и что это дает?
В истории с царицей, молва о присутствии которой на нашей земле будоражит Выксунские умы, точка не поставлена. Мария Нагая. Последняя жена Ивана Васильевича IV Грозного. С детства кружилось вокруг меня сказание, что сослали в монастырь на Выксе жену Грозного царя. В отрочестве, почитав об Иверской обители, сопоставил даты и сделал «открытие». Врет легенда! С этим жил много лет.
Ну, а сейчас, в свете новых знаний о монастыре Пречистой Рязанской на Выксунской земле, все смотрится несколько иначе. И, конечно же, необходим экскурс в конец XVI начало XVII века.
Мария Федоровна Нагая- шестая жена Ивана Грозного. Дочь окольничего Фёдора Фёдоровича Нагого-Федца. Ее дядей был русский посол в Крыму, дипломат и близкий приближенный царя Афанасий Нагой, что и способствовало браку. Замуж вышла в 1580 году, оказавшись 6-й женой царя, то есть незаконной по церковному праву. Ее единственный сын Дмитрий Углицкий, третий из выживших детей царя Ивана, родился на следующий год, 19 октября 1582 года.
После смерти мужа в 1584 году и восшествии на престол его единственного оставшегося в живых сына от первого брака Фёдора Иоанновича была регентским советом вместе со своим сыном и братьями удалена на житьё в Углич. Царевич Дмитрий получил Углич в княжение.
Джером Горсей, английский дипломат, проживавший в то время в России, пишет, что «царицу сопровождала разная свита, ее отпустили с платьем, драгоценностями, пропитанием, лошадьми и проч.- все это на широкую ногу, как подобает государыне».
Вместе с ней и сыном из столицы удалили весь род. Решение выслать Нагих из Москвы, вероятно, было принято всей Думой, опасавшейся их акций в пользу младшего брата Федора царевича Дмитрия. При царице Марии в Угличе состояли отец Федор, дядя Андрей и братья Михаил и Григорий Федоровичи.
И вот уже новый царь запретил духовенству поминать царевича Дмитрия из-за его незаконнорожденности. А 15 мая 1591 года при таинственных обстоятельствах мальчик, являвшийся следующим претендентом на трон после царя Федора, погиб. В Угличе начались беспорядки, в которых частично была виновата и царица — когда ребёнок умер, она выбежала со двора, увидела случившееся, начала бить мамку поленом и объявила виновными нескольких людей, которых убила толпа.
«За недосмотрение за сыном и за убийство невинных Битяговских с товарищи» Нагая была пострижена в монахини под именем Марфы. Её братья за небрежение к ребёнку были заточены в темницу.
И вот тут, как пишет Википедия: Относительно монастыря сведения разнятся — упоминаются нелокализуемые Судин монастырь на Выксе вблизи Череповца или Николовыксинская пустынь. То есть, до настоящего времени это точно не установлено.
Занимался присутствием Марии Нагой на наших землях наш краевед Л.Шестеров. К сожалению, особых успехов не достиг. Его поездка в Череповец, где музейные работники ответственно заявили о причастности к истории последней жены Грозного Николо- Выксинской пустыни, поставила точку в его исследованиях этой темы. А жаль. Исследования эти необходимо было продолжать.
Что мы имеем? Македонская Н.М., составитель церковно исторического атласа тех мест, в статье «Выксинский Николаевский монастырь» пишет: «Выксинский Николаевский женский, а затем мужской монастырь. Азарьева Выксинская мужская пустынь. Находился на северном берегу озера Выксино, образованного расширением речки Выксины, вытекающей из болота и впадающей в Шексну справа. В настоящее время территория Выксинского прихода затоплена водами Рыбинского водохранилища». Это на территории современной Вологодской области.
Конечно же стоит обратить внимание на некоторое различие в названиях. Мерянское Выкса- поток уносяший воду из озера- прижилось и на нашей земле и на Череповецкой, что соответствует местности обитания этой угро-финской народности. Только у нас это название осталось тысячи лет нетронутым и по имени речки теперь зовется город, а там и озеро Выксино, и речка Выксина, и монастырь Николо-Выксинский. Справедливости ради необходимо отметить, что и у нас в историю вклинились непонятные Выксуны. Большой и Малый. Но если внимательно посмотреть на карту с этими названиями понимаешь, что Большой Выксун через пятьдесят- семьдесят лет стал Сержантовкой, а Малый- Дегтевкой. И являлись они притоками- ручьями речки Выксы. Отсюда и название.
Сразу необходимо оговориться, что документально «женский» период Николо-Выксинского монастыря не доказан. Да и с названием не все в порядке. Обращаю ваше внимание, что постоянно используемое по отношению к этому монастырю слово пу́стынь, имеет свое значение. Пустынь– «монашеское поселение в традиции православия, обычно удалённый от основного монастыря скит, располагавшийся в незаселённом людьми месте. Прежде пустынями называли небольшие мужские монашеские общины, имевшие обычно не более одного храма. В дальнейшем такой монастырь мог значительно вырасти в размерах, но сохранить в своём названии слово пустынь». Все- таки мужское поселение.
Опять же Македонская Н.М. о монастыре и Марии Нагой: «Инокини сочувствовали страдалице, старались облегчить жизнь её в обители. В наказание по велению Бориса Годунова монахинь разогнали, обитель стала мужской с 1605 года. Управляли монастырем игумены и строители. Строев Павел даёт их имена, начиная с 1628 года. В конце 17 века Выксинская мужская пустынь - приписная пустынь Череповского Воскресенского монастыря. В начале 18 века к Выксинскому монастырю приписана Досифеева Троицкая пустынь.»
Давайте повнимательнее присмотримся к факту разгона обители Годуновым и последующему, почти мгновенному переформатированию. Какая-то сложная схема и не соответствует эпохе совершенно.
После смерти Бориса Годунова 13 апреля 1605 года и торжественного вступления Лжедмитрия в столицу 20 июня, для окончательного утверждения нового царя требовалось признание его царицей, инокиней Марфой. В Николо-Выксинскую пустынь (разогнанную Годуновым?) за ней был послан знаменитый впоследствии князь Михайло Васильевич Скопин-Шуйский. Он привез ее в Москву 18 июля. Марфа была помещена в Вознесенском монастыре, куда будущий царь ездил к ней каждый день. То есть, женский монастырь, где томилась инокиня Марфа, Годуновым разогнан не был и продолжал существовать через три месяца после его кончины. Такие вот, совершенно не сложные математические подсчеты.
Еще один факт. Документальная летопись монастыря ведется с 1628 года. Что мешало это сделать с 1605 и ранее? Почему сохранились только сведения, касающиеся мужского периода этого монастыря?
Ну очень много вопросов к Череповецким хранителям истории. И чем больше к ним вопросов, остающихся без ответа, тем выше вероятность того, что Мария Нагая была заточена в монастыре Пречистой Рязанской на Выксе. То есть в наших местах и легенда имеет реальную основу.
В качестве подтверждения этого я бы предложил еще и часть истории «сына» Марии Нагой. Ну не мог правящий клан, пришедший на смену Ивану Грозному, допустить нахождения у себя под боком в Угличе еще одного наследника, да еще и с матерью, принадлежащей известному роду, который мог оказать ей поддержку, в случае спора за власть. Совершенно ясно, кто выгодоприобретатель от смерти девятилетнего царевича. Материалы Угличского дела широко представлены в открытых источниках, и, поэтому, занимать ваше время не буду. По официальной версии мальчик, во время игры в ножички, от приступа «падучей», возможно эпилепсии, так ткнул себя ножичком, что почти сразу отдал Богу душу. Был похоронен. Мать, за недосмотр, в монахини, ближнюю родню репрессировали. Все складно. Да не совсем. В результате этого укрепилась оппозиция действующей власти. Как вы думаете, простила ли убийство единственного сына Мария? А вся родня, лишенная власти и богатства? А не было ли недовольных во времена правления Годунова? Да конечно же были. И как результат- появление на сцене ожившего сына Марии Нагой. Дмитрия. Лжедмитрия, как его называют историки. У меня вопрос. Мог ли в одиночку монах расстрига, ставший Лжедмитрием, провернуть операцию по захвату власти в России? Однозначно нет.
Григо́рий Богданович Отре́пьев - монах, дьяк Чудова монастыря в московском Кремле. Отрепьев принадлежал к небогатому роду Нелидовых, один из представителей которого, Давид Фарисеев, получил от Ивана III нелестную кличку Отрепьев. Отец Юрия, Богдан, имел поместье в Галиче Костромской волости. Доходов, вероятно, не хватало, так как Богдан Отрепьев вынужден был арендовать землю у Никиты Романовича Захарьина (деда будущего царя Михаила), чье имение находилось тут же по соседству. Погиб он очень рано, в пьяной драке, зарезанный в Немецкой слободе неким «литвином», так что воспитанием сыновей занималась его вдова.
Юрий ребенком оказался весьма способным, легко выучился чтению и письму, причем успехи его были таковы, что решено было отправить его в Москву, где он в дальнейшем поступил на службу к Михаилу Никитичу Романову. Здесь он опять же показал себя с хорошей стороны, и дослужился до высокого положения — что едва не погубило его во время расправы Годунова с «романовским кружком». Спасаясь от смертной казни, он постригся в монахи в том же монастыре Железный Борок под именем Григория. Однако, простая и непритязательная жизнь провинциального монаха его не привлекала, часто переходя из одного монастыря в другой, он в конечном итоге возвращается в столицу, где по протекции своего деда Елизария Замятни, поступает в аристократический Чудов монастырь.
Грамотного монаха вскоре замечает архимандрит Пафнутий, затем после того, как Отрепьев составил похвалу московским чудотворцам, он делается «крестовым дьяком» — занимается перепиской книг и присутствует в качестве писца в государевой Думе. Именно там, если верить официальной версии, выдвинутой правительством Годунова, будущий претендент начинает подготовку к своей роли. Сохранились свидетельства чудовских монахов, что он расспрашивал их о подробностях убийства царевича, а также о правилах и этикете придворной жизни. Позже, опять же если верить официальной версии, «чернец Гришка» начинает весьма неосмотрительно хвалиться тем, что когда-нибудь займёт царский престол. Похвальбу эту ростовский митрополит Иона доносит до царских ушей, и Борис приказывает сослать монаха в отдалённый Кириллов монастырь, но дьяк Смирной-Васильев, которому было это поручено, по просьбе другого дьяка Семёна Ефимьева отложил исполнение приказа, потом же совсем забыл об этом, пока неизвестно кем предупреждённый Григорий бежит в Галич, затем в Муром, в Борисоглебский монастырь и далее — на лошади, полученной от настоятеля, в Речь Посполитую, где и объявляет себя «чудесно спасшимся царевичем».
Заметьте, что бегство это подозрительно совпадает со временем разгрома Годуновым оппозиции, так называемого «романовского кружка». Видимо Отрепьеву, все-таки покровительствовал кто-то кроме дьяков, достаточно сильный, чтобы спасти его от ареста и дать время бежать. Сам Лжедмитрий, будучи в Польше, однажды оговорился, что ему помог дьяк Василий Щелкалов, также подвергшийся затем гонению от царя Бориса. Дьяк-то, конечно, помог, но это фигура явно мелка для верхушки организаторов процесса, если уж настоятель монастыря озаботился и помог с транспортом, то есть с лошадью. А теперь давайте посмотрим на карту перемещений Отрепьева в период перед присвоением облика убиенного царевича Дмитрия.
Странный какой-то маршрут бегства. Если уже и рванул в Галич с большого испугу, то зачем дальше-то искушать судьбу? Севернее, севернее в обход Москвы и в Польшу. А здесь понадобилось посетить Борисоглебский монастырь в Муроме и только потом через Москву к польским союзникам. Кстати, в сорока километрах от Галича есть село Домнино. Вотчина Романовых. И не от испуга он побежал туда и не прятаться. Так же и с Муромом.
А не в том ли причина, что от Борисоглебского Муромского монастыря до монастыря Пречистой Рязанской на Выксе можно дойти за день пешком? А там матушка убиенного царевича, чей облик должен был принять Отрепьев. Как же без нее, без ее благословения на эту операцию. «Опознать» в Отрепьеве сына должна была она. Как и случилось позднее.
18 июля 1605 года она имела торжественный въезд в Москву, где признала Лжедмитрия I своим сыном. В столице, как уже писал, она поселилась в кремлёвском Вознесенском монастыре, где согласно обычаю принимала Марину Мнишек в бытность её царской невестой.
И вот здесь… Бинго! Роду Нагих, как «родственникам» царя, возвратили свободу, чины и имущество. Члены семьи Нагих принимали активнейшее участие в свадьбе своего «племянника».
Что же получается? «Иная летопись» и другие исторические документы утверждают, что Мария Нагая в 1591 году была заключена в монастырь «на Выксе», где и находилась до июля 1605 года. В это время Николо-Выксинской пустыни под Череповцом не было и документальное начало ее существования связано с 1628 годом. И слава Творцу, отсутствие одних документов восполняется наличием других.
Ну что же, к начатой временной линейке истории монастыря Пречистой Рязанской добавляем следующие даты. 1591-1605 годы. Что же получается? В 1636 году наш старый монастырь уже был. Описан Адамом Олеарием. В 1706 году он еще был. Доказательство- сборная карта Московии. В 1778 году его уже нет, но собственность на землю осталась за Православной церковью. В 1864 году на этом месте начинается строительство нового монастыря. Воскресший уже по правильным церковным канонам, он был назван в честь Иверской божьей матери. Немного ранее, в 1765 году, рядом с пустырем, оставшимся после монастыря, Баташевыми начато строительство Верхневыксунского завода, первого на Выксунской земле, и, странным образом, никакие постройки, подтопления прудом, прокладка дорог не коснулись церковных земель. Конечно не мистика. Просто заводчики чтили чужую собственность, границы которой были четко оформлены.
1 июня 2016 года епископ Варнава, не тот, который из прошлого, а нынешний руководитель нашей епархии, историк по первому образованию, сказал: «Тема, безусловно, интересная и заслуживает внимания. Во главу угла надо ставить вопрос первоисточников: насколько они правдивы, насколько дают объективную картину. Выводы мы можем сделать лишь тогда, когда имеем не одно свидетельство. Что монастырь был- карта показывает явно. Почему нет? Ведь понятно, что в свое время промышленники Баташевы приехали не на пустое место». Далее о необходимости археологических раскопок, результатом которых должны быть материалы, подтверждающие наличие именно культовых построек, а не «плошек из крестьянской избы». И тут же речь чиновницы из управления культуры администрации округа о трудностях организации подобных исследований. Коллеги из общественного совета по сохранению культурного наследия нашего округа-района как-то промолчали, тема-то не изучена, и не стали обозначать собственных мнений за состоявшимися выступлениями приглашенных. Наступила тишина.
А за всеми этими речами-разговорами, многозначительным молчанием, есть у нас и материальные подтверждения отметочек на временной линейке. Деньги. Вот что поможет. Не современные хрустящие и шуршащие, сводящие с ума основную часть населения, а те, которые вышли из обихода и ценность имеют только у знатоков и коллекционеров. Ну и люди, которые их «поднимают».
У нас как всегда, не смогли организовать, так и запретили. Нельзя сейчас с металлоискателем. Тем не менее, народ копает, находит. Только результаты копа теперь уходят мимо музеев, историков, краеведов и прочих заинтересованных. Сообщество профессиональных поисковиков достаточно закрытое, но и там есть патриоты своей земли, с которыми можно общаться.
Так, например, подтвердили они мою версию того, что Московский тракт в допетровский период проходил через Туртапку и переправа была напротив Карачарова. Все просто. На месте, где давным-давно народ ожидал речного извоза, обнаружено было большое количество денежек разного достоинства, утерянных не за один раз, а на протяжении многих лет. Большую часть этого множества, по которой и можно осуществить временную привязку, составляли «чешуйки». Это деньги древней Руси. Появились они в домонгольскую эпоху и имели хождение до 1718 года, денежной реформы Петра I.
Ну, а раз уж так с переправой, то и следующий вопрос возник совершенно естественно. Где еще? Точных координат называть специально не буду, чтобы не спровоцировать поисковый бум и безумное уничтожение того, что еще можно отыскать и зафиксировать. Тем не менее, список: Турапка, Мотмос, Нижняя Верея, Шиморское, Виля. Это из того, что меня интересует как доказательная часть. Учитывая локализацию находок, мы с вами имеем подтверждение, что все перечисленные населенные пункты существовали в допетровскую эпоху и начало свое берут гораздо раньше, чем мы думаем, имея отрывочные сведения из разных печатных источников.
В связи с содержанием- интерес к трем из списка. Шиморское, Мотмос, Виля. По данным «неформальных» исследователей на месте этих населенных пунктов были в давние времена села или деревни. Что и подтверждается количеством и временной привязкой находок-«чешуек». Затем непонятная, на первый взгляд, деградация. Вспомните историю Старого Жита (Шиморского). Вот и к началу картографической эпохи на месте Мотмоса и Вили осталось по одной улице среди чистого поля. Вежонка и Ляпуховка. Причины умирания населенных пунктов? Не одна ли она на все три?
Разорили монастырь Пречистой Рязанской Божьей матери и соседние деревеньки стали тут же умирать. Конечно, это версия. Опровергайте. Но физические доказательства в виде денежек, нарубленных из серебряной проволоки уже никуда не денешь. А несколько монет, найденных в районе Вили удалось «расшифровать». Отчеканены они были рязанским князем в 1350-1402 годы.
И опять мы с вами имеем позднее заселение ранее обжитых, разработанных земель.
Наверное, здесь стоит пояснить, что архипастырь, говоря о доказательствах, заинтересован в подтверждении только истории монастыря, о чем и сказал. Хотя вопрос-то гораздо шире. Древний монастырь это повод к пересмотру возраста всеми любимого нашего города. 252 года на текущий момент 15.12.2017 или втрое больше. На зарплаты и благосостояние, конечно не влияет. Но вот умные люди из возраста поселения, в котором проживают, могут такое устроить. Да и относишься к таким городам несколько иначе. И даже не к самому населенному пункту, а к жителям. Мы же с вами понимаем, что древний возраст подразумевает наличие крепких, сложившихся традиций и всего, что с этим связано. Не зря же ОМК, продвигая свой бренд, не забывает упомянуть, что металлургической истории фирмы более 250 лет.
Ну, а мы от своего прошлого отказываемся. Или может быть время не пришло? Хватит с нас пары железных баташевских веков? Тишина. Период выжидания. Может быть, само рассосется вместе с беспокойным автором-исследователем, ломающим сложившиеся стереотипы. Заинтересованности и предложений о помощи в дальнейших исследованиях от лиц администрирующих нет. Не говорю уже о партийных псевдо патриотах.
Что обычно пишут в завершении. Итого? Сейчас наша Выкса ведет отсчет времени своего существования как населенного пункта от 1765 года. Проведенные исследования показывают, что этот документально подтвержденный период увеличивается на 129 лет. До 1636 года. Если версию с Марией Нагой никто не опровергнет, то плюс еще 45. Всего 426 лет. Неплохо. А дальше? Дальше поле для исследования. Период от 1350 до 1591 года. Всего чуть больше двух веков. Реально ли определить начальную точку отсчета в этот период? Трудно, но возможно. Смогли же соседи из Кулебак установить по писцовым арзамасским книгам, в которых имеются записи за 1627 год: «мордвою и бортниками леса расчищены в пашню и поселены села и деревни, а именно: Канерга, Зубовка, Чуварлейка, Кулебаки». Кто ищет, тот находит.
Представьте рекламный плакат или иную конструкцию на въезде в город. «Выкса. 500 лет». Или нечто подобное. Солидно. Да и содержание полутысячелетнего отрезка достойное, не смотря на то, что…
Пара ворон с интересом смотрела на происходящее у подножья Ники- памятника под окнами здания администрации округа. Сидеть на бронзовых крыльях богини было неудобно, но уж больно хотелось полакомиться остатками единорога, которого разделывала группа специалистов- трудящихся. Забили животное прямо здесь. Аккуратно. Кувалдой по темечку. Подломившиеся копыта, хрип. И еще продолжал жить ослино-единорожий хвост, подергиваясь, когда с туши уже начали сдирать шкуру. Затем ее набили сеном и зашили. Чем не чучело? После этого изделие стали пристраивать на подготовленный, в виде рыцарского щита, помост. Лысый, забравшись на стремянку для лучшего обзора, командовал. Варианты выкладки чучела единорога он согласовывал с торчащими из окон четвертого этажа народными избранниками. Копыто туда, копыто сюда, хвост правее… Полиция отгоняла интересующихся, не объясняя сути происходящего, в надежде на скорое окончание мероприятия. Аллилуйя! Наконец-то головы в окнах четвертого этажа пришли к согласию. Недовольных придушили, эскизы с вариантами без единорога мелко порвали и сожгли. Лысый, скатившись шариком со стремянки, бросился бежать в здание. Согласие народных избранников необходимо было зафиксировать документально.
Так появились на свет наши герб и флаг. А ведь можно было по другому, по человечески.