Прошло около девяноста лет. Вы думаете что-то изменилось?
Из интервью Г.К. Никулиной (взято из открытых источников), бывшего руководителя уничтоженного в 2006-2007 году в пользу музея истории завода, Выксунского краеведческого музея:
Г.К. Никулина: «В рамках подготовки к празднованию (неправильного- от автора) 250-летнего юбилея завода была разработана большая программа по благоустройству города, в том числе и капитальный ремонт Баташевского дома.
В августе 2006 года музей был закрыт, экспонаты вывезены. Часть их находилась во Дворце культуры металлургов. Там была развернута постоянно действующая выставка "Выксунские заводы в XVIII-XIX вв.".
…В августе 2006 года музей выселили из Баташевского дома. Торопились, будто начиналось извержение вулкана. Нагнали машин и людей (детей) из ПТУ и техникума. Я вопила, кричала, всем звонила, что нельзя так обращаться с экспонатами, нужно тщательней упаковывать все. Но разве кто слушал. Город с заводом отношения не хотел портить. Ведь завод кормил весь город (налоги).
Руководитель проекта Анжелика Сергеевна Панина (проект подготовки к 250-летию завода, в рамках которого предусматривался капитальный ремонт Баташевского дома) торопила быстрей освобождать помещения, потому что турецкая компания "Гама", с которой был заключен договор на ремонт, выставляет за каждый день простоя неустойку.
Как над бедными экспонатами издевались...Самые ценные сложили в двух комнатах Дворца культуры им. И.И. Лепсе на втором этаже. Одна комната на первом этаже была полностью забита, ни к чему не подступиться. Часть экспонатов была сложена на 277-м складе на территории завода, в АКК 3-го трубного цеха (ТЭСЦ № 3). Бревна избы, мебель, деревянные бра и люстры из дома, огромные панно сложены на складе мебельного цеха. Мебель из кабинета Сухово-Кобылина сначала была на заводе, в подвале ремонтно-строительного цеха, где не было обеспечено необходимых условий хранения, затем в подвале Дворца культуры. Конечно, в таком виде в экспозиции она не нужна, так же как и все макеты и модели. Весной 2007 года на втором этаже Дворца им И.И.Лепсе также начали капитальный ремонт. Музей - хоть на улицу. Я побежала к начальнику управления культуры, решили перевезти основную часть в Дом книги в холл на первом этаже (там холодно, сыро, все время подтекала канализация). Бедные экспонаты в коробках - сколько раз их с места на место перетаскивали.
Здесь музей был ровно год - с марта 2007 по март 2008 года. Сюда еще ходили экскурсии - все-таки сделали мы маленькую экспозицию по основанию заводов. Совместно с библиотекой проводились мероприятия в читальном зале.Весной 2008 года музей перенесли во дворец.
Главный парадокс в том, что после того, как вывезли музей, через две недели выяснилось, что у турок нет лицензии на внутренние работы. Они сделали фасад. А внутри поковыряли - это называется реставрация. Вы все это видели весной. В таком же виде и сейчас. Отопления нет третью зиму. Только времянки, и то не везде. А недавно случилось еще более парадоксальное: директор усадебно-промышленного комплекса "Дом Баташевых-Шепелевых" А.С. Панина в августе сократила Ольгу Николаевну Громову - единственного оставшегося музейщика. Громова работала в музее с 1992 года, пришла 17-летней после окончания школы. Конечно, за 18 лет работы она многому научилась, почти каждый год ездила на курсы. Мало того, что Панина сама дилетант в музейном деле, так и сотрудники ее тоже далеки от этой профессии».
Вот так все происходило несколько лет назад. На мой взгляд- идеальные условия для разбазаривания музейного имущества. Зачистили даже сотрудников знавших «в лицо» всю коллекцию краеведческого музея. Кстати, имущество это являлось, да и сейчас является муниципальной собственностью. То есть нашей с вами.
Каких- либо решений о передаче коллекции Выксунского краеведческого музея в собственность новых хозяев завода городскими властями, действующими в наших интересах, нет. Да и быть не может. Здание музея- да, его передали на баланс завода, с единственной целью- снижение финансовой нагрузки на местный бюджет. Логичное решение, учитывая порядочность и патриотизм представителей договаривающихся сторон. (Решение 255 от 28.05.1985 исполнительного комитета Выксунского городского совета народных депутатов) В связи с этим дополнительный вопрос. Почему городские власти отказываются получать деньги за аренду, прокат, использование (назовите как хотите) своего имущества? Т.е огромной коллекции краеведческого музея. По-моему тут как раз есть чем заняться сотрудникам прокуратуры.
За десяток лет до этого… Никулина Г.К.: «Работая во дворце (им.Лепсе. г.Выкса), я обратила внимание, что в кружковых комнатах есть старинные картины. Стала расспрашивать, как они там оказались. Старенький художник Аркадий Иванович Заонегин рассказал, что при открытии Дворца культуры 1 мая 1929 года из баташевского дома (с 1924 года - уездисполком) дворцу были переданы картины, старинная мебель для украшения нового Дворца труда. Мебель не сохранилась совсем, не все сохранились и картины. Во время войны во Дворце располагался госпиталь № 2838 (до 1947 года). Некоторые картины пропали. Кроме того, в 1964 году на втором этаже дворца был пожар, в огне погибли многие ценные картины. Когда я узнала об этом, то решила спасти хотя бы оставшиеся:
Мурильо. Мальчики, играющие в кости. Середина XVII века.
Теодоро Мартеллани. Венеция. Середина XVII века.
Неизвестный немецкий художник. Розы. Середина XIX века.
Неизвестный немецкий художник. Горный пейзаж. Середина XIX века.
Павел Сведомский. Римская цыганка. Середина XIX века.
Неизвестный немецкий художник. Олени на водопое. Середина XIX века.
Неизвестный художник. Стадо. Начало XIX века.
Несколько картин XX века.
Я написала служебное письмо директору завода Александру Сергеевичу Вавилину с просьбой о передаче этих картин и двух китайских фарфоровых ваз из дворца в музей. Директор дал добро на приглашение эксперта для оценки картин. Наталья Викторовна Квач, реставратор из Горьковского художественного музея, осмотрев картины, сказала, что они нуждаются в небольшой реставрации. Картину "Стадо" отправили в Москву, в реставрационный центр им. И.Э. Грабаря, остальные реставрировала Наталья Викторовна на месте, в музее. В те годы это было еще бесплатно». Итак. Выксунский краеведческий музей владел полотном всемирно известного мастера XVII века? По крайней мере, это никто не оспаривал. Для неосведомленных разъясняю. Бартоломе Эстебан Мурильо. Испанец. Родился в декабре 1617 года в Севилье. Умер в 1682, там же. Ведущий испанский живописец «золотого века», глава севильской школы. Великий Мурильо. Все его работы наперечет. Представляете, сколько стоит любая из них? Что же дальше?
Закончена «реставрация». Открыты залы с экспозициями Выксунского усадебно-промышленного комплекса. По новомодному создан сайт. И вот тут начинаются чудеса. Картина великого Мурильо «Два мальчика, играющие в кости»(148х114) середины XVII века, без каких-либо объяснений, становится картиной неизвестного художника XIX века.
Вот что нам демонстрируют в заводском музее.
А вот изображение работы великого испанского художника XVII века Бартоломе Эстебана Мурильо.
Выводы сделаете сами?
И все-таки...
Имеем два изображения. Одно подлинное, второе- копия с первого. Неужели цель изготовления копии именно этого художественного произведения - подмена? Причем качество копии явно не дотягивает до оригинала. Обращаю ваше внимание на достаточно вольную работу художника при копировании. Изучите фон. На копии он гораздо светлее, с него исчезло изображение какого-то строения, имеющегося на подлиннике. Почему?
Быдло и так схавает?
Или неизвестный рисовальщик остановил свой выбор на картине Мурильо «Два мальчика, играющие в кости» для повышения своего профессионального уровня путем копирования.
Почему нет? Вполне возможно, что эту работу, ту, что сегодня прижилась на каких-то непонятных основаниях в заводском музее, выполнил Алексей Максимович Горностаев (1808-1862). Выксунец, родившийся в семье управляющего Баташевского завода.
Необыкновенно талантливые рисунки, когда ему было 14 лет, попались на глаза П.П. Свиньину, гостившему у Шепелева, который и убедил его в необходимости дать мальчику художественное образование.
В 1822 году он был отправлен на обучение в Москву к Д. Жилярди, давнему другу семьи Баташевых-Шепелевых: известно, что именно Доменико Жилярди перестраивал дворец Баташева (в Москве, на Швивой горке), данный им в приданое любимой внучке Дарьюшке, ставшей Шепелевой. В 1823 году Горностаев поступил на службу копиистом. Затем переезд в Петербург. Аттестован Академией художеств в 1834 году. В этом же году отправился в путешествие по странам Европы для завершения художественного образования. За выполненные в поездке работы ( в их числе: акварельные виды интерьеров церквей в Риме, копии работ известных европейских мастеров, проект реставрации храма Юпитера в Помпеях) Российская Академия художеств присвоила ему звание академика (1838 г.).
Раз Европа, то как же проехать мимо старейшей Академии изобразительных искусств в Вене, созданной в 1696 году. А ведь именно там в настоящее время хранится подлинник произведения Мурильо "Два мальчика, играющие в кости". В cостав Акалемии входит картинная галерея более чем из 250 полотен кисти известных мастеров, начиная с периода раннего Ренессанса и вплоть до восемнадцатого, начала девятнатцатого веков, таких как Босх, Кранах, Рембрант, Рубенс, Тициан, Мурильо, Гварди. Коллекция служит учебным материалом для студентов Академии.
Вот и получается, что никогда эта картина «Два мальчика, играющие в кости», т.е. ее подлинник в собственности Шепелевых не была, и, соответственно, в Выксунском краеведческом музее не выставлялась. Копия была изготовлена в Австрии. Из-за ограниченности во времени, Горностаев фон копии до полного совпадения с оригиналом доводить не стал. Да и нужно ли? Для того что бы найти десять отличий необходимо было съездить в Вену. Даже в таком исполнении картина подошла для представления в ряду других работ, необходимых для получения звания академика. Или просто была продана или подарена благодетелям, оплатившим поездку.
Кстати, скопировать это произведение мог и господин Скотти, так же повышавший свой профессиональный художественный уровень за счет семейства Шепелевых-Кутайсовых. Михаил Иванович Скотти с 1838 по 1844 год учился у итальянских мастеров, побывал в Костантинополе, короче, перемещался по Европе и мог, так же как и Горностаев оказаться в Венской академии.
Надо бы, надо разобраться в авторстве копии. Только кому это необходимо? Мне с вами и еще нескольким упертым краеведам. Современным выксунским музейщикам и так хорошо и комфортно. Подписали картинку: «Неизвестный художник» и нет необходимости заморачиваться с экспертизами. Оно вроде бы и правда, но какая-то дурно пахнущая, если знать подноготную.
Конспирологическая теория в отношении картины Мурильо развалилась. Вернее так: в рамках повествования о музее, я ее сам создал, сам и развалил. Да подобных зацепок в современном музее истории завода- пруд пруди. Г.К. Никулина перед тем, как начали рушить ее детище, успела-таки составить опись музейного имущества, т.е. коллекции, и передала начальнику Управления культуры администрации района. У него-то я и скопировал этот интересный документ. Иногда читаю.
Создать эту ситуацию с необъяснимым круговоротом картин и их копий, жонглированием другими предметами коллекции, без помощи причастных к этой проблеме администрации района, собственника здания музея, взявшегося за несвойственную металлургу и экономисту очень тонкую музейную деятельность, было бы невозможно.
Интересна, кстати, позиция руководителей ОМК. Для управления заводом ищут и собирают грамотных специалистов по всей стране, а на должность Хранителя истории- директора музея, повторно наступая на одни и те же грабли, назначают по чьей-то бездумной протекции. Да и сама организация музейной структуры не соответствует слову Музей, а более походит на какое-то цеховое подразделение Выксунской производственной площадки, действующее в угоду руководству ОМК, как иногда востребованная для единичных акций. Ну а в промежутках: Секция йоги при прежнем директоре была. Торжественное заключение брака в интерьерах- да пожалуйста. Чего стоит «мастер-класс» проведенный во время последнего арт-оврага директором музея на тему места рождения некоторых предков А.С. Пушкина. Увидев это действо я долго крестился и повторял по старой русской традиции «Чур меня…» Лучше бы поискал орден Ленина и знамя, к которому он был приколот в 1957 году. Этим орденом наградили весь коллектив металлургического завода за ударный труд. Имея небольшой собственный музей во дворце Лепсе, сохранить эту реликвию не смогли, а за коллекцию Выксунского краеведческого музея ухватились.
Ну и что же? Небольшой краеведческий музей города Касимова имеет научный отдел. Муромский музей с Выксунским сравнить невозможно, не смотря на вложенные в последний миллионы. Соседи из Мурома ведут огромную научно изыскательскую работу. Раскопки. Уваровские чтения. Коллекция. За примерами ходить далеко не нужно.
Почему у нас по другому? Прошло почти сто лет, а существование музея так и находится в режиме «трагедия». Почему я не могу вспомнить ни одной интересной современной краеведческой работы сотрудников нашего, простите, давно уже не нашего музея? А кому там этим заниматься? Издательская деятельность, популяризация краеведения, собирание достойных экспонатов... Это не о Выксунском музее. Задачи не те. Неоднократно о башне Шухова, танковой колонне, Баташевском доме. Вот и все что приходит на ум и в память и укладывается в рамки перманентной рекламной компании ОМК и ВМЗ. Не маловато ли? Грамот, за вылизанные полы и отглаженные занавески у них на несколько килограмм больше.
В.КоролевТрагедия выксунского музея. Ю.Галай