Ну, конечно же, вот она, вишенка на торте. Как при выпечке многослойного кулинарного шедевра, можно было до бесконечности продолжать выкладывать коржи. В конце концов, вы, читатели плюнете и, к основному моменту, вам станет «фиолетово». А мне бы так не хотелось.
Поэтому, для возбуждения интереса, статья Галая о том, как разбазаривали фактически наше с вами добро, экспроприированное у изгнанного правящего класса. Такой вот смешанный аперитив. Затем, для поддержания этого же интереса «Трагедия 2». О том как, вновь возникший правящий класс нас с вами практически ограбил. Нет, я не резко. В рамках повествования под заголовком «Трагедия №2» можно было писать много и долго, увеличивая боль и поднимая градус ненависти. Об уголовном деле, возбужденном по факту сноса Баташевских контор- памятника федерального значения. На этом месте красуется гостиница «Баташев». О реставрации или пародии на нее, здания самого музея, где для «реставрационных» работ нанимали запойных люмпенов с соседних улиц. Об этом я подробно изложил в своей книге «Не стреляйте в прошлое из пистолета», что напрочь отсекло возможность дружеских объятий и брежневских поцелуев в десны с руководством округа и градообразующего. Ну да ладно… Желающих продать себя на органы нашим горе-руководителям целая очередь. А о том, как рулят они округом, наверное, все-таки писать стоит. Не здесь и сейчас, а вообще. Иначе получится все очень гладко и хорошо. В стиле «Выксунского рабочего». Не бывает так в истории. Были и репрессии, были и расстрелы, Гулаг. Одновременно: Великая война, стройки, освоение хлебородных земель и т.д и т.п. Ах, да, забыл про покорение полюса…
Наши полюсов не покоряли, а под лозунгом «Мы сделаем вам красиво!!!» кулуарно принимали решения. Капали или нет какие-то средства на электронные карточки решателей, конечно же, мы не узнаем. В прозрачной голубизне их честнейших глаз, читаешь: Не корысти ради, а токмо, для города и района… Стоит напомнить, раз уж про конторы и гостиницу. Заказчик- кто-то из Москвы, чье имя лучше не называть. Ну, а в позе «чего изволите?» стояли наши Соколов А.С. и Раев И.Л. Зачем Выксе памятник федерального значения? Закроем глаза, раз Вам так надо, а потом дадим разрешение на строительство в охраняемой зоне. Электорату проедем по ушам, что целый миллиард рублей выделен ОМК на улучшение жизни этого самого электората. Причем большая часть этих денег пошла на строительство и обновление ОМКовского имущества.
Отдельным абзацем, возвращаясь к теме «Трагедия Выксунского музея», следует вспомнить нашего нынешнего главу округа Владимира Викторовича Кочеткова. На момент «реставрации» дома Баташева, занимал он должность исполнительного директора ОАО ВМЗ и во всех этих кадрилях принимал участие разной степени. Неоднократно директор уничтожаемого музея Никулина Г.К. обращалась к нему за помощью (имею даже копию письма с входящим номером), но в ответ- тишина. Ни на одно ее обращение наш патриот Владимир Викторович ответить не соизволил.
Ну и естественный от вас вопрос. Где же вишенка? Слепил еще один корж для торта, а украшения нет. Не переживайте, все будет и будет прямо сейчас. К теме музея мы уже повернули.
Наверное, в чем-то стало лучше. Отопление, освещение, водопровод… Дальше перечисляйте сами. Как-то недавно, мой товарищ, гуру от медицины, посетив музей истории завода, после моего вопроса «Как тебе?», долго подбирал ответ. В результате обдумывания произнес: «чистенько…». Да действительно так, но в хлорированной чистоте помещений и экспонаты утрачивают самое ценное- запах нафталина и старости. Особенно если знать, что большая часть до металлургической, там где косточки, бусинки и камушки, коллекции куплена в музее Арзамаса и к Выксе отношения на имеет. Ну и так далее. Правильно говорят: Знание умножает скорбь. Не поспоришь. Поэтому хочется свои скорбные знания разделить на всех. Чего это я тащу мешок с чужими тайнами? Развязываем.
В этот раз придется отнять у выксунцев еще одну легенду. Началом послужила копия картины Мурильо «Два мальчика, играющие в кости». Разобрался, написал, опубликовал. Пошел дальше. Следующим «шедевром», подвергнутым изучению стала, естественно, основная картина из коллекции музея истории завода «Сусанна». Как же пройти мимо, когда про нее столько. И выставка одной картины и куча историй прицепом.
Портрет любовницы- племянницы Ивана Родионовича Баташева. Если бы Андрея, то явно прихватил бы он картину при разделе и отправил к себе на Гусь-Железный. Ну а Ивану, на такую крамольную вещь позволила ли любоваться молодая жена? Только в одном случае- если за картину были плачены большие деньги и место написания, приобретения и авторство, в лице заезжих гостей, поднимали планку уровня просвещения хозяев усадьбы. Понты, по нынешнему.
Другая версия кажется ближе к истине. Артистка из театра времен Шепелева. Прямо в театральном костюме с сексуальным подтекстом. Кто-то из старых краеведов даже вспомнил фамилию дивы. Остается поискать паспорт. Может пылится где-то в столе директора музея?
Присутствуют, так же, споры насчет авторства. Не буду перечислять предполагаемых, так как подпись на «шедевре» отсутствует. Одни загадки. Давайте лучше повнимательнее рассмотрим обсуждаемый предмет. Руками потрогать, естественно, не дадут.
Не надо быть художественным экспертом Третьяковки. Отвратительно плохо прописанные кисти рук, детали одежды, украшения, говорят об уровне рисовальщика, примерно соответствующем выпускному классу Выксунской детской художественной школы. Поэтому от экскурсоводов ни слова о художественных достоинствах картины, а больше словесный трэш. Ну, а цветочек в правом нижнем углу, просто издевательство какое-то и безвкусица. Как его не поверни, а художественной ценности это полотно не представляет.
И почему же художник, впоследствии академик живописи Михаил Скотти, проживая в Выксе в период расцвета Шепелевского театра, обратил внимание на сие творение? И не просто обратил, а сделал с него небольшую копию, картину размером 47Х30 сантиметров. Не всего «шедевра», а головы этой милой женщины. Как и положено, в левом нижнем углу начертал подпись «М.Скотти». Наименовал сие творение просто, без затей «Итальянка». Кстати, если сопоставить качество, то копия Скотти однозначно превосходит то, что сегодня висит на стене в музее истории ОАО ВМЗ.
Совершенно закономерный вопрос: Откуда информация? Примерно такой же и ответ: Кто ищет, тот находит. Копия, изготовленная М.Скотти, продается на одном из Украинских аукционов.
Наша детективная история продолжает развиваться. Как же так? Копия краше оригинала. Или Михаил Иванович решил поправить чужие ошибки. Такой мастер класс на негодной натуре.
Ну так вот… На момент написания статьи уже имеем две одинаковые картины. Ту, что висит в современном музее и продающуюся на украинском аукционе, но меньших размеров и с установленным авторством.
А вот здесь необходимо вернуться к материалам «Трагедия выксунского музея» автора Ю.Г.Галай и «Трагедия выксунского музея 2» автор В.В.Королев. Ведь не просто так я их выложил в сеть именно в этой последовательности.
За полотно из современного музея никто и копий ломать бы не стал. А ведь что было сто лет назад? Почитайте у Галая. Практически битва. Уголовный розыск, суд…и, в результате, так называемая «Сусанна» обрела место жительства в Выксунском музее.
Из «Трагедии 2» достаем следующий абзац. Бывший директор бывшего краеведческого музея Г.К.Никулина рассказывает нам: «Наталья Викторовна Квач, реставратор из Горьковского художественного музея, осмотрев картины, сказала, что они нуждаются в небольшой реставрации. Картину "Стадо" отправили в Москву, в реставрационный центр им. И.Э. Грабаря, остальные реставрировала Наталья Викторовна на месте, в музее. В те годы это было еще бесплатно». Это было в девяностые. Лет за десять до ОМКовской «реставрации».
А кто такая Н.В.Квач? Не могла ли она при осмотре «Сусанны» современной не заметить те же ляпы, о которых я написал. Наталья Викторовна Квач- кандидат педагогических наук, искусствовед, художник график, член Союза художников России, председатель искусствоведческой секции Нижегородская организация Союза художников России, член Международной ассоциации «Союз дизайнеров». Ну, никак не могла она не обратить внимание на «шедеврально», кривыми руками выполненный, портрет под названием «Сусанна».
А что говорят наши местные художники-ветераны? В марте 2018 года Елена Столярова опубликовала интервью с Мясниковым Виталием Сергеевичем к его 85-летию. Вот часть из его рассказа. «Учился я и у старых мастеров. Все выксунцы знают прекрасный женский портрет 19 века, названный «Сусанна». Копировал я ее не раз. Еще до училища. Какая у нее мимика! Думаю, художник, когда писал ее, он же видел ее, какой-то внутренний процесс шел у него. Может, был влюблен в нее… Поэтому так она прекрасна!»
Не буду говорить за других. Что-то, видимо, поменялось в моем восприятии прекрасного под воздействием некоторых, окружающих нас, «произведений» стритарта. Ну не могу я назвать прекрасной женщину по имени «Сусанна» с портрета из музея истории завода. «Итальянка» М.Скотти гораздо симпатичнее. Но она не того размера, у нее не хватает украшений на руках, шелковых кистей на одежде и еще много чего.
Что делать? Как в фильме «Бриллиантовая рука»: «Будем искать…» Конечно, поиски затянулись. Компьютерный экран не раз вышибал слезы из глаз. Но, наконец-то нашел, вот оно третье изображение одного и того же портрета. Все встало на свои места. И отсутствие реакции Н.В.Квач, и восторг В.С.Мясникова, и копия М.Скотти, которая краше современного оригинала. Не раз говорил, что интернет великое, еще не до конца оцененное изобретение человечества.
Только в одном месте, видимо по ошибке, не зная криминального подтекста картины, один из блогеров выложил подлинное изображение, корявой копией которого нас усиленно заставляют наслаждаться в современном музее истории Выксунского металлургического завода.
Посмотрите, оцените и сравните.
Оценили? Кстати, обращаю ваше внимание на подпись автора в правом нижнем углу.
Вот что удалось вытащить с помощью фотошопа и элементарных пользовательских навыков. Конечно, как говорится, «не айс». Но выводы сделать можно. Автор картины не М.Скотти. Автор картины, скорее всего итальянец, судя по последним трем, достаточно хорошо читающимся, буквам. Подпись оканчивается на «…вио».
Ну и какая же мозаика у нас складывается?
В начале XIX века Иван Родионович Баташев приобрел для украшения дома на Выксе портрет женщины, работы итальянского мастера. Портрет сей затерялся в ряду других картин и спокойно занял свое место в одном из помещений барского дома.
Хотя, покупателем, немного позднее, мог быть и кто-то из наследников. Тогда в предыдущем абзаце замените фамилию Баташев на Шепелев.
В период расцвета местного театра, в Выксе жил и рисовал Михаил Иванович Скотти, будущий академик живописи. Этот женский портрет настолько произвел на него впечатление, что он скопировал голову, изображенной на портрете. Копия была названа «итальянкой». Скорее всего, Скотти не фантазировал, а назвал свою работу по имени большого полотна, с которого срисовывал. Так что никакая это не «Сусанна».
Появление этого имени и бытующих последние сто лет легенд, легко можно объяснить. Производили отъем портрета, подаренного местной администрацией Государственному объединению машиностроительных заводов в 1927 году через суд. В исковых требованиях было заявлено, что картина представляла «большой историко-бытовой интерес». И этот самый историко-бытовой интерес был подтвержден местными легендами, сочиненными накануне судебного процесса.
Ну вот, наша «итальянка» вернулась в Выксунский музей, где и находилась до… Когда же ее украли, заменив бездарной копией? Помните интервью Мясникова? Восхищаться тем, что сейчас висит в музее, он не мог. Значит, портрет был на месте? А это семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века. Примерно в это же время музейную коллекцию живописи осмотрела Н.В.Квач. Далее картины в музее никто не трогал. И только новым собственникам в период реставрации здания, попинав их из одного места в другое, пришла оригинальная мысль о реставрации и картин тоже. Отправили. С реставрации некоторые полотна вернулись настолько молодыми, что были не узнаны бывшими работниками музея, к этому времени предусмотрительно уволенными.
Не могу ничего утверждать и кого-то обвинять. Выводы делайте сами. Всю информацию, которой с вами поделился, почерпнул в свободном доступе. Что мешало это сделать музейщикам и обратиться в правоохранительные органы с целью розыска подлинника картины и возврата его в музей- не знаю. Плотные кляпы в говорилках музейных работников могут быть установлены как владельцем здания (ОМК) так и истинным собственником большей части музейной коллекции, в том числе и живописной- администрацией округа.
Похоже на двадцатые годы прошлого века: «в то время как Губмузей бился за сбережение коллекции Выксунского музея, местная администрация весьма своеобразно "несла искусство в массы".» Только Губмузея давно нет и за наши с вами интересы никто не борется.
Такая вот история получилась. Теперь вы знаете, что в музее, на месте классной картины висит плохонькая копия, а само произведение тупо украли. Не забудьте рассказать об этом детям, отправляя их на экскурсию или мастер-класс в сие заведение. А то ведь между делом им расскажут, что это красиво, это искусство, сместив в головах опорные точки, с помощью которых вырастают нормальные люди.
октябрь 2018 г.
В.В.КоролевТрагедия выксунского музея 2Трагедия выксунского музея. Ю.Галай