Корреспондент корпоративной газеты рядом с пробкоулавливателем производства «Трубодетали» на заводе «Ямал-СПГ»Корреспондент «Территории ОМК» увидел, как компания «НОВАТЭК» строит первый в мире завод по производству сжиженного природного газа за Полярным кругом. Продукцию для проекта «Ямал СПГ» поставляют «Трубодеталь» и Выксунский металлургический завод.
Здесь климат инойСабетта — что-то итальянское слышится в этом названии, но имя обманчиво. В этих широтах весь год дуют холодные ветра со стороны Карского моря, почва промерзла на километр вглубь, а там, на глубине, — огромные пласты природного газа. В 1970-х годах здесь работала экспедиция разведочного бурения. Именно геологи, открывшие здесь, в прибрежной зоне Обской губы, залежи газа, дали имя населенному пункту имя. По одной версии, название поселка происходит от наименования местного рода самоедов (ненцев) — «сабе», по другой — «сабетта» — это название женского головного убора на ненецком языке.
Десять лет тому назад в поселке жили всего 19 человек, а сегодня в международном аэропорту «Сабетта» приземляются мощные авиалайнеры, круглосуточно швартуются к причалам морского порта суда с грузами со всего мира. 17 тысяч жителей вахтового поселка говорят на разных языках: английском, японском, китайском, немецком, французском, голландском… Но в приоритете — русский.
В Сабетту невозможно прилететь туристом, здесь только свои — строители и инженеры, которые строят самый северный в мире завод по производству сжиженного природного газа и сопутствующую инфраструктуру — порт, электростанцию, дороги, жилье. Здесь нет детей, собак и кошек. А еще здесь действует «сухой закон», за нарушение которого немедленно высылают на «большую землю».
Здесь рабочая смена длится 12 часов, а вахта — от 30 до 60 суток. Здесь летом солнце ни днем, ни ночью не уходит за горизонт, зимой же поселок и стройку накрывают ледяные сумерки, случаются морозы до минус 65 по Цельсию и метели. И чтобы в полярную ночь никто не потерялся, здания здесь красят в яркие цвета. И все сооружения — общежития, столовые, объекты спорта и культуры, баня, пункт полиции — стоят на сваях, вбитых глубоко в грунт.
Стройка века без кавычекМы, журналисты из Челябинска и Екатеринбурга, прибыли на «стройку века» по приглашению компании «НОВАТЭК» — крупнейшего акционера проекта «Ямал СПГ». Впрочем, слова «стройка века» можно и не брать в кавычки. Фотокорреспондент агентства «РИА Новости» Александр Кондратюк, объездивший в середине 1970-х все строившиеся газо- и нефтепроводы Западной Сибири, не скрывает эмоций: «Это немыслимо! За два года построить такое!»
Мы на лифте поднимаемся на огромные резервуары для хранения сжиженного газа (высота — 53 метра, диаметр — 77 метров) и с высоты любуемся на модули будущего завода, буровые установки, и, конечно, на морскую гладь, откуда непрерывно приходят и встают на разгрузку сухогрузы и контейнеровозы. А завтра мы будем стоять в морском порту, где создаются ледозащитные сооружения: строители углубляют дно моря в среднем на пять метров, чтобы к причалам, с которых будет отгружаться газ, могли подходить суда с большей осадкой.
В проекте участвуют более 650 российских предприятий из 55 регионов, более 60 тысяч инженеров и рабочих, конструкторов и ученых. Отечественные предприятия получили заказы на изготовление оборудования и проведение работ для проекта на сумму 540 миллиардов рублей (90 процентов из них уже законтрактованы). «Ямал СПГ» уникален и по составу иностранных участников: ведущие американские, японские, французские, немецкие, китайские корпорации поставляют сюда технологии и оборудование. Существенную кредитную поддержку проекту наряду с российскими финансовыми институтами оказал Китай. И все это несмотря на то, что пик реализации проекта пришелся на 2014 год, когда начали действовать жесткие санкции со стороны Евросоюза и США. Впрочем, именно благодаря санкциям наши заводы начали выпускать продукцию, которую раньше делали только на Западе.
За проектом стоит глубокий экономический расчет: в Арктике, в условиях низких температур, требуется на сжижение газа меньше удельной энергии, чем в южных широтах. Кроме того, завод строится непосредственно на месторождении, что уменьшает затраты на транспортировку сырья. А ряд технических решений обеспечит проекту «Ямал СПГ» конкурентное преимущество перед сегодняшними лидерами — катарскими, малазийскими, австралийскими, индонезийскими компаниями.
Чистое от нечистогоМы едем на строящиеся входные сооружения завода по производству сжиженного природного газа. Здесь газ из 208 скважин, пробуренных на 19 кустовых площадках, будет проходить этап сепарации — отделения механических примесей, воды, метанола и конденсата. Ключевой объект здесь — пробкоуловитель, уникальная разработка «Трубодетали».
— Пластовый газ содержит в себе еще и воду. В процессе транспортировки образуются опасные гидраты (кристаллические соединения воды и газа), которые могут закупорить трубу, — рассказывает Артем Курамшин, начальник отдела строительства входных сооружений «Ямал СПГ». — Чтобы избежать этого, на входе устанавливается специальное устройство — пробкоуловитель. Он состоит из 24 трубных узлов, изготовленных на заводе «Трубодеталь». Общий вес этой конструкции со всеми присоединенными трубами — около 500 тонн. Всего на входных сооружениях — два пробкоуловителя. А в строительстве входных сооружений используются толстостенные трубы большого диаметра производства Выксунского металлургического завода.
К слову, ВМЗ приступил к производству труб по проекту «Ямал СПГ» в сентябре 2015 года. Всего за прошлый год завод поставил сюда почти 2,2 тысячи тонн труб. Выксунцы изготовили для проекта трубы диаметром от 159 до 1 220 миллиметров с толщиной стенки от 6 до 31 миллиметра различного назначения и условий эксплуатации. В частности, трубная продукция ВМЗ должна надежно служить при температуре до минус 50 градусов по Цельсию. За семь месяцев 2016 года выксунские металлурги отправили на «Ямал СПГ» уже около 7,8 тысячи тонн труб.
Комментарий специалиста: Константин Малинов, инженер-конструктор направления по разработке штампосварных изделий трубопроводов завода «Трубодеталь»:Проектирование пробкоуловителя мы начали в 2014 году вместе с исследовательским институтом «ЮЖНИИГИПРОГАЗ» из Донецка. Так получилось, что основной этап проекта пришелся на начало артобстрелов по жилым кварталам Донбасса. Конечно, это значительно затрудняло выполнение работы: иногда телефонная связь с проектировщиками отсутствовала по несколько недель, а заказчик между тем ставил очень жесткие сроки. Из Донецка нам приходили общие виды конструкции, а мы должны были разбить чертеж на отдельные габаритные трубные узлы, чтобы все это помещалось в контейнеры. И у нас, и у проектантов это был первый опыт разработки такой сложной конструкции.
Проектирование, разработка и согласование конструкторской документации с учетом всех проблем длились девять месяцев. Само изготовление узлов заняло еще два-три месяца. Все детали пробкоуловителя прошли двойную термообработку, для того чтобы их механические свойства — ударная вязкость, твердость, текучесть — соответствовали тому климатическому поясу, в котором им предстоит работать. В октябре-ноябре 2015 года трубные узлы для пробкоуловителя были отгружены в морской порт «Сабетта».
Полагаю, что отечественный пробкоуловитель ни в чем не уступит американским и канадским аналогам. Вообще, в мире подобных изделий существует не более десятка. Их разработка обусловлена особенностями добычи газа в районах Крайнего Севера.
Комментарий руководителя: Дмитрий Марков, управляющий директор завода «Трубодеталь»Это большая честь для нас — участвовать в реализации проекта, который выведет Россию в число ключевых игроков на мировом рынке сжиженного природного газа. Надеемся, что продукция завода «Трубодеталь», которая производится из высококачественных сталей, адаптированных для работы в климатических условиях Арктики, будет служить не один десяток лет. Узел пробкоуловителя уже отмечен премией «20 лучших товаров Челябинской области», уверен, он достойно представит регион и в федеральном этапе конкурса.
О проекте«Ямал СПГ» — интегрированный проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа. Реализуется на полуострове Ямал за Полярным кругом на базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения. Оператором проекта является ОАО «Ямал СПГ» — совместное предприятие ОАО «НОВАТЭК» (50,1 процента), концерна TOTAL (20 процентов), Китайской национальной нефтегазовой корпорации (20 процентов) и Фонда Шелкового пути (9,9 процента).
Строительство завода по сжижению природного газа осуществляется тремя очередями. Запустить их планируется в 2017, 2018 и 2019 годах. Проект предусматривает ежегодное производство около 16,5 миллиона тонн сжиженного природного газа (СПГ) и до 1,2 миллиона тонн газового конденсата. Продукция будет поставляться на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Северной и Южной Америки.
Особенность проекта в том, что для транспортировки природного газа не будут строиться трубопроводы. В сжиженном виде газ к потребителю придет по Северному морскому пути — для этого специально спроектированы и строятся танкеры усиленного ледового класса Arc7.
* * *
926 млрд кубометров газа составляют доказанные и вероятные запасы Южно-Тамбейского месторождения по стандартам PRMS (Petroleum Resources Management System — в переводе с английского «Система управления запасами углеводородов».
Южно-Тамбейское месторождение находится на северо-востоке полуострова Ямал. Продуктивные залежи расположены на глубинах от 900 до 2 800 метров.
«Ямал СПГ» — второй в России завод по производству сжиженного природного газа. Первый построен в 2006 году на Дальнем Востоке в рамках проекта «Сахалин-2».
Светлана Кулагина, Александр Кондратюк