К наиболее ранним памятникам древнерусской письменности относят найденные в 1951 году во время новгородских раскопок берестяные грамоты. Это куски березовой коры. На их внутренней стороне острым предметом (предположительно костяным стержнем) процарапаны знаки.
Берестяные грамоты, выполненные таким способом, датируются X-XI веками. На более поздних образцах (встречаются даже берестяные грамоты XIX века) текст написан чернилами. Подавляющее большинство грамот - это частные письма, касающиеся хозяйственных, торговых и бытовых вопросов. Существенно реже грамоты содержат официальные документы или их черновики. Всего в Новгороде было найдено более 500 берестяных грамот, основная часть которых написана кириллицей.
В 1056 - 1057 гг. дьяконом Григорием по заказу новгородского посадника Остромира было создано так называемое «Остромирово евангелие». Оно выполнено золотым раствором на пергаменте и богато украшено орнаментом.
До недавнего времени «Остромирово евангелие» считалось древнейшей рукописью, имеющей точную датировку. Но оказалось, что липовые дощечки «Новгородской псалтири» (она обнаружена в 2000-ом году) изготовлены на несколько десятилетий раньше. «Новгородская псалтирь» включает в себя несколько псалмов Давида на старославянском языке.
Еще один памятник письменности XI века – подпись французской королевы Анны Ярославовны, дочери Ярослава Мудрого, под латинской грамотой 1063 года. Подпись состоит их двух слов «Анна ръина», что означает Анна regina (королева).
1068-ым годом датирована Тмутараканская надпись на мраморной плите. Тмутаракань – это область на востоке от Азовского моря. Содержание текста таково:
«В 6576 году индикта 6 Глеб князь мерил море по льду от Тмутараканя до Корчева 10 000 и 4000 сажен».
«Изборник» великого князя Святослава Ярославича – третья (после «Остромирова евангелия» и «Новгородской псалтири») древнерусская рукописная книга. «Изборник» (1073г.) - это перевод греческих книг научного характера на старославянский язык.
Одним из самых ценных памятников славянской письменности считается «Слово о законе и благодати» — торжественная речь, произнесенная на богослужении Киевским митрополитом Илларионом. Текст «Слова» записан в период между 1037 и 1050 годами.
Памятниками письменности XII века являются грамота Мстислава, созданная в 1130 году, и вкладная грамота Варлаама-Хутынскому монастырю, написанная предположительно в 1192 году. Грамота Мстислава - это дарственная князей Мстислава и Всеволода монастырю святого Георгия. Документ написан золотым раствором с добавлением растительного клея и заверен позолоченной печатью. Вкладная грамота Варлаама-Хутынскому монастырю является духовным завещанием. В языковом отношении она ценна тем, что отражает речь древних новгородцев.
Величайшая патриотическая поэма Древней Руси, «Слово о полку Игореве» (полное название: «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Ольгова») - памятник древнерусской литературы конца XII века. «Слово о полку Игореве» рассказывает о неудачном военном походе храброго Новгород-Северского князя Игоря Святославича. Могучее войско правителя было почти полностью уничтожено в борьбе с половцами. Рукопись «Слова» сохранилась только в одном списке. Есть сведения, что единственный известный науке средневековый экземпляр «Слова» погиб в огне московского пожара 1812 года.
Памятником XIII-XIV веков является Синодальный список Новгородской первой летописи. В нём содержатся важные сведения о культуре, быте, общественно-политической жизни Великого Новгорода и других русских земель.
Еще одним примечательным памятником древнерусской письменности XIII века считается «Русская правда» - свод законов Древней Руси.
Особый интерес для историков представляют Ипатьевская, Лаврентьевская и Радзивиловская летописи. В них включена знаменитая «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в первой половине XII века. Причем, если Ипатьевская и Лаврентьевская летописи представляют собой компиляцию из нескольких письменных источников, то Радзивиловская рукопись содержит только «Повесть временных лет», продолженную записями до 1206 года. Текст Радзивиловской летописи относят к XIII веку. Сохранившийся доныне список украшают шестьсот цветных миниатюр.
Лаврентьевская летопись существует в единственном списке, датированном 1377-ым годом. Ипатьевская летопись получила свое название по месту нахождения — историк Н. М. Карамзин обнаружил список XV века в Ипатьевском монастыре под Костромой.
В XVI-XVII веках были созданы: «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, Судебник царя Ивана Грозного (Список XVII века), «Домострой» (список конца XVI века) и «Житие протопопа Аввакума» (середина XVII века).
Содержание всех перечисленных памятников письменности имеет исключительную ценность для языковедов...
Продолжение следует.