Угроза расширения санкций в отношении России пока не влияет на поставки труб в Европу, заявил в интервью ИТАР-ТАСС президент Объединенной металлургической компании Владимир Маркин. Новый трубный завод в американском Хьюстоне тоже продолжает работать. Но дальнейшие перспективы российских трубных компаний будут зависеть от запуска строительства «Силы Сибири» - газопровода в Китай длиной 4000 километров.- Как пережили 2013 год - с девальвацией рубля и замедлением экономики?- Выручка за год составила 105 млрд рублей, на 6% меньше, чем в 2012 году. Около 70% пришлось на трубную продукцию, 12% - на колеса, еще 12% - на соединительные детали и трубопроводную арматуру, 3% - на рессоры, остальное – прочая продукция.
Снижение произошло в основном за счет уменьшения реализации железнодорожных колес /ОМК обеспечивает около 60% российского потребления этого вида продукции - прим. ред./. Спрос на них снизился в связи с выходом на магистрали большого количества новых вагонов, не требующих ремонта. Мы меньше произвели и соединительных деталей трубопроводов из-за переноса крупных проектов.
Сейчас мы ждем снижения чистой прибыли по группе ОМК за 2013 год в 3 раза, она превысит 4 млрд рублей
При этом рентабельность Выксунского метзавода /основной актив ОМК – прим. ред./ по чистой прибыли выше в 2-10 раз его «трубных одноклассников».
Снижение прибыли в прошлом году связано в основном со значительным ростом курсов валют, а также со снижением продаж колес и соединительных деталей трубопроводов.
Изменение курса требует переоценки валютных кредитов. Обязательства по ним оцениваются по текущим курсам. Соответственно, когда курс валюты растет, то растет и сумма обязательств, которая влияет на результат в отчетности.
- Прогноз на 2014 год уже понятен?- С учетом увеличения объемов реализации труб большого диаметрав связи с планируемой отгрузкой для первой ветки "Южного потока", ожидаем роста.
В 2013 году группа произвела 800 тысяч тонн труб большого диаметра /ТБД/, а общий объем трубной продукции составил 1,8 млн тонн. Также произвели 660 тысяч штук железнодорожных колес. В 2014 году мы планируем произвести около 650 тысяч штук железнодорожных колес и не менее 2,1 млн тонн труб. Рассчитываем, что около 1 млн тонн составит производство труб большого диаметра.
- За счет каких проектов ОМК увеличит отгрузку ТБД?- Их несколько. Это подводная часть газопровода "Южный поток", для первой и второй веток которого мы будем поставлять 35% от всего их объема.Это более 600 километров. Также планируется завершение проекта второй нитки газопровода "Бованенково-Ухта", проект "Южный коридор", нефтепровод "Заполярное-Пурпе", нефтепровод "Куюмба-Тайшет". Кроме того, у "Транснефти" большая программа по строительству новых нефтепродуктопроводов. Плюс "ЛУКОЙЛ" продолжается развитие Филановского месторождения, а также проекты "СИБУРа".
От общего плана по выпуску труб на 2014 год уже законтрактовано более половины. В частности, мощности по выпуску ТБД полностью загружены до августа. Есть контракты и на 4-й квартал.
- Не перенесут ли снова "Южный поток"?- Полагаю, что "Южный поток" сейчас никто тормозить не станет, понимая, что российский газ в Европе в ближайшие годы не имеет реальной альтернативы. Производство труб для первой ветки "Потока" запущено в середине апреля.
Рынок труб большого диаметра в этом году не упадет, потребление в России сохранится на уровне прошлого года – 1,7-1,9 млн тонн. Продолжится реализация проектов "Газпрома" и «Транснефти». А за счет проектов "ЛУКОЙЛа" и "Роснефти" ожидается высокое потребление труб нефтяными компаниями.
На высоком уровне сохранится закупка трубной продукции для ремонта газо- и нефтепроводов
- А в среднесрочной перспективе, на ближайшие три-пять лет?- Жду роста потребления при условии начала реализации проекта "Сила Сибири". Также продолжится строительство газопроводов мегапроекта "Ямал" – 3-я нитка газопровода "Бованенково-Ухта" и 2-ая нитка "Ухта-Торжок", реализация программы развития Восточной газотранспортной системы для организации поставок газа в страны АТР и газоснабжения восточных регионов России. "Транснефть" к 2015 году начнет реализацию проектов строительства нефтепродуктопроводов. В 2015-2016 годах ожидается увеличение потребления труб нефтяными компаниями для строительства нефтепроводов-врезок в магистральную систему ВСТО "Транснефти". После 2015 года прогнозируется рост закупок труб для ремонта.
- Инвестпрограмму на 2014 год не сократите?- В 2013 году затраты на инвестпроекты составили более 16 млрд рублей, что на 7 проц больше 2012 года. При этом доля собственных средств ОМК в финансировании инвестиций – около 60%.
В целом, в 2014 году в развитие производств планируется вложить 18 млрд рублей. Из них 7 млрд пойдет в проект строительства трубно-сталеплавильного комплекса в Чусовом, общая стоимость которого превышает 50 млрд рублей. Остальное будет направлено на завершение модернизации трубных цехов и строительство новых линий покрытия труб ВМЗ и другие проекты.
Также в этом году планируется начать производство колес для высокоскоростных электропоездов.
- На каком этапе сейчас трубно-сталеплавильный проект в Пермском крае?- Осенью 2013 года начался демонтаж старых цехов Чусовского металлургического завода, который продолжается сегодня. Продолжаются основные работы по проектированию комплекса, идет выбор подрядчиков. В конце года проект строительства завода мощностью 450 тысяч тонн труб в год планируется направить в Главгосэкспертизу. В 2015-2016 годах начнется возведение производственных объектов и монтаж нового оборудования. В 2017 году завод должен приступить к выпуску продукции.
В то же время на заводе продолжится без остановки выпуск рессор, по которыму нас около 70% рынка России.
- Придется занимать?- Да, реализация инвестиционной программы потребует привлечения дополнительного финансирования. Выход на рынок облигаций и крупного кредитования мы не планируем, но в любом случае все, конечно, зависит от рыночной ситуации и стоимости денег.
- Какой сейчас чистый долг у компании, как он изменился за год? Уровень чистого долга компании перед банками и кредитными организациями на конец 2013 года составлял 67 млрд рублей
- Долг вырос на 40% по сравнению с началом 2013, когда он составлял около 48 млрд рублей. Рост произошел за счет приобретения Благовещенского арматурного завода и привлечения средств в оборотный капитал. Среди наших основных кредиторов Сбербанк и Газпромбанк, а также дочерние структуры иностранных банков, такие как "Райффайзенбанк", "Юникредитбанк" и другие.
Краткосрочные обязательства составляют меньше 30% портфеля. Контрагенты для рефинансирования у нас есть,так что не вижу проблем в этом вопросе.
- Импортные трубы остаются для вас угрозой?- Сегодня актуальным, пожалуй, остается вопрос с импортом труб с Украины. В настоящее время действуют антидемпинговые пошлины. Мы надеемся, что их уровень /около 19% - прим.ред./ позволит устранить недобросовестную конкуренцию с их стороны.
Также нас волнует растущий объем импорта трубопроводной арматуры из Китая. В настоящее время продукция из КНР в большинстве своем соответствует техническим регламентам. Рыночная цена таких изделий держится примерно на одном уровне с аналогичными российскими изделиями в данном сегменте.
- В конце марта ЕЭК инициировала антидемпинговое расследование в отношении импорта обсадных бесшовных труб из КНР. Вы следите за его ходом?- Да, но сейчас, конечно, в первую очередь, ожидают первых его результатов те трубные компании, которые производят обсадные бесшовные трубы -ТМК и ЧТПЗ.
- Есть ли риски для ОМК в случае возможных экономических санкций со стороны ЕС и США для российских компаний?- Не вижу для нас больших рисков. У ОМК есть небольшие поставки в Европу и они остаются. Это примерно 10-20 тысяч тонн труб и 10-12 тысяч штук железнодорожных колес в год. Мы пока не видим, чтобы эти небольшие объемы сокращались. Что касается нашего завода в Хьюстоне, то он работает исключительно на американский рынок. Из России мы только время от времени дополняем его продуктовую линейку, это также незначительный объем.
- Планирует ли ОМК участвовать в поставке труб для строительства газопровода в Крым, о котором сейчас говорят?- Мы заинтересованы в поставке труб для любого из проектов "Газпрома". Будет проект – будем думать.
Беседовал
Виктор Жиров(ИТАР-ТАСС, Москва)