Иван Баташев (15 августа 1732—28 января 1821) - крупнейший сталепромышленник, вместе с братом основал и владел полутора десятками заводов, которые славились своим чугуном, являлись поставщиками оружия Адмиралтейств-коллегии.
Иван Родионович "имел характер твердый, постоянный, ум наблюдательный, рассудок здравый, хотя не пылкий. Обдумав что-либо основательно, он принимался за дело и оканчивал его, несмотря ни на какие затруднения. Сердце его легко раскрывалось человеколюбию и чувствованиям дружбы и благодарности. В домашней жизни он любил мир и тишину, оттого на вещи неважные смотрел сквозь пальцы. Не получив тщательного воспитания, он заменял оное любовию к чтению, читал с выбором и пользою, покровительствовал наукам и художествам. Был бережлив, но жил всегда без скупости, не жалел тратить важных сумм на дельное."
Вот один пример. В связи с истреблением ближних лесов на заводские нужды стали сохнуть и без того хилые речки, питающие пруд, и последний сильно обмелел. Старые деревянные шлюзы в плотине рассохлись и пришли в негодность. Засыпать их не представляло труда, так и предлагали многие, приговаривая, видимо, что экономика должна быть экономной. Но Иван Родионович, зная по жизни, что за сухими годами неизбежно следуют дождливые, решил исключить всякую вероятность наводнения из-за отсутствия слива воды и постановил изготовить более надежные и долговечные шлюзы, отлитые из его драгоценного чугуна.
"Лучше потратить несколько тысяч сейчас, это пустяк, чем рассчитывать на авось и рисковать миллионами", - решительно заявил он. Много лет потом, когда его уже не было на свете, случилась особенно снежная зима и вслед за ней непогожее лето, и вот тут-то шлюзы отвели беду и от завода, и от города, а выксунцы помянули Ивана Родионовича добрым словом.
И еще одно. Иван Родионович любил все русское и позволял своим художникам изобретать, делать пробы и опыты для достижения совершенства. А Свиньин сообщает подробность, способную озадачить читателя, много лет питавшегося американским хлебом, болгарскими помидорами и польской картошкой: "Пригласить иностранца было бы дешевле, но любовь к русскому решала его жертвовать выгодами, чтоб иметь удовольствие сказать: это сделал русский художник".
Венцом жизни Ивана Родионовича можно назвать построенный им в Москве на Таганском холме знаменитый баташевский дворец, в котором теперь помещается Яузская больница. Иван Родионович Баташев скончался 28 января 1821 года. Место погребения Ивана Родионовича, увы, не сохранилось. В советское время его могилу раскопали, косточки разбросали, а само место сравняли с землей. От величественной гробницы не осталось следа. Не так давно могильную плиту, уже растрескавшуюся, добрые люди случайно нашли на баташевском заводе под каким-то станком, куда ее подсунули, чтоб не качался. Теперь она хоть и не на своем месте, но в музее...
Статья полностью
http://wyksa.ru/virteks/nizhn/bratbat.phpСправка:
Теперь на месте предполагаемой могилы Ивана Родионовича построен жилой дом МЖК.
В 1931 году, по свидетельству очевидцев, был вскрыт фамильный склеп Большой (Рождественской) церкви. Руководитель краеведческой ячейки того времени М. Королев пишет об этом событии так: "Получив соответствующее разрешение, мы взяли для осмотра только две ниши как более древние - это захоронение Баташева, пролежавшее там 110 лет, и захоронение Шепелева. Открыв первую - баташевскую, - мы увидели, что первый (наружный) был деревянный гроб. Он развалился, а второй - в нем стоял железный, запаянный, оказавшийся вылуженным изнутри. Открыв его, там мы увидели еще деревянный, хорошо сохранившийся гроб, обитый зеленым бархатом и парчой. Далее был цинковый гроб, в котором и находился прах И.Р. Баташева…" (его вы видите на снимке). Он и был перезахоронен на кладбище, на территории Малой церкви.
26 октября 2013 г. на территории храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова возле алтарной стены был открыт мемориал, посвященный основателю города и знаменитых Выксунских заводов Ивану Баташеву и погребенным на этом месте мастеровым, прославившим выксунскую металлургию: управляющему заводами М. П. Горностаеву, главному механику М. Т. Попову, заводским изобретателям братьям Пономаревым и другим.