Российские трубники попили немало крови украинским коллегам, загнав их в квотное гетто на рынке РФ. Но они же активно встали на защиту импорта из Украины, когда в Москве начали поднимать вопрос о введении заградительной пошлины на широкополосный толстолистовой прокат, используемый в производстве труб.
Поводом для беспокойства стало решение российского Минпромторга, который, вняв назойливым просьбам местных металлургов, подготовил проект правительственного решения о введении 5% таможенной пошлины на широкополосный листовой прокат (таможенные коды ТН ВЭД ТС 7208 51 200 9, 7208 51 910 0, 7225 40 400 0). Речь идет о листе, как из обычной, так и легированной стали толщиной более 10 мм, шириной – более 600 мм. Сейчас эта продукция ввозится в Россию по нулевой пошлине, а в числе крупнейших поставщиков значатся украинские меткомбинаты, прежде всего "Азовсталь", ММК им.Ильича и Алчевский меткомбинат.
Но импортеры даже еще не успели толком испугаться, когда в Министерство промышленности РФ обратилась авторитетная группа российских трубников с призывом отозвать скоропалительный проект о введении заградительной пошлины. Их аргументация сводится к тому, что подобное решение не только идет вразрез с принципами ВТО, но и создает дополнительные сложности в реализации крупномасштабных проектов строительства магистральных нефте- и газопроводов, осуществляемых Газпромом и Транснефтью, как на территории России, так и в других странах СНГ. По мнению авторов обращения, заградительные пошлины на трубный полуфабрикат (широкополосный лист преобразуется в трубы большого диаметра) приведут к огромному росту финансовых издержек нефтегазовых компаний. Ведь ТБД в таком случае неминуемо подорожают вследствие снижения конкуренции и роста цен на листовой прокат в России. Более того, строительство ряда трубопроводов может просто забуксовать из-за нехватки исходного материала. Ведь пока российские сталеплавильные мощности удовлетворяют потребности местного рынка в широкополосной стали для производства труб и нефтегазового оборудования только на 70%.
Во главе трубной фронды стоит Объединенная металлургическая компания, чей Выксунский МЗ в последние годы является ключевым поставщиком труб для Газпрома. В то же время команду лоббистов 5% пошлины сколотил Магнитогорский металлургический комбинат – крупнейший производитель проката в России с долей рынка в 16-17% в течение нескольких последних лет. Больше нет ни у кого. А с ограничительными пошлинами эту долю вполне реально довести и до 20%. Если же брать в расчет только листовой прокат, то его лидерство по данной номенклатуре еще убедительнее.
Только вот руководству ОМК совсем не улыбается увеличивать свою зависимость в обеспечении полуфабрикатами от "Магнитки". Новый стан 5000 на Выксе всем необходимым сортаментом группу ОМК не обеспечивает. Часть проката все равно приходится закупать на стороне, а для этого выгодно иметь высокую конкуренцию предложения. Поэтому в данной ситуации ОМК подставила плечо украинским металлургам. Но сильно обольщаться не стоит: конъюнктура на российском рынке проката сегодня довольно тревожная. И Магнитогорский комбинат, прося о преференциях, на этом акцентирует.
Согласно его отчетности в 2011 году на внутрироссийском рынке потребление толстолистового проката упало на 5%, тогда как его импорт увеличился на 13%. Соответственно продажи "Магнитки" в этом сегменте сократились на 11%. Хуже обстояли дела у комбината только с оцинкованным прокатом, где он потерял 14% продаж. Причем в ослаблении своих позиций Магнитогорскому МК приходится винить как раз трубников. С одной стороны, в России в 2011-2012 годах было завершено строительство ряда трубопроводных проектов (например, вторая нить "Северного потока"), а это привело к похудению портфелей заказов у трубных заводов, а значит, и к падению спроса на трубный лист. С другой же стороны, по ценовому критерию украинский лист на протяжении долгого времени смотрелся более привлекательно.
"В 1 квартале 2012 цены на украинский импорт были на 9% ниже по сравнению с внутренними ценами в России – и как следствие, импорт украинского материала вырос на 18% г/г до 111 тыс. тонн", – отмечает аналитик компании Eavex Capital Иван Дзвинка. Но во втором полугодии ситуация изменилась кардинально. "В 3 квартале импорт сократился на 43% г/г до 70 тыс. тонн на фоне того, что цены на украинский импорт были на 6% выше по сравнению с российским аналогом", – продолжает эксперт. Если к этому теперь добавить еще 5% проталкиваемой пошлины, украинскому листу станет совсем неуютно на рынке России.
По мнению старшего аналитика компании Phoenix Capital Евгения Тимошенко, сам факт того, что в защиту импорта украинского широкополосного проката подали голос российские трубники, пока утешает. Это означает, что покрыть внутренний дефицит листа России самостоятельно не удастся. Но в ближайшие три-четыре месяца потенциальная расстановка сил может и измениться. "Падение прибыли Газпрома по итогам 9 месяцев 2012 – это негативный сигнал для дальнейших инвестиций компании, связанных с использованием труб", – указывает Е.Тимошенко.
Он также обращает внимание, что в случае, как с импортом листа, так и с импортом готовых труб, российская промышленность оказывается в двойственном и несколько противоречивом положении. С одной стороны, Россия стремится ограничить ввоз такой продукции, с другой стороны – обойтись без нее не может. Подобная разновекторность вынуждает к поиску некоего компромисса, который все равно будет с уклоном в пользу российской стороны. Примерно так уже случилось в трубном сегменте, где отечественные производители застолбили как бы неприкасаемую нишу, но заплатили за эту стабильность сокращением и поставок и производства. Так, по данным Министерства экономического развития РФ, за 9 месяцев 2012 физический объем импорта готовых труб происхождением из стран СНГ (в основном речь идет об украинском товаре) сократился на 59,3%. В самой Украине производство труб за январь-октябрь упало на 5,5% относительно показателя за аналогичный прошлогодний период. Правда, в России динамика еще хуже: там -10% по итогам трех первых кварталов. В общем, волна пошла.
Но не следует забывать, что со времен последнего кризиса, т.е. с 2009 года, трубный рынок России подскочил как на дрожжах. Потребление труб в целом выросло вдвое – с 3,4 млн тонн до 6,8 млн тонн, а ТБД – чуть ли не в три раза – с 1,2 млн тонн до 3,5 млн тонн. Производство труб в России опять же увеличилось в полтора раза – примерно с 4 до 6 млн тонн. Пропорционально отреагировал и спрос на листовой прокат, в т. ч. импортный. Но теперь уже видно, что пиковый уровень его потребления пройден. Многие из аналитиков в России убеждены, что негативная динамика трубного рынка, наблюдаемая в последние месяцы, переползет и в 2013 год (российская экономика по-прежнему зависит от уровня цен на нефть, и риск рецессии в Европе способен привести к снижению цен на углеводороды). В этих условиях в Москве могут решиться на более жесткие преференционные меры ради защиты национальных производителей. Хотя Кремлю придется выбирать, кого защищать – кочегарку или нефтянку? Задача же украинских поставщиков трубного листа – в эту смутную пору сохранить свою долю на российском рынке, если не в физических объемах, то хотя бы в процентном отношении.
Ярослав Ярош
МинПром