Продолжаем освещать ситуацию с Nord Stream
дата: 17.06.09 добавила: Duhova источник: ugmk.info/
Дорогой и весьма спорный проект газопровода в обход Украины «Северный поток» получил новый удар – причем с самой неожиданной стороны. Минобороны Германии заявило, что маршрут трубопровода нужно изменить, поскольку сейчас трасса проходит в районах, где проводятся военные маневры ВВС и ВМС. Позиция Бундесвера, конечно, не станет решающей для перспектив реализации проекта, однако сам факт того, что у Nord Stream появилась серьезная оппозиция в самой Германии, показывает, что шансы начать строительство в 2010 г. минимальны.
В ближайшие месяцы проект вступает в решающую фазу согласований, от исхода которой зависят не только сроки начала строительства подводной части газопровода, но и сама перспектива его реализации. До сих пор Кремлю не удалось решить главнейшие задачи, без которых старт проекта не имеет смысла: во-первых, убедить ЕС, что Nord Stream укрепит энергобезопасность европейских потребителей, во-вторых, убедить страны, через которые пройдет трубопровод, в его экологической безопасности и, в-третьих, до сих пор не решены вопросы финансирования, вдвое подорожавшего еще на стадии проекта. Лоббистских усилий друга Путина Шредера пока недостаточно для того, чтобы подтолкнуть Берлин к более активному давлению на своих партнеров по ЕС, чтобы ускорить начало реализации проекта. Экономные европейцы не уверены, что есть смысл в строительстве нового дорогого газопровода, когда не заполнены действующие, при этом Европа вместо реальной диверсификации поставок получает усиление газовой зависимости от Москвы.
Мины на пути Nord Stream
В случае получения к концу 2009 г. разрешения от стран, по территории которых (или их исключительной морской зоны) проложен маршрут трубопровода, его строительство может начаться весной 2010 г.
Если хотя бы одна из стран скажет «нет», осуществить проект будет невозможно. Таким образом, право «вето» имеют Германия, Швеция, Финляндия, и Дания, а вот Польша, Латвия, Литва и Эстония, хотя и участвуют в консультациях, но запретить строительство не могут, поскольку труба не проходит по их территории.
Громкие протесты из Варшавы и стран Прибалтики влияют, конечно, на формирование позиции общественности по отношению к проекту, но юридических последствий не имеют. Однако их аргументы против Nord Stream небезынтересны, поскольку могут быть использованы и другими странами.
Польша указывает на то, что маршрут проходит вблизи двух районов захоронения боеприпасов, в т.ч. химических, у островов Борнхольм и Готланд. Необходимая для расчистки трассы детонация лежащих на дне Балтийского моря снарядов несет угрозу окружающей среде. Профессор польской Академии военного флота в Гдыне Тадеуш Касперек заявил, что вблизи острова Борнхольм вблизи маршрута трубопровода обнаружено 43 тыс. т боеприпасов. «Кроме того, там находится 13 тыс. т иприта – исключительно опасного ядовитого газа», – сказал Касперек.
Поляки акцентируют внимание и на том, что неизвестно – кто будет платить за демонтаж газопровода, когда лет через 40-50 по нему прекратит идти газ, и кто будет платить за ущерб, который может проистечь из экологической катастрофы.
Не имея возможности заблокировать проект напрямую, поляки пошли в обход. 5 июня городской совет приморского города Ревы вынес резолюцию, в которой содержится требование предварительно (!) выплатить Реве 3 млрд. злотых (680 млн. евро) «в качестве компенсации потенциального экологического ущерба от взрыва захороненных на дне снарядов времен Второй мировой войны или разрыва газопровода». Образцом полякам послужило требование датских рыбаков заранее компенсировать им ущерб, который может быть нанесен рыбным промыслам близь Борнхольма, оказавшимся на пути газопровода.
Мэрия Ревы призвала власти других городов последовать его примеру и завалить «Северный поток» схожими требованиями, общая сумма которых может составить, если все города последуют призыву, примерно более 22 млрд. евро.
Прибалтийские республики также акцентируют внимание на негативном влиянии газопровода на экологию региона, здесь наиболее активна Эстония. Что касается стран-участниц проекта, то пока наибольшие сомнения в целесообразности реализации проекта в его нынешнем виде выражает Швеция. С 1 июля страна будет председательствовать в Евросоюзе, и от ее голоса может зависеть многое.
Нет проблем с Данией, и с Финляндией, которая ранее также высказывала свои сомнения в экологичности проекта, похоже, все решится позитивно – у Кремля традиционно есть сильные рычаги влияния на Хельсинки. Вопросы о выдаче разрешений на прокладку парламенты северных стран будут рассматривать в октябре-ноябре.
Сложности с согласованием маршрута – это еще не все проблемы Nord Stream. Предварительная стоимость строительства увеличилась с 4,5 до 7,4 млрд. евро (эксперты предполагают, что конечная цифра дойдет и до 10 млрд.). Деньги собрать будет непросто, учитывая масштаб кризиса.
У «Газпрома», который имеет в проекте 51%, сейчас нет необходимых средств для его финансирования, вся надежда на соакционеров – немецкие Wintershall Holding и E.ON Ruhrgas, которые имеют по 20%, а также нидерландскую Gasunie (9%).
Европейские энергокомпании заключили форвардные контракты на покупку российского газа из Nord Stream, однако финансировать проект пока никто не торопится.
Недавно россияне сообщили, что начали переговоры о вхождении в проект французской Gaz de France. Причем, включение GDF Suez в число участников возможно за счет снижения долей других акционеров, «Газпром» же свой пакет уменьшить не может. Кремль очень заинтересован в подключении французской компании, и не только по финансовым соображениям. Поддержка Парижа могла бы сильно помочь проекту на уровне ЕС, где до сих пор доминирует настороженное отношение к Nord Stream – по экологическим, экономическим и политическим соображениям. Сейчас основные партнеры России в ЕС – это Германия и Италия, так что неудивительно, что подряд на строительство Nord Stream получила итальянская компания Saipem, а 75% труб для первой ветки (почти 800 тыс. т) поставит немецкая Europipe.
Сейчас идет строительство сухопутного участка газопровода по территории России (Грязовец – Выборг). Немцы уже отгрузили свои трубы (преимущественно трубы диаметром 1420 мм), а второй поставщик проекта – входящий в холдинг ОМК Выксунский металлургический завод – выполнит свою часть контракта к октябрю 2009 г., отгрузив 262 тыс. т ТБД (диам. 1 219 мм).
Перспективы реализации проекта становятся все менее ясными – уже очевидно, что в текущем году он согласован не будет, и поставки газа в 2011 г. не начнутся. Таким образом, достроив в 2010 г. наземную часть газопровода, россияне смогут использовать его только на своей территории, а на выходе в Европу труба будет «сухой».
Россиян спасают большие трубы
Для российского трубопрома такие крупные проекты как «Северный поток», Балтийская трубопроводная система (БТС), «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), «Бованенково – Ухта» стали просто манной небесной. Под крупные заказы на поставку труб для них местные заводы инвестировали большие деньги в строительство линий по производству ТБД. Сейчас Россия, которая еще 5 лет назад на две третьих зависела от импорта больших труб из Харцызска, производит из в 2 раз больше потребности своего рынка (в 2009 г. потребление составит 1,5 млн. т при мощностях заводов в 3 млн. т).
Выксунский МЗ за январь-май 2009 г. нарастил производство ТБД на 28% (!), до 383 тыс. т. Помимо Nord Stream, ВМЗ поставляет трубы для газопроводов «Средняя Азия – Китай», «Джубга – Сочи» и др.
Трубная металлургическая компания отгружает трубы для строительства и эксплуатации нефтепровода «Сковородино – граница КНР», который является ответвлением ВСТО.
Челябинский трубопрокатный завод, входящий в группу ЧТПЗ, ведет отгрузки для второй очереди БТС (предназначена для экспорта российской нефти на рынки Европы и США).
В 2009 г. общее потребление труб в РФ снизится до 5 млн. т. Однако российскому трубопрому удалось избежать худшего сценария за счет двукратного сокращения импорта и удержания экспорта.
За январь-май 2009 г. экспорт труб из РФ составил 389,1 тыс. т, что всего на 7% ниже аналогичного показателя прошлого года. В мае же экспорт вырос к уровню апреля на 31%, до 91 тыс. т.
Украина уходит с российского рынка
У украинских трубников ситуация хуже, чем у россиян. В январе-мае 2009 г. производство труб, по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. упало на 45% – до 584 тыс. т. В мае было произведено 133,7 тыс. т труб. Напомним, что в апреле было произведено 118,3 тыс. т труб.
В январе-апреле 2009 г. экспорт стальных труб сократился на 31%, до 429 тыс. т. Из этого объема чуть более 100 тыс. т было поставлено в Россию, некогда важнейший рынок продажи наших труб.
Неплохо чувствует себя только Харцызский трубный завод, который в минувшем году провалил производство на 24%, испортив всю статистику украинскому трубопрому.
За 5 мес. 2009 г. ХТЗ увеличил выпуск труб в 2,4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. — до 259,1 тыс. т. Предприятие загружено заказом на поставку труб для газопровода Средняя Азия — Китай. По этому проекту отгружено уже 280 тыс. т ТБД, осталось отгрузить еще около 200 тыс. т.
На ХТЗ не теряют надежды побороться за право поставлять трубы (около 1 млн. т) для второй ветки газопровода Nord Stream. Завод освоил производство труб диаметром 1420 мм из стали класса прочности Х80 с толщиной стенки 7,1-40 мм, рассчитанных на рабочее давление до 120 атмосфер.
Тендер пройдет в августе текущего года, основные конкуренты украинского завода – помимо ВМЗ и Europipe – это также российский Ижорский ТЗ, имеющий такой сильный козырь как собственный широкий штрипс для ТБД, который производит материнская «Северсталь».
|
Комментарии: 31767 |