В тот вечер в редакции газеты «Выкс@.ru» собрались два Алексея, две Евгении и Евгений. Все студенты.
Не за горами Татьянин день – День студентов. Поэтому 15 января, ровно за десять дней до праздника, газета «Выкс@.ru» решила выяснить, в чем состоят проблемы нынешних студентов. Для чего и организовала встречу представителей Выксунских вузов за «круглым» столом.
И пусть стол был не совсем круглый, но на мою радость обстановка для дискуссий сложилась дружеская и, как принято говорить, непринужденная.
Представлю гостей. Для упрощения запоминания я дала каждому безобидное прозвище (надеюсь, студенты на меня не обидятся), характеризующее их отношение к жизни:
Алексей Азин, выксунский филиал НГТУ, четвертый курс, (Активист),
Алексей Кудасов, филиал МИСиС, первый курс (Первокурсник),
Евгения Волкова, филиал МИСиС, четвертый курс (Аналитик),
Евгения Артамонова, Выксунский металлургический техникум, третий курс (Тихоня),
Евгений Игошин, филиал НГТУ, факультет коммуникативных технологий, пятый курс (Шутник).
Оглядев собравшихся, я поняла сразу – эти молчать не будут. И порадовалась активности и энергичности молодых людей.
На обсуждение было выдвинуто четыре темы. Организуя встречу, мы рассчитывали не просто выслушать студентов, но и донести их мнение до руководства вузов и администрации. Поэтому, господа власть предержащие, примите к сведению все нижезложенное.
Тема 1. В Выксе существует несколько молодежных организаций. Особой активности за ними пока не наблюдается. Что нужно для того, чтобы молодежь все-таки объединилась? Может девушки и юноши должны проявить активность сами?
Активист: К примеру, есть молодежный центр в пос. Строитель, и это неплохое начало. Но находится далековато.
Тихоня: А я и не знала о таком.
Активист: К тому же есть Совет Студентов. Правда, он еле «дышит».
Шутник: Безусловно, нужна инициатива от самих студентов. В городе достаточно идейных молодых людей, но…
Аналитик: Но, помимо энтузиазма, требуется материальная поддержка для реализации тех самых идей, всяческие разрешения, площадь. Сами студенты не смогут без помощи решить эти организационные вопросы.
Энтузиазм заканчивается там, где и начинается – в красном уголке или на собраниях в аудиториях. Про высокий уровень даже не приходится думать.
Активист: Я вхожу в Студенческий совет и могу проследить степень активности вузов. На первое место я бы определил ВМТ. На втором – МИСиС, их лица часто видно. А вот НГТУ – только на третье.
Тихоня: Мне кажется, что главная проблема ВМТ - большое количество учащихся. Все хотят проявить себя, но за время учебы не успевают раскрыться.
Активист: Другой же фактор активности ВМТ - заведение существует уже достаточно давно. И традиции участия в мероприятиях здесь уже укоренились.
Еще замечу, что социальная политика вузов абсолютно не развита. Какие-то мероприятия проводится исключительно для галочки на бумаге, а не для мотивации студентов. Так что, если и есть желание принять участие в общественной жизни, то студенту нужна начальная поддержка. А это уже вопрос к руководству заведений.
Аналитик: Мне вот, например, интересно, почему для студентов в городе нет льгот. Допустим, на посещение спортивных организаций, таких как ФОК. Не все же работают на ОАО «ВМЗ», а в бассейн могут попасть только заводчане. Обидно.
Тема 2. Прекращение учебной деятельности некоторых вузов в Выксе. Ваша позиция.
Аналитик: И правильно, этих «шарашек», простите, развелось. Каждый второй мог получить высшее образование и устроиться на работу. При этом качество образования, несомненно, страдало.
Первокурсник: Действительно, в Выксе мало кадров, имеющих хорошую профессиональную подготовку. Из этого вытекает последующий дефицит специалистов на предприятиях. И такие меры по отбору вузов, как принятие положения о прекращения учебной деятельности представительств, очень правильны.
Тихоня: С другой стороны, знаете, у меня много знакомых, которые теперь вынуждены ездить в Нижний, «золотить» дорогу. Обучение не бросишь, жалко. Мне кажется, в этой ситуации не подумали о студентах.
Активист: А вы обратите внимание на состояние материально-технической базы этих самых представительств – в каких кабинетах занимаются студенты, почему отсутствуют лаборатории, наглядные пособия.
Аналитик: Полностью согласна. Особенно, это касается библиотеки. Недостаток технической литературы порой ставит просто в тупик. Многие преподаватели ссылаются на заводскую библиотеку. В нее приходится «пробираться» через 55 знакомых, а потом оказывается, что нужной книги просто нет.
Тихоня: Спасаешься только интернетом. Хотелось бы затронуть еще один момент – дефицит преподавательского состава. Учителя в вузах сейчас делятся на молодых и преподавателей старой закалки. Думаю, нужно оказывать поддержку, чтобы люди не уходили из вузов, а так же популяризировать профессию учителя.
Активист: А я вот, пользуясь моментом, хочу сказать, что очень люблю своих преподавателей (надеюсь, что это поможет мне сдать сессию).
Тема 3. Стоимость обучения. Цена вопроса.
Аналитик: В МИСиСе ежегодно выделяют от 5 до 10 бюджетных мест. Оплата коммерческих мест на сегодняшний момент, по-моему, около 43 тысяч.
Шутник: Мы сейчас платим 45 тысяч рублей. Объясняется высокая стоимость тем, что преподавателям, которые ездят к нам, зарплату платить надо, головному институту тоже надо и т.д. Плюсом ко всему сами студенты (будущие специалисты по связям с общественностью в филиале НГТУ) сейчас снимают квартиры приезжим учителям, потому что у филиала нет средств на аренду жилья. Приезжают же учителя не на один день.
Тихоня: Я вот сижу, слушаю, и понимаю, что совсем скоро мне нужно будет после техникума тоже куда-то поступать. Но такие суммы ни я, ни мои родители не потянем.
Может, нужно увеличивать число бюджетных мест…
Тема 4. Студент никогда не упустит возможность отдохнуть. Проблема употребления наркотиков.
Первокурсник: Я считаю, что досуг молодежи не организован.
Активист: Да, хочется от себя сказать большое «спасибо» за перенос автостанции. Раньше там хоть молодежь собиралась, а сейчас и в парке никого нет. Тусуются теперь у старого универмага, у фонтанов.
Тихоня: Согласна. Вспомните, сколько народа было в парке по вечерам. Там знакомились, прогуливались, общались, дышали воздухом. Его и популяризировать не надо было.
Активист: А что стало с «Родиной»? Такое же здание простаивает, штукатурка уже сыплется. Когда же, наконец, и до него руки дойдут?
Я думаю, что серьезная молодежная организация, сплотившая представителей вузов, могла бы решить и проблему досуга в том числе.
Шутник: Может и отдать «Родину» студентам?
Как раз и проблема наркотиков напрямую зависит от проведения молодежью свободного времени. Действительно, в городе есть наркотики. Но все стараются не замечать. Моя хата с краю, ничего не знаю. Это явление в обществе можно назвать менталитетом параллельности.
Активист: Мне понравилось, какое Женя дал определение. Очень точно отображает позицию многих.
Активист: Так, хорошо, мы здесь сидим, обсуждаем эти проблемы. А толк-то какой?
Надежда Темник, Выкс@.ru: Замечу, что были выдвинуты некоторые стоящие предложения. Например, об увеличении количества бюджетных мест в МИСиС. Или идея бывший кинотеатр «Родина» отдать молодежным организациям. Только не просто так. Думаю, студенты могли бы не только придумать, как использовать площадь, но и каким образом сделать ее рентабельной. И осуществить это при взаимодействии с властями.
Кстати, я пожалела о том, что не пригласила преподавателей. Но думаю, что такие встречи станут традицией, и в следующий раз мы соберемся расширенным составом. Тогда и разговор выйдет более детальным и конструктивным.
А пока, предлагаю всей честной компании принять участие в заседании Студенческого совета, чтобы, так сказать, на месте рассмотреть, чем могут быть полезны студенты. И сама обязуюсь присутствовать, поскольку являюсь студенткой пятого курса факультета коммуникативных технологий НГТУ.
Продолжение темы читайте в выпусках молодежной полосы «Выкс@.ru». Новые идеи и комментарии оставляйте на форме нашей газеты www.wyksa.ru/gazeta или присылайте по почте gazeta-wyks@mail.ru.
Надежда Темник
Номер 2.