В нашей газете появилась новая рубрика для молодых родителей «СемьЯ». В ней вы найдете ответы на многие вопросы, касающиеся здоровья, развития, воспитания ваших малышей. Надеемся, что она будет интересна не только мамам, но и папам.
Приятного и полезного чтения!
Ох уж, эта школа!
Пять советов родителям первоклассника
Итак, основной урок, который должен усвоить ваш малыш - самостоятельность. В связи с этим несколько конкретных рекомендаций:
1. С самого начала не стоит делать уроки с ребенком или, тем более, за него. Достаточно пару раз посидеть с ним рядом, и он к этому привыкнет на все ближайшие годы. И не стоит потом удивляться, придя вечером с работы, что чадо за уроки и не принималось, мотивируя это тем, что взрослых не было дома.
2. Не стоит регулярно проверять домашнее задание, если ребенок сам об этом не просит. Разумеется, ребенку иногда может понадобиться ваша помощь, но она не должна перерастать в систему, где ответственность за все ошибки перекладывается на плечи родителей
3. Постарайтесь не надоедать ребенку вопросами и упреками по поводу его отметок. У ребенка постепенно складывается ощущение, что взрослых интересует не он сам, а его успехи в школе.
4. Постарайтесь не делать ребенку критических замечаний, когда он делает уроки, выяснять отношения и комментировать его действия.
5. Удобное время для занятий лучше выбрать вместе с ребенком.
Один из способов весело и с пользой пообщаться с ребёнком во время домашних дел — поиграть в “дорисовочки”.
Самый простой вариант игры для двоих: каждый загадывает животное. Затем один человек рисует голову этого животного и складывает листочек так, чтобы была видна только шея. Второй игрок рисует от шеи туловище того зверя, которого задумал он.
Опа! Разворачиваем листик и любуемся на шедевр. А потом придумываем название тому, что получилось.
Для детей более старшего возраста можно устроить рисование людей разных профессий (шлем пожарного, а к нему халат доктора). А потом придумывать, в каких ситуациях и зачем может понадобиться такая “смешанная” профессия.
Опасен ли просмотр телевизора для дошкольника?
Сразу хочется отметить, что в идеале ребенок пяти лет не должен смотреть телевизор более 30 мин (!) в день. Не нужно крутить ему мультики круглосуточно и радоваться, что ребенок молча с интересом смотрит в экран.
Малышу сложно смотреть на быстро меняющиеся кадры. Он не может сфокусироваться на происходящем на экране, от этого может сесть зрение. И от телевизора исходит излучение, которое ослабляет иммунитет.
И заодно происходит торможение развития воображения.
Когда вы читаете ему сказку, ребенок представляет происходящее по-своему. Он придумывает, как выглядят главные герои, окружающая обстановка. Размышляет над тем, как эта история могла бы продолжиться, примеряет на себя роли действующих лиц.
Также полезно спросить ребенка после прочтения, кто ему больше понравился в сказке, на кого он хотел бы быть похож. Таким образом развивается воображение. А в мультфильме все образы уже готовые, и ребенку нет смысла фантазировать, если и так все показано.
И, конечно, главная опасность телевизора в том, что он отдаляет ребенка от матери.
Ребенку необходимо живое общение с родителями, прогулки на свежем воздухе, совместные игры, рисование и чтение сказок.
Даже повседневную домашнюю уборку для ребенка можно превратить в увлекательное занятие, если поручить ему что-то несложное.
И неважно, что пользы от его помощи нет, зато вы что-то делаете вместе, а это очень важно.
Поэтому постарайтесь, чтобы телевизор в жизни вашей семьи играл второстепенное значение, проводите больше времени с ребенком, и тогда он вырастет здоровым и психически, и физически.
Упражнения для развития речи
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Пальчиковые игры, подобные этим, имеют не развлекательное, а развивающее и оздоравливающее действие.
Упражнения для развития речи могут быть самые простые, например:
1. Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук. Можно использовать резиновые игрушки.
- Ты, утенок, не пищи!
Лучше маму поищи.
2. «Человечек»: указательный и средний пальцы правой, затем левой руки, «ходят» по столу.
- Топ-топ-топ! – топают ножки.
Мальчик ходит по дорожке.
И другие все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение – двумя руками вместе. Занятие можно проводить в течение нескольких минут два-три раза в день.
Также способствует развитию мелкой моторики предметная деятельность:
1. Застегивание и расстегивание пуговиц,
2. Шнурование ботинок,
3. Игры с мозаикой,
4. Игры с конструкторами,
5. Перебирание круп, зерен.
Обращайте внимание на овладение ребенком простыми умениями – держать ложку, чашку, карандаш, умываться. Если обнаружили отставание – не огорчайтесь, а займитесь с ребенком пальчиковой гимнастикой!