На прошлой неделе впервые в жизни мне выпала возможность участвовать в рейде по задержанию браконьеров.
Впечатлений море. И оттого, как и у нас в районе рыбу ловят и оттого, как нелегко приходиться доблестным работникам милиции.
А начиналось все вот как. Был дождливый день. Основательно экипировавшись и, конечно же, прихватив с собой фотоаппарат, я отправилась к зданию ГОВД. Здесь меня уже ждали два сотрудника отделения по борьбе с правонарушителями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства на территории Выксунского района. С ними-то мы и отправились объезжать дозором владения нашего района.
Первая остановка - Вильский пруд. Невзирая на мерзопакостную погоду, двое мужчин в лодке плывут по пруду, останавливаются, проверяют поставленные сети и направляются обратно к берегу. Едва успели они причалить, а их уже встречают представители правоохранительных органов. Без хлеба-соли. Зато с претензиями.
Осмотрели рюкзак. В нем оказалось 14 лещей (замечу - не маленьких). Поинтересовались, откуда рыба и как им отдыхается в такую, казалось бы, нелетную погоду. И тут, как в сказке, началось самое интересное.
Мужчины признались, что сетей у них нет, а рыбу они купили… Потом предложили обойтись без протокола и как-нибудь договориться. Один из них даже умудрился назвать аж три фамилии для записи в протокол - какая больше понравится сотруднику милиции. Но отпираться было уже бессмысленно, когда горе-браконьерам сообщили о том, что они запечатлены на фото и о своих «подвигах» скоро смогут прочесть в газете.
Это сначала немного смутило задержанных. Но потом наиболее разговорчивый подметил, что шанс прославиться бывает не всегда. Надо, стало быть, воспользоваться. Вот он – наш «герой».
А дальше начали искать справедливость. Пытались выяснить: почему пишут про браконьеров, а не про то, что каждый год весной и осенью дохнет рыба в Вильском пруду. На самом деле, по мнению специалистов, сейчас сети не ставят только дураки.
На заключительный вопрос: не появится ли желание вновь ловить рыбу сетью, последовал ответ: теперь только удочкой или спиннингом!
Кто знает, послужит ли эта неожиданная встреча уроком для рыбаков… В моем присутствии прошло лишь одно задержание, а о ситуации в целом мы попросили рассказать начальника отделения по борьбе с правонарушителями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства на территории Выксунского района Александра Блинова.
Как часто вы совершаете рейды по водоемам города и района? И кто еще, помимо вас, их контролирует?
- До января 2008 года параллельно с нашим отделом этим еще занимался Госкомрыболовства. Сейчас в их функции входит лишь охрана природы и животных.
Получается, что мы - единственные, кто совершает рейды по задержанию браконьеров.
Несмотря на отсутствие транспорта и небольшое количество работников нашего отделения, мы стараемся регулярно контролировать пруды, реки и озера города и района.
Какой водоем, на ваш взгляд, является самым неблагоприятным в плане браконьерства?
- Вильский пруд, пожалуй, самый популярный среди любителей рыбной ловли. Поэтому славится не только разнообразием обитаемой в нем рыбы, но и большим количеством промышляющих браконьеров. В основном это местные жители. Они ловят рыбу незаконным способом, продают ее или меняют на спиртное. Бывает и такое, что задерживаем одного и того же гражданина по нескольку раз.
Весной в верховьях пруда, где рыба идет на нерест, невозможно проехать на лодке. Сети стоят сплошной грядой на расстоянии двух метров друг от друга.
Что же ждет «героев» нашего рассказа?
- Согласно статье 256 Уголовного кодекса - Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, в конкретном случае частью третьей, предусматривается наложение штрафа от 100 до 500 тысяч рублей, либо в размере заработной платы, либо лишением свободы на срок до двух лет. Какое именно наказание - уже решит суд.
Если бы они были просто замечены с сетными орудиями лова вблизи водоема, то согласно Кодексу административных правонарушений РФ на них распространяется статья 8.37 - Нарушение правил пользования объектами животного мира и водными ресурсами. А именно часть вторая – Нарушение правил рыболовства. Она предусматривает штраф от 1000 до 2000 тысяч рублей.
Как поступают с изъятой у браконьеров рыбой?
- Если она живая, и не затронуты жабры, то отпускают обратно в водоем. Остальную хранят до решения суда как вещдок, а затем уничтожают. Раньше мы пробовали отдавать ее, например, в детский дом. Но для этого необходимо провести исследование водоема, чтобы определить: не вредна ли рыба. А заниматься этим никто не будет.
Как Вы считаете, что-то может остановить браконьерство?
- Многое зависит от воспитания. Ведь все начинается с детства. А у нас многие родители сами покупают своему ребенку сеть. Даже не осознавая, что это незаконное орудие ловли рыбы.
И менталитет у нас такой. Живем по принципу, что «колхозное» - то мое.
Был ли какой-то запоминающийся случай в вашей практике?
- Однажды задержали мужчину на Верхнем пруду. Он рассказал, как пытался просчитать тактику наших действий. И был очень удивлен, когда мы два дня подряд выезжали с рейдом на этот водоем. Это, конечно же, никак не входило в его планы.
Так что, товарищи браконьеры, не пытайтесь обвести блюстителей порядка, тем более не надейтесь на русское авось. Покупная рыба в конечном итоге обходится дешевле.
Материал подготовлен Натальей Фоминых