Автомобили как люди. У них тоже есть истории. И порой судьба машины более непредсказуема и сложна, чем человеческая.
В 1941 году одного парня из Мурома призвали в армию. Перед уходом, как полагается, компания друзей отправилась в близлежащую деревню – вина попить, с девушками потанцевать. Обратно возвращались пешком. Под Муромом тогда базировалась военная часть. Подуставшие, осмелились угнать оттуда автомобиль «ГАЗ-АА» («полуторка» в простонародье), чтобы до дома доехать. В Муроме грузовик столкнули в овраг.
Молодой человек отслужил, вернулся в родной город. Заглянул в овраг, а «полуторка» - целехонькая. Вытащил, подремонтировал, и использует до сих пор в хозяйственных целях: то дрова привезет, то в лес съездит.
Коллекционеры просят продать раритетное авто, но старичок отказывается. Говорит, что она для него словно жена.
Эту историю нам рассказал выксунец Алексей Иванков, побывавший на фестивале «Автоэкзотика», проходившем в июле в Москве.
На территории аэродрома «Тушино» в тринадцатый раз собралось огромное количество людей: автовладельцы, автолюбители, и просто зеваки. Ежедневно на мероприятии присутствовало от 10 до 15 тысяч человек. Выставлялись машины от современных до старинных. О последних и пойдет речь.
«Старушки» нынче стоят дороже нового автомобиля. К примеру, выставленный отреставрированный «Rolls-Royce Phantom II» 1934 года продают больше чем за 300 тысяч долларов.
Собственно говоря, это не предел. Но главная цель коллекционеров - не прибыль, а сам процесс воссоздания, причем до состояния года выпуска. Отыскивают «преданья старины глубокой» по всей России, правда, процентов на 70 они уже утратили свой первозданный вид – краска сошла, детали потеряны.
Понятное дело, что некоторые механические элементы уже не выпускают. Для того чтобы все было точь-в-точь, коллекционеры заказывают на заводах оригинальные чертежи, и с помощью сварки, резьбы, литья изготавливают нужные детали.
Надо отметить, что занятие это трудоемкое и затратное. К примеру, один литр краски для раритетного авто стоит 1,5 тысячи долларов. Поэтому и занимаются «старинным делом» только те, кто может себе это позволить.
Судя по цифрам, дело идет. В 1999 года на выставке (да и во всей Москве) насчитывалось лишь 10-12 любителей старинных машин. Сейчас их количество увеличилось в разы – около 120 клубов, в основном возглавляемых частными лицами. «Вложиться» в такой бизнес под силу только человеку с деньгами. А желательно еще и с руками.
Наш выксунский гость – Алексей – тоже частный предприниматель. Своими руками и головой, если можно так выразиться, отремонтировал «ГАЗ-51» 1958 года.
- Вид, конечно, может и не выставочный, зато домчит куда захочешь, - говорит реставратор.
В планах – «поставить на ход» оригинальную эпатажную «старушку» - пожарный автомобиль на базе «ГАЗ-51» 1951 года выпуска. В 90-х он был приобретен за 150 рублей.
Кстати, «поставить на ход» в лексиконе автомобильного реставратора означает - заменить механику, чтобы машина поехала. Наводить «шик и блеск» в этом случае не требуется.
Вот и выходит, что старинные авто престижнее, чем только что сошедшие с конвейера. По существующей степени градации (всего шесть позиций) самим дорогим «металлоломом» считается авто 1903-1907 года выпуска.
Только несмотря на то, что «старушки»-то престижнее будут, на них транспортный и таможенный налоги больше. Они ведь уже не соответствуют евростандартам и наносят вред экологии. На фестивале «Автоэкзотика» реставраторы из зарубежных музеев жаловались, что на границе оставили больше, чем стоимость самого авто. Платить надо, не взирая на то – экспонат или не экспонат.
Если увидите на улицах города раритетную «Победу», не спешите желать аналогичную. Восстанавливать подобные произведения искусства (иначе и не назовешь) под силу настоящим фанатам своего дела. А вот посмотреть – пожалуйста!
После «Тушино» «Автоэкзотика» повторится
в Нижнем Новгороде с 8 по 10 августа.