По народной примете на работе они должны спать. В том, что это не так, убедился корреспондент газеты «Выкс@.ru».
А заодно он выяснил, как живется пожарным частям после января 2002 года, когда в действие вступил президентский указ «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности», то есть когда Государственная противопожарная служба (ГПС) стала частью МЧС. Прошло достаточно времени (шесть лет как-никак), чтобы позволить себе подвести итоги. В поиске плюсов и минусов столь спорного объединения, вызвавшего толки на всех уровнях, помог заместитель начальника пожарной части (ПЧ) № 56 Дмитрий Зюзин.
Сам Дмитрий Сергеевич в государственной противопожарной службе с 1998 года. Обучение проходил в Санкт-Петербургском институте ГПС (ныне Санкт-Петербургский университет ГПС). А в 2003 году пришел в Выксунскую 56-ую пожарную часть начальником караула. В 2006 уже занял должность заместителя начальника ПЧ.
Что выиграла ГПС от объединения с МЧС?
Началась реорганизация подразделений. В частности была создана единая диспетчерская служба, куда были включены не только диспетчера главных центральных узлов связи, но и оперативные дежурные МЧС. Следовательно, выросла мобильность связи.
То есть параллельно звонки от граждан идут и о пожарах, и о ДТП, и о нарушениях коммунальных систем, электрических линий, вскрытии дверей и т.д. Человеку не нужно путаться с номерами служб: на все ситуации он один – 01.
Так же была проведена компьютеризация частей, и увеличился штат. Сейчас число сотрудников МЧС вместе с пожарными - около 300 тысяч человек.
А отрицательные моменты?
Раньше все аттестованные сотрудники имели статус военнослужащих. После соединения с МЧС началась развоенизация, проще сказать – пожарные становятся гражданским персоналом. И отношения внутри части теперь регулируются коллективным договором и Трудовым Кодексом.
А для людей погоны – это льготы, причем не только во время службы, но и на пенсии. Перестала существовать 50-процентная скидка при оплате телефона, коммунальных услуг, мы лишились бесплатного проезда на транспорте.
Переподчинением от МВД к МЧС повлекло за собой переоформление очень большого количества бумаг.
В 2004 году появилось два учреждения: государственных пожарный надзор МЧС России (ГПН) и организация пожаротушения и специальной пожарной охраны МЧС России. Возможности пожарного надзора весьма обширны, в том смысле, что он осуществляется надзор над организациями, предприятиями, коммерческими структурами. Правда ли, что инспектор госпожнадзора на самом то деле заполняет огромное количество никому не нужных бумаг?
Инспектор ГПН закреплен за определенными объектами, за которыми и осуществляет надзор с оформлением различных предписаний.
Вообще в направлении госпожнадзора очень много мелочей. В октябре 2007 года вышел приказ № 517 «Об утверждении административного регламента», согласно которому инспекторы осуществляют свою деятельность. И вступил он в силу с 1 января 2008. В этом документе прописано как именно заполняются те или иные документы.
До вступления в МЧС госпожнадзор контролировал ход любого строительства. Сейчас этой функции у них нет.
То есть строительство личных жилых домов, административных зданий, а также других строений на участках, находящихся в частном секторе проходит без осуществления контроля со стороны пожарных? И никто не может гарантировать, что если в таком здании произойдет пожар, удастся избежать жертв. А они могут быть только потому, что были неправильно спроектированы лестничные площадки и строители сэкономили на дверном проеме?
Инспектор ГПН проконсультирует по вопросам пожарной безопасности на стадиях строительства. Строители могут как принять, так и проигнорировать рекомендации. Это не носит обязательный характер.
А если случиться пожар – то уже никуда не денешься.
Один из мифов, распространенный среди населения, – пожарные приезжают на объект без воды. Развейте его.
Емкость пожарных автомобилей рассчитана на две-пять тысяч и более тонн воды, в зависимости от тактико-технических характеристик. В ПЧ № 56 есть машины на 2, 5 и 3 тысячи.
При работе на пожаре один ствол, из которого подается вода, имеет расход 3, 7 литров в секунду. За минуту он расходует порядка 200 литров. Для того, чтобы вышла вся вода, нужно 10 минут. А на пожаре обычно подается два-три ствола. Время, за которое цистерна опустеет, резко уменьшается. Достаточно двух-трех минут.
Приезжает, как правило, три машины. Почему люди думают, что пожарные приезжают без воды? Для того, чтобы потушить возгорание, нужно обеспечить бесперебойную подачу воды к месту пожара. Два подразделения сразу приступают к тушению, а третья машина с водой ставится на водоем или на гидрант, чтобы протянуть магистральную линию. И через встроенный насос машина подает, «прокачивает» воду к месту пожара. Люди же считают, что вот эта третья приехала без запаса воды.
Еще одной болячкой пожарных частей является техническое обеспечение. Какова ситуация в ПЧ № 56? Например, сколько самому старому автомобилю?
Конечно, техника стареет. Укомплектована она была в 90-е. Всего в части 18 транспортных единиц. Самая старая машина с 1985 года. И она выезжает на пожары вот уже в течение 23 лет. А работать пожарный автомобиль должен 10-15 лет. Так что процентов на 80 автопарк ПЧ № 56 подлежит списанию. Так что машины сами перебираем по частям, ремонтируем.
Что касается новой техники, то она поступит в новостроящуюся часть, которая будет открыта на ЛПК в этом году.
Как сейчас в пожарных частях решается вопрос дефицита кадров?
Обстановка накаляется. Сотрудники, которые устроились еще в советское время, переживают за погоны. Сейчас они могут выйти на пенсию при выслуге в 20 лет. А если лишатся звания военнослужащих, этот срок продляется до 25 и на законный отдых - только в 50.
Проблему дефицита кадров решают набором гражданского персонала. Остро не хватает водителей. Людей в работе пожарных привлекает график – сутки через трое. А человек приходит и о пожарном автомобиле знает только то, что он красный и большой. Сама система работы ему не знакома. Мы его обучаем и через три месяца отправляем на сдачу зачета на право вождения пожарным автомобилем. А новичок походит, посмотрит, да и уйдет через три недели.
В общем, все держится на старослужащих (так называемом костяке). Да и ответственности нет, молодежь отрубила сутки, и трава не расти.
Поэтому чтобы людей в карауле хватало, приходится сегодня дежурить за себя, а завтра – «за того парня».
Следующее: заработная плата была не особо высокой. Но наше руководство всячески стремиться повысить жалование.
А вот курсанты, которые обучаются в университетах, по распределению могут и не попасть на службу в пожарную часть своего родного города.
В российской истории уже была подобная практика реорганизации. После войны, в июне 1946 года, постановлением Совета Министров СССР городские пожарные команды были развоенизированы. Только потом процесс пошел в обратном направлении – пожарным вновь вернули погоны. Испугалось правительство.
Опыт прошлых лет не пошел впрок. К чему же приведет реформа 2002 года, если уже отрицательных моментов слияния ГПС и МЧС больше, чем положительных? Не получиться ли, что лет эдак через 10 тушить пожары будут приезжать новички-гражданские, не знающие как правильно «работать» на пожаре? И тогда - горите, как хотите.