Через Балтийское море российский газ пойдёт по российской трубе. На Выксунском металлургическом заводе началось производство материалов для строительства крупнейшего в Европе подводного газопровода. Таких высокотехнологичных труб в России ещё никогда не делали - это результат долгих научных разработок, многие из которых держат в строжайшем секрете. "Норд Стриму" должны быть нипочем ни время, ни сложный подводный рельеф, ни даже бомбы времен войны.
Двенадцать тонн ювелирной точности не помеха. Металлический лист, как бумажный, скручивается в трубу. Это будет крупнейший в Европе подводный газопровод. Фейерверком сварочных аппаратов Выксунский металлургический завод, что под Нижним Новгородом, открывает "Северный поток".
Вот она, первая труба "Норд Стрима". При ближайшем рассмотрении этот грандиозный проект выглядит еще грандиознее. Диаметр трубы метр двадцать толщина стенки больше четыре сантиметра восемьдесят миллиметров. Таких больших труб в России, до сих пор еще никогда не делали. Без доступа воздуха под слоем керамического песка - сварка - самый важный этап производства.. И вот она гордость металлургов, едва заметный, трехслойный "шов". . Впервые удалось сварить края металла, которые из-за огромной толщины, раньше соединить никому не удавалось.
"Варим пятью дугами - такую толщину невозможно одной дугой проварить", - говорит Алексей Манин, старший мастер участка сварки труб.
На дне Балтики сероводород, но к его воздействию сверхпрочная сталь устойчива. Уникальный металл с такой вот необычной структурой для труб большого диаметра, то же собственная разработка Выксунского завода. Он выдерживает давление, в два раза превышающее необходимую норму безопасности.
"Должна быть абсолютная гарантия. Что не произойдет никакой утечки газа. Эта труба считается единичным изделием, 12.3 метра. За все существование газопровода ни одна труба не должна выйти из строя", - говорит Сергей Королев, начальник комплекса производства труб большого диаметра.
1200 километров "Северного потока", как говорят специалисты двумя "нитками", пройдут по дну Балтийского моря от Выборга до немецкого Графсфальда. Учитывая все возможные на этом пути риски: сложный рельеф морского дна, затопленные боеприпасы времен мировых войн, влияние на рыболовный промысел и даже оседание земли, газовые трубы защищают трехслойно-полимерным изоляционным покрытием и, чтобы уменьшить трение, шлифуют внутри.
Минимум стран-посредниц, значит, минимум транзитных затрат и потерь. Это будет самый прямой газовый путь из России в Европу. Первые трубы уже уложены. От Ямала до Выборга - эта та самая наземная артерия, что будет питать "Северный поток". Первую "нитку" подводного газопровода планируют протянуть к 2010 году.
Мощность пятьдесят пять миллиардов кубометров "голубого топлива" в год. Впервые в истории мировых трубопроводов контракт на строительство такой мощной и такой сложной "газовой артерии" получил Российский производитель.
Алёна Рогозина ВЕСТИ www.vesti.ru