Фонари умирают стоя…
Беспрецедентные работы по облагораживанию облика нашего города, развернувшиеся летом и осенью прошлого года, стали для жителей Выксы серьезным испытанием. Еще в ходе строительных работ, высадки декоративных деревьев и кустов, формирования газонов неоднократно высказывались мнения, что к такой «европеизации» наше население попросту не готово. И подтверждения не заставили себя долго ждать.
Понятно, что на снимках приведена лишь малая толика проделок местных вандалов. Но, как можно видеть, значительная часть поверженных фонарей располагается не в глухих проулках, а вблизи зданий милиции, автоинспекции, администрации. Это можно расценить как вызов силам правопорядка и представителям власти. Остальные фонари, расположенные в иных местах, хотя и находятся пока в «стоячем» положении, но многие уже лишились своих декоративных элементов. У одних разбиты светильники, у других - оголенные провода торчат наружу, представляя реальную опасность для прохожих, особенно в ветреную и дождливую погоду.
Уличный фонарь – легкая добыча для групп подростков, разгуливающих во втором часу ночи. Удар ноги, и пластмассовая дужка у основания фонарного столба лопается. Выкса при этом недосчитывается еще одного элемента своей бытовой культуры и толики надежды на превращение ее в культурный, современный город европейского типа.
Можно ли противостоять малолеткам, которых, в отношении к остальным, добропорядочным гражданам, доли процента? Можно, стоит лишь вспомнить двухлетнюю историю, как быстро удалось найти некого субъекта, сломавшего памятник Герою Советского Союза на площади Октябрьской революции. В наших случаях есть зацепка – фонари ломают ударом ноги, как ударом ноги выбивают двери в подъездах многоэтажек. Так развлекаются подростки, пытаясь ударом ноги выбить дверь подъезда с кодовым замком. Но от удара на двери остаются отпечатки обуви. Я сделал пару снимков на нашей подъездной двери, пережившей такую атаку. И что же – на одном поверженном фонаре также остался отпечаток кроссовки, размером и рисунком весьма схожий с дверным. При желании, хулиганов этих можно разыскать – они, учащиеся, проживающие в доме МЖК по соседству, повадились в наш подъезд дома № 9. Достаточно всего лишь одного из них компетентным органам "вычислить", признания посыплются как из рога изобилия, в том числе, и по «умершим» фонарям. А дальше дело техники – комиссия по делам несовершеннолетних, административная комиссия для родителей с целью восстановления всего порушенного… И, главное, широкое освещение в средствах массовой информации – на телевидении, в печати. Естественно, с портретами.
Предвижу хор жалостливых голосов – «как же можно, ведь это ж дети…» Отвечаю – да-а, сквернословят они с 10 лет, курят – с 12, пьют – с 14… Ударом ноги вышибают двери и ломают уличные фонари. И это – дети? Пусть отвечают, как положено. И притом, что тут особенно волноваться – отвечать-то придется их родителям, их-то чего жалеть – сами родили, сами воспитывают…
Уместно привести здесь опыт Татарии и некоторых других наших республик. Там, в небольших городках, практикуется следующее. После выполнения всех формальностей (с комиссией по делам несовершеннолетних) родители такого ребенка могут внезапно получить на работе уведомление о расчете, даже если они работают на разных предприятиях. Если папа – бизнесмен, то у него могут начаться проблемы с печатью, подписью или банк вдруг откажет в выдаче кредита, то нежданно-негаданно комиссии проверяющие нагрянут… Такой незадачливый папа быстро все сообразит и доходчиво объяснит своему великовозрастному чаду, что тот должен не по ночам шляться незнамо где, а спать или готовиться к занятиям. Если после такого разъяснения дите неделю не сможет присесть, то это его проблемы. Жестоко – но зато действенно! Желающие пусть съездят в Татарию и наберутся опыта…
О сохранности декоративных кустов и цветов на улицах города в предстоящий весенне-летний период поговорим в следующий раз.
Алексей Минеев