Виртуальная Выкса

Выкса сегодня

/ Изба-читальня / Иван Ильин. О сопротивлении злу силою


Календарь

« Сентябрь 2015 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 

Иван Ильин. О сопротивлении злу силою

дата: 07.09.15   добавила: Valkiria   источник:

Согласитесь, мы очень любим художественную литературу за её увлекательный сюжет, за умение автора с первого абзаца унести читателя в иную реальность, за многостраничный рассказ о том, как живут другие. И лишь некоторые бесценные книги говорят о том, как надо бы жить нам самим.
«О сопротивлении злу силою» - глубокое философское размышление о взаимодействии двух антагонистов человеческого бытия – Ормузда и Аримана (добра и зла).
Согласно Ильину, только заглянув человеку в душу, можно понять, что именно он совершает - добро или зло. Самый светлый, на первый взгляд, поступок может быть вызван корыстью и лицемерием. Равно как и самая жестокая боль, причиняемая ближнему, порой становится дорогой к спасению жизни:«Зло начинается там, где начинается человек, и притом именно не человеческое тело во всех его состояниях и проявлениях как таковых, а человеческий душевно-духовный мир - это истинное местонахождение добра и зла. Никакое внешнее состояние человеческого тела само по себе, никакой внешний «поступок» человека сам по себе, т. е. взятый и обсуждаемый отдельно, отрешенно от скрытого за ним или породившего его душевно-духовного состояния, не может быть ни добрым, ни злым».
Очевидную разницу между добром и злом автор видит в том, что добро - это любящая сила духа, в то время как зло – стихия ненависти.
Так нужно ли сопротивляться злу? Ильин говорит, что нужно и обязательно. Философ вступает в нравственный спор с последователями учения Льва Толстого и выносит твёрдый приговор - несопротивление злу равносильно потворству: «Духовный закон: несопротивляющийся злу поглощается им и становится одержимым. Ибо «зло» – не пустое слово, не отвлеченное понятие, не логическая возможность и не «результат субъективной оценки». Зло - есть прежде всего душевная склонность человека, присущая каждому из нас, как бы некоторое, живущее в нас …» Причем бесхарактерному и беспринципному человеку намного легче (по мнению автора) принять в себя зло этого мира или закрыть глаза на происходящую несправедливость.
Самой ценной лично для меня стала глава «О мече и праведности». В ней автор отвечает на непростой вопрос: «Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силой и мечом?» У многих философов я находила размышления на эту тему. Но ответ Ивана Ильина показался мне самым искренним. Выстраданным что ли.
Иван Ильин рассуждает о методах сопротивления злу, о важной разнице между заставлением и насилием, в том числе заставлением самого себя – самовоспитанием. Философ говорит о физическом понуждении и необходимости пресечения злого умысла: «Все люди непрерывно воспитывают друг друга-хотят они этого или не хотят, сознают они это или не сознают, умеют или не умеют, радеют или небрегут. Они воспитывают друг друга всяким проявлением своим: ответом и интонацией, улыбкой и ее отсутствием, приходом и уходом, восклицанием и умолчанием, просьбою и требованием, обращением и бойкотом».
Если вы готовы к откровенному диалогу с писателем и цените в литературе прежде всего смысл, который, возможно, изменит вас необратимо, то эта работа Ивана Ильина станет для вас важной находкой.

Елена Симашова



Комментарии: 31767
AVP   |   7 сентября 2015 - 21:52

Сложно пройти мимо и не высказаться.

Во-первых, Толстой не призывал не сопротивляться злу вообще. У него речь идет о непротивлении злу НАСИЛИЕМ, поскольку этим мы только преумножаем зло в этом мире.
Что касается философии Ильина "о сопротивлению злу силой", то не стоит забывать о его поддержке Гитлера, в свое время, т.к. "он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе". Т.е. вопрос здесь состоит еще и в том, что именно мы понимаем под добром и злом.
И последнее, Ильин скорее политический публицист, нежели философ. Кроме "О сопротивлении злу силой" у него нет значимых философских работ. Потому он и не пользуется широкой известностью за пределами России, да и у нас известен больше как патриотический идеолог.
С уважением.

Valkiria   |   8 сентября 2015 - 00:00

Уважаемы AVP, очень хорошо, что вы высказались.
Данную я книгу я считаю ценной и поэтому рекомендую её. И объяснить эту ценность в двух строчках не могу. Я ни в коем случае не берусь признавать правоту Ивана Ильина и ошибочность мнения Льва Толстого. Я рекомендую. Почитать и подумать. И найти ответы на рассматриваемые Ильиным вопросы в своей душе. И спорить с автором, и соглашаться с ним. Тут уж, что вам сердце подскажет. О том, что Ильин не соглашался с Толстым, я упомянула вскользь. Однако в книге, насколько вы, вероятно, знаете, Иван Ильин рассматривает этот вопрос весьма подробно. И вопрос «что понимать под злом» тоже. Оба автора для меня одинаково ценны. И в их споре выделаются очень важные мировоззренческие нюансы. Их работы нужно читать и вырабатывать свою, третью точку зрения. Льва Толстого я люблю ничуть не меньше, чем Ильина. Крейцерова соната, например, одно из близких моему сердцу произведений. И книги Льва Николаевича я обязательно буду рекомендовать в этой рубрике. Просто я пока не успела. Она ж еще молодая, рубрика моя. А если говорить о личном мнении, то я не согласна полностью (на 100 процентов) ни с Толстым, ни с Ильиным, ни с какими-либо другими философами и мыслителями мира сего. На мой взгляд, если действительно глубоко погружаешься в подобные работы, это невозможно в принципе. Быть на 100 процентов с кем-то согласным в таких фундаментальных вопросах как жизнь, смерть, добро и зло и т.д. Мы настолько разные все люди... Настолько чувствительны к тончайшим нюансам этих вопросов. .. Кто-то прошёл войну, а кому-то довелось рассуждать о таких вещах исключительно за кухонным столом. И не понять таким собеседникам друг друга никогда. Мы принимаем общие черты, так сказать «вершки» чужих представлений, а остальное достраиваем сами. Философия рождается в духовном мире каждого, она настолько индивидуальна и строго детерминирована, что у каждого в конечном итоге она своя. Это такой многоингредиентный бульон из нашего личного опыта, опыта наших близких, прочувствованных нами ситуаций и прочитанных нами книг. Работа Ивана Ильина очередная специя в этом бульоне. А уж что вы в результате сварите, ведомо только вам. Не зря говорят, что книга – пища для ума. Из других философских работ Ильина я с удовольствием прочла «Поющее сердце». Что мало таких книг писал, о политике больше… Так что болело, о том и писал, думаю. Вот «Мы верим в Россию!» у Ильина читала. Интересная работа. Что касается поддержки Гитлера, видимо, Ильин, как многие белоэмигранты, ненавидел пресловутое «Красное колесо» и в каждой контрсиле видел возможное освобождение. В чём и была его страшная ошибка перед читающими его потомками.

Valkiria   |   8 сентября 2015 - 08:33

Дополню свой долгий ночной ответ небольшим уточнением :) Ильин как раз и говорит о сложных моментах непротивления злу насилием. Он говорит, что бывают такие трудные ситуации, когда не воздействовать физически - еще большее зло, чем воздействовать. Вот придут к тебе в дом семью убивать, а ты не сопротивляйся насилием-то. Бандита сумасшедшего скручивать и по морде бить не моги. Всё словом с ним, словом. А он шизофреник и с ножом... И на слова твои ему наплевать.




Выбрать услугу в cosmed-spb.ru/uslugi/massazh-tela помогут наши ассистенты.
© 2005-2024 «Виртуальная Выкса» | Дизайн и верстка «Виртуальная Выкса» | admin@wyksa.ru
по вопросам размещения рекламы - cmi.zloy@gmail.com, тел. 89040596588
При любом использовании материалов сайта ссылка на wyksa.ru обязательна