Зачем выводить искусство на улицу?
Недавно в нижегородском Арсенале прошел круглый стол, концерт, фотовыставка и мастер-класс плюс общение в неограниченном количестве - мега-анонс очередного «Арт-оврага». Искушенные нижегородцы, знающие цену уличному искусству, посетили означенные мероприятия с большим удовольствием и интересом.
Выкса как урбанистическая матрица
«Арт-овраг» - фестиваль новой культуры, проходящий с 2011 года в Выксе и включающий в свою программу все возможные виды так называемого стрит-арта. Гениальность задумки заключается в том, что Выкса как потенциальная площадка удачно соответствует урбанистической матрице. Выстроенная Владимиром Шуховым сетчатая стальная гиперболоидная башня-оболочка – сочетание инженерной мысли с полетом воображения - стала символом фестиваля.
Те счастливцы, кто сумел выбраться в Выксу летом, по возвращении говорили, что словно побывали в другом, счастливом и креативном мире. В столице стрит- и паблик-арта. Что в небольшом, сугубо промышленном городе было все и на самом высоком уровне; что там раскинулся невероятный праздник современного искусства, приятный и ценителям, и рядовым гражданам всех возрастов. И что произошла переоценка ряда явлений, ранее казавшихся какой-то, простите, несерьезной ерундой, а на самом деле являющаяся уважаемым мейнстримом.
Например, Никита Nomers в Нижнем Новгороде расписывает «бесхозные» стены и населяет городские кварталы деловитыми черными кошками. Но, между тем, его работы вошли во всемирный топ-100 стрит-арта в 2011 году.
Никита – один из хедлайнеров «Арт-оврага»: в Выксе он расписывал башни разного роста и объема. Ерунда какая-то, скажете, рисуночки на промышленных объектах? А ведь Выкса здорово преобразилась минувшим летом, во время фестиваля. Если даже не иметь в виду фантастическую выставку башен и мобильных, временных объектов – остались те же граффити плюс кое-что в умах и сердцах, благо проводилась большая образовательная программа. Художники- абстракционисты Дмитрий Пархунов и Мартин Шольт оформили фасад ПТУ-35 в духе геометрической абстракции Пита Мондриана, а почтовое отделение разукрашено в духе сюрреализма; сюрные пространства открываются порталами на колоннах ДК Ленина... Опять же, и продолжение следует. В 2013 году фестиваль будет посвящен лэнд-арту и называется «Арт-Овраг-2013. Город-сад».
Как изменить среду
С чего начать, если есть желание изменить среду? С улицы - или, по профессору Преображенскому, все же с сознания? Об этом говорил полимедийный художник, профессор Гамбургской Академии искусств, музыкант и перформер Майк Хентц, проживающий в Берлине. Не раз принимавший участие, скажем, в экспозициях Documenta, он намекал на мифологию и архетипы, а также занимался с собравшимися вроде как самыми простыми вещами: задавал вопрос а-ля «чего вам не хватает на улице для комфорта?» и рисовал кейсы. Далее, иллюстрируя собранные мнения примерами из мировой практики, профессор Хентц генерировал идеи. Некоторые показались откровенно маниловскими в условиях сурового российского быта – например, чтобы на улицах не было грязи, каждые два часа по ним надо пускать мощный поток смывающей все воды – но многие заставили просто задуматься о личном вкладе в окружающую среду. О том, что комфорт и безопасность на улицах обеспечивают не какие-то там инопланетяне, но вполне конкретные люди.
Константин Гроусс, директор Международного культурного проекта «Арт-Резиденция», хореограф, куратор фестиваля «Арт-Овраг» рассказал, что проведение столь мощных, столичного уровня событий современного искусства в небольшом периферийном городе имеет определенный смысл:
- В столицах есть вероятность того, что даже такие фестивали могут быть, скажем так, «растворены» в общем информационно-событийном шуме и оттого не прозвучат должным образом. Будучи локализованы и вынесены за рамки мегаполиса, они привлекают больше внимания. В конце концов, все заинтересованные могут туда приехать.
С полной уверенностью Константин Гроусс утверждает, что перемены в среде влияют на перемены в сознании. Особенно если подойти к этому прицельно и вдумчиво.
- Тут взаимосвязь сложная и многоуровневая . во-первых, в программах фестиваля много образовательных проектов. Во-вторых, уровень восприятия искусства напрямую зависит от уровня подготовленности, специфической образованности населения. Нашей основной целевой аудиторией были люди от шести до 25 лет. Большинство творческих мастер-классов и образовательных лекций были рассчитаны именно на них.
Выращиваем публику
Вспоминается, что именно так – совершенно безвозмездно и с расчетом на молодых - в Нижнем Новгороде лет двадцать назад поступали «Кариатиды», предшественницы нынешнего великолепного ГЦСИ. Иногда сто пятьдесят, а порой всего-то пять человек приходили на видеопоказы и выставки, но все знали, что раз в две недели в историческом центре города можно бесплатно почерпнуть порцию высококачественного современного искусства. Сегодня эти люди, их дети и знакомые с благодарностью нескрываемым интересом посещают Арсенал.
Есть, где присесть
Значительная часть событий фестиваля проходит в парке культуры, где расположены овраги, ныне являющиеся естественными амфитеатрами, и, по признанию организаторов, это очень удобно для организации зрелищных проектов. В Нижнем Новгороде масса отличных оврагов, и, помнится, были попытки освоения, например, Лопатинского оврага как пространства современного искусства. Может, с барского выксунского плеча пришлют и нижегородцам хоть какой-нибудь проектик, а уж овраг-то мы предоставим…
Организаторы фестиваля:
Выксунский Металлургический Завод (ВМЗ)
Объединенная металлургическая компания
Благотворительный фонд поддержки семьи, защиты детства, материнства и отцовства «ОМК – Участие»
Благотворительный фонд поддержки семьи, защиты детства, материнства и отцовства «ОМК – Участие»
Администрация города Выкса
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева
Творческая разработка и проведение:
Международный культурный проект “Арт-Резиденция”
При поддержке:
Государственный музей В.В. Маяковского
YourWays – Школа паркура и акробатики
IOU-RAMPS
Информационные партнеры:
Журнал Московского музея современного искусства “Диалог Искусств”