|
Маневровую работу на железнодорожном транспорте многие почему-то считают второстепенным делом. Основное, говорят, перевозки. Роль маневровых и горочных диспетчеров, машинистов маневровых тепловозов относят к числу незначительных. А уж работа составителя... Тут отцепил, туда прицепил.
Что ж, думается, можно дозволить так рассуждать пассажирам, грузополучателям и грузоотправителям: на подъездных путях промышленных предприятий машинист локомотива видится им, скорее всего, в одном ряду с водителем автопогрузчика и грузовика, а составитель поездов – с тем служащим в униформе, который «воротами командует».
И только коллеги-маневровщики ценят грамотных, серьезных, добросовестных составителей, уважают их лично и профессию в целом. Это тяжелая, рискованная работа для настоящих мужчин. И далеко не каждый подойдет для нее.
Судите сами. Мороз, метель, проливной дождь, палящее солнце – все это условия работы составителя, который один или с коллегой находится среди движущихся вагонов. Ночью при работе с длинными составами им не видно ни машиниста, ни друг друга, только радиостанция – самый близкий товарищ. Составитель первым заметит препятствие на пути, лопнувший рельс, неисправность стрелочного перевода, автомобиль, пытающийся не вовремя проскочить переезд. Когда он дает сигнал «остановка», машинист применяет экстренное торможение. Ведь потерянные секунды могут стоить человеческой жизни.
Многими особыми качествами должен обладать человек, желающий работать составителем поездов: хорошей памятью, умением слушать радиостанцию, внимательностью, способностью оперативно мыслить, быстрой реакцией.
Но, к сожалению, эту профессию нередко избирают случайные люди, психологически для нее непригодные, хотя прошедшие обучение и сдавшие экзамены. В большей степени от этого страдают промышленные предприятия. Жизнь подтверждала это неоднократно. Низкие заработки заставляют кадровиков радоваться, по сути, любому трезвому человеку, пожелавшему работать составителем. Дешевая рабочая сила, однако же, обходится дорого, как это ни покажется парадоксальным.
Уверен: составителю надо хорошо платить, беречь его. И это позволит поднять его престиж, отсеять случайных людей.
Как беречь? Да начнем хотя бы с экипировки. Профессия повышенного риска требует особого внимания к одежде и обуви. Все поэтому должно быть удобным, комфортным. В последние годы появились отличные новые разработки экипировки. Сигнальные жилеты из синтетики хорошо заметны в сумерках. Удобны и новые малогабаритные радиостанции с большим радиусом действия. Возможность в морозы прятать под верхнюю одежду и просто работать с микрофоном увеличивает время работы аккумуляторной батареи без подзарядки в полтора-два раза, а значит, и надежность.
А вот фонарики – «чемоданы» и «шахтерские» – неудобные. Обычный карманный фонарик лучше. Что касается хлопчатобумажного костюма, то в нем необходимы четыре наружных кармана, застегивающихся на пуговицы или кнопки, рукава на запястье тоже должны застегиваться. К зимней куртке не помешал бы капюшон. Брюки требуются с широким поясом, с двумя обычными карманами и двумя выше колен с боков. Хлопчатобумажная ткань, как известно, садится и линяет при стирке, выгорает. С добавлением синтетики она уже практичнее, быстрее высыхает. Зимние брюки и куртка должны иметь отстегивающееся покрытие, чтобы в случае необходимости стирать только его. Обязательно, считаю, чтобы в комплекте был жилет с двумя карманами на груди и двумя на животе – для рации и других необходимых вещей.
Обувь для составителя – важнейшая вещь. Подошва не должна быть скользящей и с каблуком. Обуви надо три пары. Для тепла – невысокие кожаные ботинки на шнурках с крепкой, но легкой и эластичной подошвой (в «кирзе» ноги мерзнут). Очень хороши были бы утепленные высокие ботинки для температуры до -15 градусов, а для сильных морозов – валенки. Вот только голенища бы помягче, а резиновую наварную подошву потолще.
Разработки, полезные и добротные, есть в авиации, в МЧС, у парашютистов. Такая амуниция дорогая, но и служит она, конечно, дольше. Получив ее, люди реже будут болеть: значит, поубавится больничных листов, меньше придется платить сверхурочных, вызывая людей в выходные дни.
Составителей поездов пора выделить в особую категорию не только по экипировке, но и по зарплате – увеличить выплаты за тяжелые условия труда, а за выслугу прибавлять хотя бы понемногу каждый год. Ведь случай тут особый – это не только тяжелая, но и опасная работа. Необходимо и важно поднимать престиж профессии составителей поездов. Только в этом случае их можно будет реально отбирать из людей, морально и психологически готовых к этой работе. А случайного человека там, где повышенный риск, быть сегодня просто не должно.
Группа авторов. Прислал Сергеев Дмитрий Леонидович
|