Стрит-арт в муромских лесахПо дороге от Владимира до Выксы — два с половиной часа на машине — водитель такси рассказывает, что придумал новый бизнес: доставлять пиццу дронами. Выкса — 53-тысячный моногород, построенный вокруг металлургических заводов еще при Екатерине II, которая, выражаясь современным языком, проявила заботу об экологии и перенесла производство заводчиков Баташевых из Тулы в муромские леса. «Мы просчитали: дальности полета дрона с грузом как раз хватает на то, чтобы пересечь город насквозь», — объясняет таксист. По его мнению, компактность и изолированность делает Выксу удобным для жизни городом. Рассказывает, как уезжал, хотя на заводе была работа, но вернулся, потому что ему нравится в Выксе.
Сейчас баташевский завод называется Выксунским металлургическим и входит в группу ОМК, которой владеет Анатолий Седых F 115.
Рассказ выксунского таксиста — идеальная история для благотворительного фонда «ОМК-Участие», созданного Анатолием и его женой Ириной Седых, бальзам на душу учредителей. Фонд работает над изменением миграционной и социальной ситуации в городе (в 2016 году отток населения — 248 человек, по данным исследования фонда «ОМK-Участие»): оплачивает лечение и отдых больным детям, помогает малоимущим семьям, развивает инклюзивную программу, открывает спортивные площадки и организовывает соревнования. Самый громкий проект фонда — фестиваль городской культуры «Арт-Овраг», названный так по геолокации. В центре города — большой парк с оврагом, часть бывшей усадьбы Баташевых. «Арт-Овраг» проводят специалисты в области современного искусства, архитектуры и урбанистики. На фестивале читают лекции, дают мастер-классы, показывают спектакли, устраивают перформансы, открывают выставки и даже проводят арт-резиденции. Работы, созданные в Выксе, пополняют коллекцию местного художественного музея. За девять лет фестиваля в Выксе создано 85 работ стрит-арта: кураторы заказывали приглашенным художникам муралы — большие настенные росписи на городских домах и стенах заводских цехов. В 2017 году Миша Most вместе с волонтерами создал самый большой граффити в Европе площадью 10 800 кв. м — сюжет на тему роботов, заменяющих человека в лабораториях и на производстве. Построено 15 объектов городского дизайна. В 2018 году в лесопарке «Посадка» Тимофей Радя открыл инсталляцию: гигантская металлическая надпись «Все это не сон», укрепленная на стволах сосен, по ночам зажигается неоновым светом. Проект Ради вошел в шорт-лист премии Кандинского в 2019-м. А перформанс «Страсти по Мартену» (в прошлом году в Выксе остановили мартеновскую печь, последнюю работавшую в Европе) режиссера и хореографа Анны Абалихиной, композитора Алексея Сысоева и художницы Ксении Перетрухиной получил Гран-при премии Курехина и признан «Проектом года» премии «Инновация» в 2019 году.
Организатор фестиваля, председатель попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие» Ирина Седых признается, что интервенция современного искусства в Выксе началась непреднамеренно. «Фестиваль задумывался в другом формате. Это непростая задача: привлечь к себе внимание в городе с заводской идентичностью, привыкшем жить в своей замкнутой среде. Первые кураторы «Арт-Оврага» предложили взаимодействовать с городской молодежью, используя экстремальные виды спорта и стрит-арт. Мы поняли: с помощью современного искусства можно решать разные задачи, на первый взгляд не имеющие к искусству отношения», — говорит Ирина Седых.
Сейчас Выкса развивает промышленный туризм: за выходные в городе можно не только побывать на разных площадках фестиваля, но и осмотреть город, завод, историческое производство, современные цеха и промышленные муралы.
Фонд, бюджет которого складывается из пожертвований топ-менеджеров и сотрудников ОМК, с форсированным развитием проекта не справляется. Как указано на сайте фонда «ОМК-Участие», расходы на проведение фестиваля «Арт-Овраг» 2018 года составили 44,7 млн рублей. Последние три года финансировать проект помогает компания ОМК. «Фестиваль успешный, — говорит владелец компании, президент фонда «ОМКУчастие» Анатолий Седых. — Я благодарен Ирине, она придумала проект и вкладывает в него душу. Сегодня, благодаря фестивалю, Выкса известна не только как производитель труб и колес, а как город, где проходит праздник современного искусства. Людям важно гордиться своей малой родиной». По мнению Анатолия Седых, ему лично фестиваль помог сориентироваться в современном искусстве: «Говорят, если понимаешь, о чем это, — уже хорошо».
За «Арт-Оврагом» внимательно наблюдает сколковский Центр управления благосостоянием и филантропии. По мнению научного сотрудника центра Галины Пивовар, в процессе развития фестиваля жители города, владельцы компании и создатели «Арт-Оврага» учатся «социальному проектированию», умению совмещать ожидания заказчиков, амбиции художников и потребности жителей, тех, кому адресован фестиваль. Например, муралы, созданные на стенах хрущоб, не всегда вызывают положительные эмоции у жителей домов. Были случаи, когда панно или сознательно смывали, или повреждали, утепляя дома на зиму.
Ирина Седых считает: нет смысла тратить силы на сохранение муралов. «Это естественный процесс и естественная реакция, — говорит Ирина Седых. — Стрит-арт — искусство недолговечное». Арт-объекты и граффити, заполнившие городское пространство, она предлагает воспринимать не как провокацию, а как «неожиданное предложение». «Жизнь часто подкидывает неожиданные ситуации. И конечно, неизведанное вызывает страх, отторжение. Но рано или поздно жители «включаются», начинают смотреть на ситуацию вокруг по-новому», — считает она.
На смену создателям первых шокирующих фестивалей Дмитрию Алексееву и Константину Гроуссу пришел архитектор Олег Шапиро. Его фестивали 2014–2015 годов проходили под девизом «Лицом к людям». Вместе с жителями города архитектор, художник и ландшафтный дизайнер создали по методике «быстрый двор» несколько площадок: с клумбами, доской объявлений, горками-качелями и даже «художественной» зоной для выбивания ковров. Деревянные материалы предоставил фестиваль, а 70% работ выполнили горожане.
Опрос 530 респондентов, проведенный по заказу фонда в январе 2018-го (большая часть опрошенных в возрасте 20–39 лет), показал, что «активным горожанам хочется видеть больше масштабных событий наряду с «Арт-Оврагом»: представители всех групп готовы к появлению фестивалей с платными услугами, а 35% готовы участвовать в платных образовательных и творческих активностях в парке». Кураторы 2016–2019 годов Юлия Бычкова и Антон Кочуркин сделали ставку на значимые арт-проекты. Судя по числу премий — не прогадали.