Проект Татьяны Эфрусси “Народный Дом Железной Розы” – это выставка в Музее истории Выксунского металлургического завода. Музей занимает сегодня пространства здания дома заводчиков Баташёвых-Шепелевых, бывшего вплоть до революции 1917 года властной, деловой и культурной доминантой городка. Именно это здание короткое время после революции называлось “Народным Домом”.
Проект отталкивается от истории, произошедшей тогда в Выксе. По воспоминаниям жителя, в 1918 или 1919 году перед “Народным домом” появился памятник на месте захоронения коммунаров, погибших в столкновении с белогвардейцами. Памятник представлял собой обнаженную фигуру рабочего, поднимающего чугунную шестерню, чтобы поразить ей змею-контрреволюцию. Мемуарист называет автором скульптуры экстравагантного “художника-энтузиаста Цыганкова”. Во время открытия памятника произошла неловкость: не выдержав веса шестерёнки, глиняная рука фигуры отвалилась. Цыганков плакал. Вскоре памятник был заменён обелиском.
Эта хрупкость не только созданного монументального объекта, но и самого автора-мужчины напоминают о попытках гендерной революции в ту эпоху. Эмансипационное движение в Выксе боролось с традиционными представлениями о ролях мужчин и женщин в обществе, об их поведении и внешности. Исторические персоналии также подвергались переоценке. Можно представить, как здесь обсуждалось дело А.В. Сухово-Кобылина, гостившего в доме за полвека до того, как тот стал называться “Народным”. Сухово-Кобылин тогда работал в Выксе над своими пьесами, состоя под подозрением в убийстве любовницы, француженки Луизы Симон-Деманш…
“Железная Роза” считается одним из символов города. Это метафора, обозначающая железную руду – или это женское имя? Анти-патриархальный эксперимент 1920-х гг. закончился довольно быстро, и на советских женщин легла двойная нагрузка – и профессиональная работа, и бытовое обслуживание.
Для выставки художница выбрала документы из коллекции музея, произведения выксунских художников Б.К. Гельца, А.Е. Чикина и дополнила их объектами-реконструкциями: “Музей – идеологическое пространство, и предметы встроены в определенную версию истории. Но история на самом деле сложна и противоречива, и некоторые объекты говорят больше, нежели им предписано”.
О художнике:
Татьяна Эфрусси – художница, историк архитектуры. Работает с большими и малыми историческими нарративами, создавая собственные версии прошлого, настоящего и будущего. Центральной концепция для нее является “руина” в широком смысле слова: объект из прошлого, который можно анализировать, поэтизировать или достраивать. В своей работе она балансирует между этими подходами, создавая инсталляции, видео, перформативные события, тексты.
Татьяна закончила МГУ им. М.В. Ломоносова, Школу фотографии и мультимедиа им. А.М. Родченко, в настоящее время продолжает образование в Национальной высшей школе изящных искусств в Париже и в докторантуре Кассельского университета (Германия). Участница художественно-экономического объединения “Летучая Кооперация”. Живет в Париже.
26 июля I 17:00 I Музей истории АО «ВМЗ»
Выкса, ул. Ленина, д. 5
Вход свободный