Состоялось интервью с учителем истории и обществознания МБОУ Гимназии №14 округа Выкса Ольгой Игоревной Сысоевой. Она поделилась своими мыслями по поводу современного исторического образования и дала полезные советы школьникам, исходя из собственного опыта работы с детьми.
-Что подтолкнуло Вас стать учителем истории? -У каждого человека свой путь к профессии, и много обстоятельств влияет на выбор. Наверное, в моей жизни их было множество. Во-первых, семья. Когда дети растут в семье преподавателей, образ жизни родителей влияет на ребёнка, даже несмотря на то, что он видит все трудности этой профессии. До сих пор я благодарна своим учителям, ведь это были люди, увлеченные своим делом, заинтересованные, поэтому общение с ними сильно влияло на нас, учеников. Я увлекалась литературой и историей, и мне одинаково было это интересно. Нас часто возили на экскурсии по местам, связанным с прошлым.
-У Вас большой опыт работы с учениками. Есть ли разница у современного преподавания относительно того, как изучали историю, когда Вы начинали работать? - Конечно, вокруг изменилось очень многое. Я помню советскую школу, нелёгкие 90-ые годы, когда каждый переосмысливал прошлое, мой переезд из Латвии в Россию, уже другое государство, пусть и с общим прошлым . Дети остаются детьми, всегда было и сложно, и интересно. Хочу сказать, что информационное пространство на сегодняшний день огромно, необъятно и доступ есть ко всему. Очень чувствуется разрыв в сознании поколений. Сейчас есть много возможностей получить объективные знания. В Советское же время ко многой информации просто не было доступа. Нам, учителям, важно выработать запрос на знание прошлого, культуры своего народа, помочь разобраться в сложном потоке информации, стремиться к тому, чтобы ученик сформировал свою позицию.
- Как Вы считаете, с какими проблемами сталкиваются современные школьники? - Начнём с того, что сложнее всего выпускникам. Ребятам трудно выбирать профессию, всё меняется в современном обществе, порой они не понимают, каким образом могут подготовиться к этому выбору. Сдача экзаменов определяет их будущее. Скорее, ВУЗ выбирает их, а не они профессию. Легче учиться тем, кто помладше, когда они увлечены и любят сам процесс обучения. Наверное, сложно заинтересовать тех, кто не имеет определённого уровня знаний. Но мы должны понимать, что всё, чему учат в школе, так или иначе, пригодится в будущем.
-Что Вы можете сказать о знаниях истории современной молодёжи? Я не откажусь от принципа, что история – это память поколения, а её знание – единственный способ сохранить общество, правильно определить путь развития Отечества, так как каждый человек вносит свой вклад. Ребята меньше знают историю своих предков, а в первую очередь это идёт из семьи, Уже круг чтения, иногда почти отсутствует грамотность.
- Могли бы Вы дать совет, как научиться фильтровать полученную информацию? - Если говорить об учебной информации, то есть рекомендуемые к ознакомлению сайты, а так же круг литературы для ребят определённого возраста. Я считаю, что она должна быть подобрана по возрасту, то есть, просто ткнув в сайт «Википедии», мы должны понимать, что не вся информация становится знанием. Поиск не должен быть случайным. Учитель и учебные пособия сейчас как навигаторы, дают рекомендации, дополнительную информацию и указывают на сайты, понятные и доступные всем ребятам.
-Сейчас многие школьники волнуются о сдаче ЕГЭ по истории. Как добросовестно подготовиться к экзамену? -Нужно иметь в виду, какие знания потребуются при сдаче экзамена. И это, фактически, все знания, которые ребёнок получает с 6 класса, а сдавать он будет, став уже почти взрослым. Важно не только повторение, но и углубление этих знаний. Необходимо понимать, как эти знания применить. Я думаю, что тут нужна помощь учителя, так как он уже знает примерные задания, которые будут на экзамене. Что касается гуманитарных предметов, то знания ребят определяются уровнем развития. Просто выучив темы, нельзя подготовиться к заданиям повышенного уровня сложности. Если этот предмет станет обязательным к сдаче, то внесёт свои коррективы, как в работу учителя, так и в обучение школьников.
-Что Вы посоветуете тем, кто решил сдавать историю, если она не будет являться обязательным предметом при сдаче? -Важно изначально определиться как можно раньше, потому что в последний момент сложно нагнать упущенное. Не нужно бояться, ведь сам по себе экзамен не так страшен, а полученные знания всё равно приносят радость. Это не зависит от того, чем занимается человек, если он смог, преодолел, понял, узнал что-то новое, научился, то он сам начнёт испытывать чувство гордости, почувствует себя в некотором роде победителем.
-Можете ли Вы посоветовать какие-то способы справиться с волнением? -Волнение бывает разным. У человека, который идёт на экзамен, оно всё равно будет. Мне всегда вспоминается фраза Льва Николаевича Толстого: «Делай, что должен - и будь, что будет». Справиться с волнением можно, если ты помнишь, ради чего ты идёшь на экзамен. Нужно, наверное, думать о деле, а не о том, как ты волнуешься. Я часто советую это ребятам. Если ты выступаешь с работой или выполняешь задание, ты должен сконцентрироваться на результате, а не на собственных переживаниях.
Стажёр «Молодежного информационного центра» - Валерия Куликова