Человечество пытается бороться с распространением наркотиков уже более ста лет. В феврале 1909 состоялась Шанхайская опиумная комиссия, на которой рассматривался вопрос ограничения ввоза наркотиков из азиатских стран. Однако и сегодня эта проблема не решена.
Международный день борьбы со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом был учрежден в 1987 году Генеральной Ассамблеей ООН. С тех пор ежегодно 26 июня международное сообщество посвящает мероприятиям, направленным на борьбу с наркоманией и ее распространением. В этот же день, 26 июня, отмечают свой профессиональный праздник врачи-наркологи. О том, каково это — ежедневно спасать людей от них самих, рассказывает специалист с 30-летним стажем, врач психиатр-нарколог наркологического отделения Елена Серова.
- Елена Николаевна, вы мечтали стать наркологом?- Я всегда хотела быть врачом. Мама работала акушеркой в роддоме №3 Нижнего Новгорода, и меня часто после садика брала к себе. Как мне нравилась больница, шприцы, таблетки! Мама приносила коробочки из-под лекарств, я всех «лечила». Поэтому не было других вариантов, не было сомнений. Я хотела стать медиком. В первом классе, помню, писали сочинение на тему «Кем ты хочешь быть». Я написала, что хочу стать профессором медицинских наук. Потом все смеялись....
В мединститут поступила с третьего раза. Был огромный конкурс, а приоритет отдавали мальчикам. Поэтому все девочки — а нас было 7 из 11 в группе — отличницы, 5-балльники. И только с третьей попытки мне удалось набрать нужное количество баллов (и даже перебрать). Я тогда так устала за время экзаменов, что даже не поехала смотреть результаты: списки вывешивали в главном здании на пл. Минина. Мне пришло письмо домой, что я зачислена...
Институт я окончила по специальности «Санитария и гигиена», и в 1986 году по распределению оказалась в Выксе. Два года работала в санатории-профилактории для подростков при ПТУ №35, а потом пришла в ЦРБ. Меня направили к Борису Васильевичу Рогожину, здесь открылось отделение. Семь месяцев специализации в областной психиатрической больнице№1, и вот, 5 июня 1989 года врач-нарколог Елена Николаевна Серова начала свою деятельность. .Сама, одна, на зоне в отделении.
- Почему на зоне?!- А разве вы забыли? Так поселок Строитель назывался. Там же заключенные были в свое время...
- И тех пор ваши подопечные...- Это лица с алкоголизмом, с наркоманиями и токсикоманиями.
- Они не вызывают у вас отвращения?- Никакого. Я могу сказать, что люблю своих пациентов. Серьезно говорю! Я отношусь к ним очень хорошо. Мне кажется, что люди, обладающие высокими человеческими качествами, стремящиеся помочь, отзывчивые — они спиваются быстрее. Их желание угодить, расплата водкой и приводят к беде. Ко мне попадают уже люди больные. А болезни всякие бывают. И их надо лечить. Скажу больше: государство обязано их лечить! Если выпускают водку, если имеют с нее доход — должны выделять средства на лечение больных.
- Как вы считаете, можно ли на государственном уровне победить этот недуг?- Наркоманию, думаю, можно. Я не сторонница казней, но в Азии, к примеру, ситуация совсем другая. В чем-то можно было там поучиться...
- Что самое трудное в вашей работе?- Наверное, как и у каждого доктора - смерть пациента. У нас это не слишком часто случается, мы не реанимация, но бывает. И с каждым годом, к сожалению, смертей все больше и больше. Вот что самое страшное для доктора. Когда у меня умерла первая пациентка — я буду ее помнить всю жизнь — женщина из Кулебак, я плакала неделю. Как по родной плакала. Я искала, копалась в литературе — что я могла сделать и не сделала?! Поедом себя ела...
Очень тяжело, когда умирают молодые, в полном сознании. Он смотрит на тебя, а в глазах мольба: «Елена Николаевна, помоги!» А ты ничего не можешь... В последнее время большинство пациентов умирают от цирроза печени, и здесь уже никто ничего не сделает.
- Не для кого не секрет, что ваших пациентов вылечить нельзя. И как тогда?- Вылечить нельзя. Но это не значит, что у них нет выхода. Этот человек будет всю жизнь алкоголиком или наркоманом, увы. Но пути-то у него два. Он может и дальше пить, колоться, а может полностью отказаться от пагубной привычки и начать вполне человеческую жизнь. А мы можем ему помочь в этом, повлиять на него. Во-первых, очистить организм от токсинов, снять тягу к спиртному. А во-вторых, находясь здесь, видя последствия алкоголизма или наркомании, человек понимает, что его ждет. Самые тяжелые у нас лежат в изоляторе, их никто не видит, ни родные, ни другие пациенты. Но порой очень действенно показать: вот, смотри, Человек лежит, он молодой, ему около 30, и он сам не ест, не пьет, ему надо менять памперсы, он в пролежнях, потому что поражены все периферические нервы, поражен головной мозг... Он - растение, за которым надо ухаживать. И у увидевшего всю эту картину иногда случается шок. Это мое будущее! Это будет и со мной! С таких мыслей начинается спасение.
- Существует ли панацея? Палочка волшебная, слова какие, заговоры?- Нет волшебных палочек. Панацея только в мозгах самого пациента. Если он захочет — он выберется. Приведу пример: человек закодировался и считает дни: вот кодировка кончится и я напьюсь! Здесь хорошего не будет А есть другие, те, кто забывают свой срок кодирования. Он живет, он наслаждается жизнью, он изменил систему ценностей, он учится, работает, женился, у него семья. Я не скажу, что у него никогда срыва не будет, но человек понял вкус нормальной жизни. И таких пациентов все больше.
- То есть это не расхожее клише, что быть здоровым модно?- Как практикующий врач вам говорю: это тенденция. Во время профосмотров я вижу много молодых людей, которые не пьют, не употребляют наркотики. Многие даже не курят. Спрашиваешь их, а они рассказывают, что занимаются спортом, ходят в походы, кто-то строит дом, кто-то работает с детьми. Так что я с удовлетворением замечаю: быть здоровым действительно модно!
- Спасибо вам большое за ваш труд! Пусть и в профессиональный праздник, и в любой другой день ваши дежурства будут спокойными!