Александр Завидов – человек неординарный, целеустремлённый, коммуникабельный. Знает, чего хочет, и твёрдо идёт к своей цели.Ещё недавно он был директором салона «Автосити», а сегодня руководит музыкальным коллективом COVER ORCHESTRA. О жизни и о том, как он решился сменить сферу деятельности, мы и поговорили с ним.
– Каждый человек в какой-то период своей жизни задумывается, для чего он пришёл в этот мир. Ваша миссия на земле?– Прожить счастливую жизнь и поделиться этим счастьем с окружающими. Воспитать в этом счастливом состоянии детей, не только своих, но и всех, которых знаешь.
– Что, по-Вашему, сыграло решающую роль в том, как сложилась Ваша судьба? Вы сами её делали, или что-то Вас вело?
– Я рос в советской семье учителей. А у детей преподавателей особая судьба. Мы были зажаты в определённые рамки. Выбор профессии и института сделали за меня родители. И лет до 30-ти я шёл не совсем тем путём, можно сказать, что занимался не своим делом. К работе подходил ответственно и делал всё правильно, так как всю жизнь был отличником. Но в плане направленности – это было не моё. А это серьёзный кризис.
В 30 лет я встретил чудесного человека – Наташу, которая стала моей женой, и у нас родился замечательный и непростой ребёнок. Благодаря этому жизнь изменилась и стала более насыщенной и наполненной, появились душевные ответы. До этого я жил как-то механически, и то, что не моё, терпеливо сносил. С появлением семьи понял, ради чего жить. Но в профессиональной деятельности я чувствовал, что не реализуюсь. Стал читать книги на эту тему, и постепенно выработал для себя стратегию, что до 45-48 лет надо определиться и заняться своим делом, а не только денежку зарабатывать. Пришёл к выводу: заниматься нелюбимым делом – опасно.
– А как Вы попали в «Автосити»?– История простая. Люди современного общества часто меняют профессию и место работы. И это не означает, что они лодыри, просто реалии жизни таковы. Работал в ООО «ВМЗ-Сервис» на участке вентиляции, кондиционирования и противопожарной автоматики. Но его закрыли. Я нашёл другую работу – руководителя дилерского центра «Рено». Это был первый салон иномарок в Выксе, он только открывался. Обычно в таких городах, как наш, с населением менее 200 тыс., их не строят, но французским инвесторам он очень понравился. Вот отсюда и началась автомобильная тема. Бизнес не убыточный, но дохода приносил мало. А заниматься тем, что не приносит прибыли, я считаю, неправильно. Тогда я принял решение уйти и нашёл новую работу. Меня взяли начальником сборочного производства на завод ДЗМО. В один прекрасный день мне позвонил старый знакомый и предложил стать генеральным и директором компании «Альфа-М». Я согласился, потому что на тот момент мне это было интересно.
– Но со временем Вы поменяли сферу деятельности. Почему выбрали именно музыку?– От природы всегда был слух, музыкальная память. В обычной школе эти способности не были востребованы. В музыкальной я не учился. В институте у нас был замечательный джаз-роковый коллектив, в котором когда-то начинал Георгий Гаранян, очень интересный джазовый музыкант. И как-то друзья привели меня послушать его, мне тогда джаз-рок понравился. Своеобразное направление музыки, сочетающее джазовую импровизацию и рок, очень ритмичное, с живыми духовыми инструментами. Тромбоны, трубы, а саксофонов не хватало, и приятель предложил: «Давай на них научимся играть». Я согласился, и мы стали ходить на занятия. Потом друг бросил, а мне всё настолько понравилось, что я продолжал заниматься. Меня взяли в группу, на тот момент я научился играть три ноты: ми, фа, фа#, из которых состояла моя партия. Инструмент, старый немецкий саксофон-альт, достался от Гараняна, он когда-то начинал на нём. На выступлениях меня выпускали на два произведения, и я стройно играл свои ноты.
Вскоре меня забрали в армию, попал под Читу. В войсковой части вывели нас, молодых, из строя и спросили: «Музыканты есть?». Все шагнули вперёд, но из всех музыкантов взяли лишь меня, так как я играл на саксофоне. Дали инструмент, я с перепугу сыграл гамму до-мажор, и меня взяли в оркестр. Вот там, в доблестной советской армии, из меня и сделали музыканта.
– А кто больше всего повлиял на Ваше становление как музыканта?– В армии был майор Геннадий Долматов, жёсткий человек, кроме мата и музыкальных терминов солдаты ничего больше не слышали от него. Но он обладал великолепным чувством юмора, и когда ругал кого-нибудь, то было не столько страшно, сколько смешно. Благодаря его жёсткости за считанные месяцы появился профессионализм. Прапорщик, выдавая мне саксофон, сказал: «Ну что, Завидов, получай инструмент, только это не саксофон, а маракасы». Тряхнул, и из него полетели все клапаны. У меня была ровно неделя, чтобы починить инструмент, выучить нотную грамоту и свою партию гимна СССР.
– Я была на концерте, посвящённом памяти Николая Клочкова. Откуда Вы его знаете?– Он преподаватель моей дочери. Через неё мне стало ясно, что это за человек. Я мало с ним общался, он не был моим другом. Но этот человек занял в моей жизни обширное пространство. Мы с ним стали сотрудничать в оркестре, где он предложил мне поиграть на баритоне.
– Что для Вас музыка? Работа, искусство или способ самовыражения?
– С помощью музыки я могу быть собой. Она позволяет мне высказаться. На втором месте стоит преподавание, когда я могу что-то рассказать, чему-то научить. Это приносит мне истинное удовольствие.
– Как Вы подбираете свой репертуар?– По любви. Играем то, что нравится. Репертуар разноплановый – от классики до шансона.
– Игра каких музыкантов служит для Вас образцом и ориентиром?– Предпочтений особых нет, но есть мелодические ходы у некоторых музыкантов, которые мне нравятся. И сейчас в нашем коллективе появился интересный человек – певица Светлана Рощина. Она хорошо чувствует музыку, и я учусь этому у неё. В своей жизни я слышал многих солисток. Света – профессионал, который очень тщательно подходит к выбору репертуара, и если её саму не пробирает до мурашек, она не будет исполнять песню.
– Как Вам пришла идея организовать оркестр?– Очень просто. Когда не стало Николая Клочкова, принял решение продолжить его дело. И сейчас оркестр не только существует, но и развивается в новых направлениях.
– Что такое COVER ORCHESTRA?– COVER ORCHESTRA – это творческое объединение людей. У него нет юридического лица и никакого статуса. Возможно, со временем мы станем муниципальным оркестром, ведь нам хочется активно участвовать в жизни нашего города, быть его частью, быть востребованными. Основная же идея проекта – создать площадку для музыкантов любых жанров. Может, со временем всё это оформится в филармонию. Главная цель – чтобы живая музыка пришла к людям. В COVER ORCHESTRA есть и детский квартет, первый концерт которого состоялся в День России. Ребята выступают, и им это очень нравится.
– В чём источник вдохновения?– В семье.
– Что значит для Вас реакция зрителя? Как Вы чувствуете его?
– Реакция зрителя очень важна. Я наблюдательный и хорошо чувствую людей. Зритель – как лакмусовая бумажка, он сразу покажет, правильно ли ты играешь. Зритель всегда честен. Приведу в пример хороший стих:
Он был музыкант,
И когда он играл,
Мне было светло и больно.
Ведь он почти никогда не врал,
А если и врал, то невольно.– Какая музыка Вам интересна как слушателю?– Разная. Нравится музыка от людей с харизмой. Люблю, когда люди поют на своём родном языке, например, заслушиваюсь пением Севары Назархан, когда она исполняет народные узбекские песни. Из классики нравится хор девушек из оперы «Князь Игорь» Бородина – в исполнении Натальи Морозовой. Она живёт в Австралии, не имеет музыкального образования, но поёт классическую и народную музыку. Нравятся этнические группы, команды, которые занимаются кавер-версиями, например, наша нижегородская группа «Волга-Волга».
– Хочется спросить у вас как у человека, разбирающегося в машинах: какие авто Вы предпочитаете?– У меня нет привязанности к какой-то марке автомобиля, главное, чтобы машина ездила. Недавно читал лекцию ребятам-бизнесменам, зашла речь о машинах, о комфорте. Привёл пример с «Запорожцем», что и на нём можно прекрасно перемещаться по планете и быть счастливым. Но есть понятие личного комфорта внутри автомобиля, и у всех оно разное.
– Каковы перспективы музыки и музыкального творчества в век Интернета и информационных технологий?– Никуда не деться от быстрого развития информационных технологий, и противиться этому бессмысленно, этим надо пользоваться. Передача данных всегда помогала. Сейчас так много музыкальных программ, которые облегчают жизнь музыканту, и я их использую.
– Как Вы относитесь к соцсетям?– В личной жизни не используем, ни у одного из нас нет аккаунта. Но тем не менее без соцсетей сейчас невозможно продвижение своих идей. Количество подписчиков группы показывает, нужны мы или нет. Сейчас у нас их около 800, и это только за полгода.
– Кем Вы хотели стать в детстве?– Врачом. А если совсем в детстве, профессионально себя никем не видел. Я хотел быть папой, и сейчас этой профессией владею в совершенстве.
Ксения Ровнова. Фото Ольги Поповой