Для неосведомленных разъясняю. Бартоломе Эстебан Мурильо. Испанец. Родился в декабре 1617 года в Севилье. Умер в 1682, там же. Ведущий испанский живописец «золотого века», глава севильской школы. Великий Мурильо. Все его работы наперечет. Представляете, сколько стоит любая из них? Нас интересует картина «Два мальчика играющие в кости» которая написана Бартоломе Эстебаном Мурильо в 1670-75 годах. У него есть еще одна картина с подобным сюжетом, но с другим количеством персонажей и в нашу историю она не вписывается. Дальнейшие описываемые события происходят в моем родном городе. Не Испания. Россия. Выкса.
Г.К. Никулина. Руководитель уничтоженного в 2006-2007 году Выксунского краеведческого музея: «Работая во дворце (им.Лепсе. г.Выкса), я обратила внимание, что в кружковых комнатах есть старинные картины. Стала расспрашивать, как они там оказались. Старенький художник Аркадий Иванович Заонегин рассказал, что при открытии Дворца культуры 1 мая 1929 года из баташевского дома (с 1924 года - уездисполком) дворцу были переданы картины, старинная мебель для украшения нового Дворца труда. Мебель не сохранилась совсем, не все сохранились и картины. Во время войны во Дворце располагался госпиталь № 2838 (до 1947 года). Некоторые картины пропали. Кроме того, в 1964 году на втором этаже дворца был пожар, в огне погибли многие ценные картины. Когда я узнала об этом, то решила спасти хотя бы оставшиеся:
Мурильо. Мальчики, играющие в кости. Середина XVII века.
Теодоро Мартеллани. Венеция. Середина XVII века.
Неизвестный немецкий художник. Розы. Середина XIX века.
Неизвестный немецкий художник. Горный пейзаж. Середина XIX века.
Павел Сведомский. Римская цыганка. Середина XIX века.
Неизвестный немецкий художник. Олени на водопое. Середина XIX века.
Неизвестный художник. Стадо. Начало XIX века.
Несколько картин XX века. Я написала служебное письмо директору завода Александру Сергеевичу Вавилину с просьбой о передаче этих картин и двух китайских фарфоровых ваз из дворца в музей. Директор дал добро на приглашение эксперта для оценки картин. Наталья Викторовна Квач, реставратор из Горьковского художественного музея, осмотрев картины, сказала, что они нуждаются в небольшой реставрации. Картину "Стадо" отправили в Москву, в реставрационный центр им. И.Э. Грабаря, остальные реставрировала Наталья Викторовна на месте, в музее. В те годы это было еще бесплатно».
Итак. Выксунский краеведческий музей владел полотном всемирно известного мастера XVII века? По крайней мере, это никто не оспаривал. Что же дальше?
Г.К. Никулина: «В рамках подготовки к празднованию 250-летнего юбилея завода была разработана большая программа по благоустройству города, в том числе и капитальный ремонт Баташевского дома.
В августе 2006 года музей был закрыт, экспонаты вывезены. Часть их находится во Дворце культуры металлургов.
В настоящее время там развернута постоянно действующая выставка "Выксунские заводы в XVIII-XIX вв.".
Как сложится судьба нынешнего музея? Будем надеяться на лучшее...
В августе 2006 года музей выселили из Баташевского дома. Торопились, будто начиналось извержение вулкана. Нагнали машин и людей (детей) из ПТУ и техникума. Я вопила, кричала, всем звонила, что нельзя так обращаться с экспонатами, нужно тщательней упаковывать все. Но разве кто слушал. Город с заводом отношения не хотел портить. Ведь завод кормил весь город (налоги).
Руководитель проекта Анжелика Сергеевна Панина (проект подготовки к 250-летию завода, в рамках которого предусматривался капитальный ремонт Баташевского дома) торопила быстрей освобождать помещения, потому что турецкая компания "Гама", с которой был заключен договор на ремонт, выставляет за каждый день простоя неустойку.
Как над бедными экспонатами издевались...
Самые ценные сложили в двух комнатах Дворца культуры им. И.И. Лепсе на втором этаже. Одна комната на первом этаже была полностью забита, ни к чему не подступиться. Часть экспонатов была сложена на 277-м складе на территории завода, в АКК 3-го трубного цеха (ТЭСЦ № 3). Бревна избы, мебель, деревянные бра и люстры из дома, огромные панно сложены на складе мебельного цеха. Мебель из кабинета Сухово-Кобылина сначала была на заводе, в подвале ремонтно-строительного цеха, где не было обеспечено необходимых условий хранения. Сейчас она в подвале Дворца культуры. Конечно, в таком виде в экспозиции она не нужна, так же как и все макеты и модели. Весной 2007 года на втором этаже Дворца им И.И.Лепсе также начали капитальный ремонт. Музей - хоть на улицу. Я побежала к начальнику управления культуры, решили перевезти основную часть в Дом книги в холл на первом этаже (там холодно, сыро, все время подтекала канализация). Бедные экспонаты в коробках - сколько раз их с места на место перетаскивали.
Здесь музей был ровно год - с марта 2007 по март 2008 года. Сюда еще ходили экскурсии - все-таки сделали мы маленькую экспозицию по основанию заводов. Совместно с библиотекой проводились мероприятия в читальном зале.
Весной 2008 года музей перенесли во дворец. Где он сейчас, вы знаете.
Главный парадокс в том, что после того, как вывезли музей, через две недели выяснилось, что у турок нет лицензии на внутренние работы. Они сделали фасад. А внутри поковыряли - это называется реставрация. Вы все это видели весной. В таком же виде и сейчас. Отопления нет третью зиму. Только времянки, и то не везде. А недавно случилось еще более парадоксальное: директор усадебно-промышленного комплекса "Дом Баташевых-Шепелевых" А.С. Панина в августе сократила Ольгу Николаевну Громову - единственного оставшегося музейщика. Громова работала в музее с 1992 года, пришла 17-летней после окончания школы. Конечно, за 18 лет работы она многому научилась, почти каждый год ездила на курсы. Мало того, что Панина сама дилетант в музейном деле, так и сотрудники ее тоже далеки от этой профессии».
Вот так все происходило несколько лет назад. На мой взгляд- идеальные условия для разбазаривания музейного имущества. Зачистили даже сотрудников знавших «в лицо» всю коллекцию краеведческого музея. Кстати, имущество это являлось, да и сейчас является муниципальной собственностью. То есть нашей с вами.
Каких- либо решений о передаче коллекции Выксунского краеведческого музея в собственность министерству черной металлургии или новых хозяев завода нет.
Да и быть не может. Здание музея- да, его передали на баланс завода, с единственной целью- снижение финансовой нагрузки на местный бюджет. Логичное решение, учитывая порядочность и патриотизм представителей договаривающихся сторон. (Решение 255 от 28.05.1985 исполнительного комитета Выксунского городского совета народных депутатов) В связи с этим дополнительный вопрос. Почему городские власти отказываются получать деньги за аренду, прокат, использование (назовите как хотите) своего имущества? По-моему тут как раз есть чем заняться сотрудникам прокуратуры.
Обращаю ваше внимание, что при перемещении музейных ценностей представители ВМЗ-ОМК ни на секунду не усомнились в подлинности музейных экспонатов.
Закончена «реставрация». Открыты залы с экспозициями Выксунского усадебно-промышленного комплекса. По новомодному создан сайт. И вот тут начинаются чудеса. Картина великого Мурильо «Мальчики играющие в кости» середины XVII века становится картиной неизвестного художника XIX века. Вот что нам демонстрируют в Выксунском усадебно-промышленном комплексе.
А вот изображение работы великого испанского художника XVII века Бартоломе Эстебана Мурильо.
Выводы сделаете сами?
Владимир КоролевМурильо. Выксунский детектив. Часть 2.