О бизнесвумен и о женщинах, которые коня на скаку остановят и в горящую избу войдут, мы в преддверии Международного женского дня уже писали не раз. А в этом году захотелось говорить о возвышенном, трепетном, почти неземном. И моей собеседницей стала юная пианистка, подающая большие надежды. Справедливости ради замечу, что Ольга Таран, несмотря на нежный возраст, девушка очень серьезная, рассудительная, знающая, к чему стремиться.
- Ольга, расскажи немного о себе.- Мне 13 лет. Я ученица 7 «А» класса средней общеобразовательной школы №3. Родилась на Севере нашей бескрайней Родины, в Инте. По семейным обстоятельствам нам пришлось переехать в Выксу. В возрасте 5,5 лет поступила в Выксунскую детскую музыкальную школу на отделение фортепиано, в подготовительный класс. И вот уже 8 лет как посвятила себя высокому искусству (улыбается).
- Почему твой выбор пал именно на этот музыкальный инструмент?- В нашей семье все имеют музыкальное образование. Исключением стала мама, но она у нас выступает, как правило, в роли благодарного слушателя или группы поддержки. Моя старшая сестра и два брата играли на фортепиано. Когда Алена садилась за инструмент, у меня возникало огромное желание «копировать» ее. Я пыталась воспроизвести за ней движения, мелодию, наобум нажимала на клавиши. Может быть, что-то, отдаленно напоминающее музыку, и получалось, но главное - мне это занятие было по душе. Родители, не раздумывая, отдали меня в музыкальную школу, в подготовительный класс. Здесь я начала постигать азы игры на пианино. И ни разу не пожалела о своем выборе.
- Чего за это время удалось достичь? - Пожалуй, самое высокое достижение — это участие в 2013 году в Международном конкурсе юных пианистов «Морская волна». Проходил он в Анапе. Мне тогда было одиннадцать лет. Я неплохо сыграла, но допустила небольшую досадную ошибку - чуть-чуть соскочили пальцы с клавиш... А потом я еще забыла поклониться публике. Несмотря на это, я прошла первый, второй туры, вышла в финал, и в итоге заняла третье место. Мой преподаватель Татьяна Анатольевна Абрамова была мной очень довольна. Кроме того, я практически всегда получаю звание лауреата на областных конкурсах.
- О чем ты думаешь, что чувствуешь, выходя на сцену? - Волнение, в любом случае, присутствует, начинают потеть руки, а из-за этого бывает, что соскальзывают пальцы. Если профессиональные штангисты перед выходом на помост наносят на руки тальк, то я обрабатываю их известкой. Когда играю, я растворяюсь в музыке, радуюсь в этот момент жизни, а не думаю, на какую клавишу надо нажать – срабатывает мышечная память рук. Я играю в свое удовольствие. В конце прошлого года в музыкальной школе на Дружбе у меня состоялся первый сольный концерт. В репертуаре были порядка десяти виртуозных пьес и этюдов. Не скрою, очень волновалась, что дух захватывало. В марте намечается еще один сольный концерт, но уже в стенах родной школы.
- Какой музыке, каким композиторам отдаешь предпочтение?- Бесспорно мировой классике. Наверное, я даже не столько обращаю внимание на фамилию композитора, сколько на само произведение. Мне очень нравятся быстрые, виртуозные этюды и пьесы. Они очень хорошо развивают моторику пальцев, заставляют руки бегать по клавишам с бешеной скоростью. Вместе с ними набирает обороты сердце и начинает биться в такт музыке. Иногда мне по душе и плавная, воздушная, струящаяся музыка. Когда на конкурсе надо сыграть оба этих «жанра», то порой бывает трудно переключиться с быстрого на медленный.
- Кто для тебя является самым строгим критиком, и чья оценка для тебя важна? - Конечно же, мой учитель. Татьяна Анатольевна придирается к каждой нотке. Казалось бы, я все сыграла безупречно, но она обязательно найдет, за что можно зацепиться. Этот человек все стремится довести до идеала. К ее мнению я стараюсь прислушиваться. Когда возникают трудности, например, в исполнении виртуозного произведения, спрашиваю у нее совета. Татьяна Анатольевна всегда мне помогает. К примеру, чтобы пальцы не «заплетались», не теряли беглости, она показывает новые упражнения. Надо сказать, что Татьяна Анатольевна - педагог-трудоголик, она полностью выкладывается на работе и готова заниматься с учениками даже в праздничные и выходные дни. С одной стороны, это хорошо, я меньше волнуюсь на конкурсах. Но иногда, как и всем людям, скажу честно, хочется отдохнуть.
- Чтобы добиться результатов, сколько приходится корпеть над инструментом? - Если произведение нравится, то особых усилий прикладывать не не надо. Сидишь и в свое удовольствие играешь. Если же произведение на меня не произвело впечатления, то я сразу
об этом говорю, что играть его не буду. Татьяна Анатольевна, к счастью. понимает меня.
- Ольга, ты учишься в двух школах, ездишь на конкурсы, готовишься к ним. А свободное время у тебя бывает? И, может быть есть еще какое-нибудь хобби?- Я стараюсь все успеть, всегда нахожу время на общение с друзьями. А еще люблю рисовать, особенно лошадей. В живописи, я, конечно, дилетант, но мне очень нравится. Все началось тоже с детства, мне было года три. Сначала эти грациозные животные изображались мной на листе бумаги в виде соединенных между собой геометрических фигур — кружочков, овалов, квадратов. Позднее стали вырисовываться уже нужные контуры. Сейчас, если хорошо постараться, то изображение похоже на настоящую лошадь. Многие друзья интересуются, почему люблю рисовать именно это животное? Я все сваливаю на год своего рождения, 2002 — год Лошади.
На самом деле это очень милые существа. Смотришь им в глаза, а в них таится какая-то загадка.
- У тебя есть пример для подражания, ты хотела бы играть как выдающиеся пианисты? - Может быть, кому-то покажется смелым мое заявление, но я хочу играть, как это вижу и чувствую. В музыке для меня нет эталонов. И сколько бы мой педагог ни говорила мне исправить, выровнять отдельные моменты или, напротив, сделать акцент, я все равно играю по-своему.
- Играть в оркестре приходилось? - Нет, но я не против попробовать что-то новенькое. Думаю, что это небезынтересное занятие и для развития не помешало бы. А вот аккомпанировать виолончели в четвертом классе случалось. Произведения были несложные, но в дуэте звучали красиво.
- Сама музыку сочиняешь?- Пару раз было. Мотивы, правда, получились примитивные, коротенькие, но звучали (как мне кажется) красиво. Еще для гитары пыталась немного придумывать.
- Если в нескольких словах сказать, что такое для тебя музыка и помогает ли она тебе в жизни?- Это мой вечный спутник! Я постоянно с музыкой — неважно, готовлю ли я еду или делаю домашние задания. Безусловно, она помогает мне. Музыка вдохновляет, не дает сломаться. Ведь в жизни бывают сложные периоды, когда ты находишься на грани депрессии, но включаешь музыку и понимаешь: ничего трудного, все прекрасно!
- «Звездной» болезнью уже страдаешь?- Нет, наоборот, критикую себя: какая бездарность, многое еще не получается! Хотя родители рады моим успехам. Может быть, я и играю лучше, чем другие, но до идеала мне еще расти и расти.
- Какой, по-твоему, должна быть девушка, и есть ли человек, на которого ты хотела быть похожей?- Я самобытная. Но точно уверена, что девушка должна быть мягкой, ласковой, хрупкой, светлой душой. Хотя знаю, что по жизни придется быть сильной. Придется столкнуться со многими трудностями, с которыми нужно будет справляться самой.
- Пользуясь случаем, не могу не спросить, а что ты вкладываешь в понятие счастья?- Это когда тебя понимают, когда ты можешь рассказать о своей проблеме и тебя обязательно поддержат, дадут нужный совет.
- Думаешь ли продолжать музыкальное образование, и какой старт может дать Выкса будущему музыканту?- Я еще два года планирую учиться в ДМШ, а потом хочу поступить в Арзамасский музыкальный колледж. Дальше решу, идти ли дальше по музыкальной стезе. Надеюсь, жизнь покажет, хотя мой папа советует двигаться, развиваться дальше.
К сожалению, в Выксе не так уважают классическую музыку, как, например, в Москве или Санкт-Петербурге...
Мне понятны сожаления Ольги, но, думаю, положение дел удастся исправить, раз в нашем округе подрастают такие дарования. Кому, как не им, предстоит приобщать выксунцев к прекрасному!
Наталья Фоминых