Совсем недавно мне довелось познакомиться с искусством, создаваемым двумя мастерами — природой и человеком. Называется оно корнепластика. Неказистые, на первый взгляд, но причудливо переплетенные корни, ветки, сучья, капы деревьев выксунец Андрей Гуцев превращает в настоящие шедевры. Необычные скульптуры, созданные природой и подмеченные внимательным взором художника, а затем доработанные им, радуют глаз и поражают своей недосказанностью. Андрей Гуцев — участник «Ярмарки ремесел», которая еженедельно, по выходным дням, проходит в городском парке КиО. Его работы также выставляются в информационно-туристическом центре. И, главное, два друга, Андрей Гуцев и Игорь Желтиков, стали участниками уникального мероприятия - фестиваля деревянных скульптур, буквально преобразившего парк.
В день нашей встречи Андрей успел побывать в лесу. Погода была на редкость мерзопакостной, шел проливной дождь. Удивительно, но эти нюансы не отменили очередной поездки мастера за исходными материалами для своих будущих работ. Машина была загружена ветками, бревнами, корнями. В общем, для человека, мало разбирающегося в корнепластике, попросту скажем - мусором. Мне, например, в голову приходил только один вопрос: что же можно сделать из этих невзрачных, сырых, темных деревяшек? Ответ нашла, когда побывала у Андрея дома. Доведенные до ума «деревяшки» отлично вписывались в интерьер и экстерьер дома, беседки, приусадебного участка. Полет фантазии мастера оказался безграничным: подставки для цветов, рамы для зеркал и картин, журнальные столики, вазы для цветов, стулья, кресла, столы, разделочные доски, лопаточки, подставки, люстры. На приусадебном участке, если внимательно присмотреться, можно обнаружить и птиц лесных, и зверей. Даже аншлаг на доме и почтовый ящик мастер сделал своими руками в технике корнепластики. Правда, последним мне полюбоваться не удалось, на него недавно нашлись покупатели.
Андрей по профессии электромонтажник. Необычным хобби, которое переросло в основной вид деятельности, он стал заниматься примерно четыре года назад. Увлечение оказалось неслучайным. Еще в школьные годы Андрей посещал кружок резьбы по дереву. Вспомнил этот факт из своей автобиографии и решил снова попробовать свои силы. Занятие пришлось по душе. Азы корнепластики он перенимал у Игоря Желтикова. Когда-то, по словам Андрея, молодые люди вместе работали, подружились, а теперь стали и компаньонами. А вот своими учениками Андрей еще не обзавелся.
Работает мастер со всеми породами деревьев, не расставляя приоритетов. В последнее время, признается Андрей, есть спрос на можжевельник, имеющий интересную структуру и приятный запах. Красивую структуру имеет вяз, к тому же на нем вырастают необычной формы чаши (капы). Дуб является крепким, сильным деревом. На заготовки для корнепластики идут сухостойные деревья, а также с мест горельников после лесных пожарищ 2010 года. Отличным материалом являются корни, которые, по мнению многих, засоряют лес. Они имеют наиболее интересную форму, которая зависит от породы дерева и от условий произрастания. Чем больше преград и препятствий встречается на его пути, тем необычнее и выразительней форма корня. Из веток получаются различные фигурки людей и животных, можно также, например, сделать вешалку, дверную ручку, подсвечник, светильник и многое другое. «Беру то, что нравится», - признается Андрей. Самое сложное, на взгляд мастера, — привезти все нужное из леса. Получается, что мастера корнепластики создают шедевры, а одновременно с этим являются и санитарами леса. По словам собеседника, прогулка по лесу - не только работа, но еще и хороший повод подышать свежим воздухом, набрать корзинку грибов и ягод.
Надо сказать, что жена Елена с пониманием относится к хобби мужа. Даже шутит по этому поводу: «Ну куда же от него (мужа) денешься?»
Первую свою работу Андрей не помнит, на его счету их тысячи, и каждая из них эксклюзивна. Но пока, как отмечает автор, приходится больше делать для себя или друзьям и близким в подарок. К сожалению, всем все нравится, но работы мало кто приобретает. И тут же берет меня, как говорят, на слабо: «Вы бы вот купили стул и стол, за которым сейчас сидите?»
«Почему бы и нет?» - отвечаю я и начинаю размышлять вслух: «Настоящее дерево, необычная спинка в виде кленового листка... Стол вообще выше всяких похвал. Одна столешница чего только стоит!» Объясню для тех, кто не видел: собрана она в виде мозаики из срезов разных пород деревьев: яблони, паслена, дуба, вяза, можжевельника, которая крепится к массивной и необыкновенно красивой ножке из сосны. Породы дерева, конечно, называет мастер, и даже этот факт поразителен: Андрей, как истинный профессионал, смог каждое дерево определить по срезу в готовом изделии.
Собеседник поясняет, что, как правило, покупателей отпугивает цена. Но не стоит забывать, что ручная работа всегда предполагает более высокую стоимость, в отличие от штамповки. Парадокс, но порой мастеру приходится даже больше потратиться на расходные материалы, чем потом выручить за созданный шедевр. В основном Андрей делает крупногабаритные вещи. «С мелочовкой чего возиться?..» -пожимает плачами. На выполнение заказа уходит недели две. Все зависит от того, какой материал есть в наличии и что закажут. Как показывает практика, обычно люди сами не знают, чего хотят, полагаются на вкус мастера. У Андрея же с креативом проблем нет. Приступая к работе, он заведомо знает, что будет делать, и примерно представляет, как будет выглядеть будущий шедевр.
Интересуюсь: какие инструменты должны быть в арсенале мастера по корнепластике? Это болгарка, объясняет Андрей, лобзик, фуганок, рубанок, циркулярная бензопила, компрессор. Казалось бы, ничего необычного. Но каждый ли сможет превратить лесную находку в произведение искусства? На это собеседник, умаляя свои способности, отвечает, что это по плечу, пожалуй, каждому, здесь особых талантов не нужно.
Мастер также уверен, что самая интересная работа у него еще впереди, а необычное хобби не наскучит ему еще долго, скорее всего, он им будет заниматься на протяжении всей жизни.
Удивлялась мастерству Наталья Фоминых