Слово «вокал» происходит от итальянского «воче», то есть голос. Всё же сам голос является лишь инструментом: в процессе пения принимает участие не только звук, но и, что не менее важно, осмысленное слово.Пение – довольно сложный процесс, затрагивающий определённые образы в воображении и отражающий наше эмоциональное состояние. Вокальное искусство – самый популярный, любимый и распространённый вид музыкального творчества. И в Выксе тоже есть достойные его представители. Сегодня герой нашей рубрики «Званый гость» – Владислав Биткин, певец, солист, педагог, человек, голос которого знаком, пожалуй, каждому выксунцу. Наша беседа оказалась настолько душевной, что стало понятно, почему пение этого человека хочется слушать снова и снова: всему «виной» мощная энергетика и какое-то особенное тепло. Он буквально с первых минут расположил к себе, а наш разговор и вправду «лился» точно песня…
– Владислав Владимирович, где Вы родились?– В Выксе, как сейчас говорят, в интеллигентной семье: мама, Алевтина Алексеевна, всю жизнь преподавала историю и эстетику; папа, Владимир Васильевич, работал инженером железнодорожного цеха ВМЗ.
– А кем Вы хотели стать в детстве?– Отец всю жизнь трудился на тепловозах, и я хотел пойти по его стопам. Даже первый вуз был железнодорожный. Папа часто пел, и мы с братом пели вместе с ним.
- Опишите себя в общих словах.– Сложный вопрос… Какой я? Ну, наверное, я сам себя не устраиваю! (Смеётся).
– Когда Вы начали петь?– С детства. У бабушки всегда было включено радио. Целыми днями звучали оперные концерты и спектакли, трансляции из Колонного зала Дома Союзов. Пели и отец с бабушкой. И как-то это всё наложило свой отпечаток. А ещё у нас в детском саду были хорошие музыкальные руководители и культивировалось такое направление: создавались небольшие оркестрики, где мы играли на ксилофонах, духовых гармошках, аккордеончиках. В те годы процентов 50 детей учились в музыкальной школе. После уроков в общеобразовательной школе все бегали с нотными папочками в «музыкалку». Я – не исключение. Моим педагогом был Виктор Константинович Володин, хороший музыкант и учитель, он здорово играл на баяне. А после того как голос «сломался», пением занялся уже серьёзней. Освоил гитару. Играли с другом песни Высоцкого, стирая пальцы до мозолей. Появлялась и новая музыка. А вообще, сколько себя помню, пел всегда.
– Легко ли овладеть основами вокальной техники?– Я уверен – это или дано, или не дано. Если человек поёт, у него рот не закрывается: он идёт – поёт, едет – поёт, что-то делает – поёт. Это состояние души. Это от корней идёт.
– Какая музыка Вас сформировала?– Думаю, что всё-таки народная. Я в своё время слушал очень много народных песен в исполнении Сергея Лемешева, хора Пятницкого, Марии Мордасовой. По телевизору транслировались музыкальные программы под названием «Дни Грузии в России», «Дни Молдавии в России» и т.д. Можно было включить и послушать целый концерт. Какие прекрасные образцы вокального исполнения! Один только Евгений Беляев, тенор, солист Ансамбля песни и пляски им. Александрова, чего стоил. Это впечатляло. Живой аккомпанемент, голос… В то время были настоящие ПЕВЦЫ. Вспомните – Муслим Магомаев, Юрий Гуляев, Борис Штоколов, Валерий Ободзинский... Для них писали потрясающие композиторы и удивительные поэты: Арно Бабаджанян, Александра Пахмутова, Николай Доб-ронравов, Роберт Рождественский. Гениальные тексты, гениальная музыка, гениальное исполнение. И живут эти произведения до сих пор потому, что они были написаны с большим духовным посылом.
– Что Вы чувствуете, когда поёте: стараетесь передать образ «оригинала» или добавляете что-то своё?– Конечно, ориентироваться на эталоны нужно, но я абсолютно уверен, что нельзя склоняться к подражанию, нужно обязательно привносить своё и пропускать материал через себя. Каждая песня – моно-спектакль. Это маленькая история: есть начало, кульминация и завершение. Она не должна быть монотонна, она энергетически обязана быть разной. Ты должен рассказать эту историю, и рассказать – интересно. Поэтому необходимы и актёрское мастерство, и культура звука, и культура слова, важно даже то, как человек одет. Ты должен донести всё это достойно. Только совместно всё работает. Безусловно, это сложно, но к этому нужно стремиться.
– Ваша любимая песня?– Люблю слушать Лучано Паваротти. Иной раз «кайфуешь» от джазовой музыки, или в памяти всплывает ария из оперы. Всё бывает по-разному: вот в данную минуту хочется чувствовать именно этот «аромат». По настроению, приоритетов нет.
– Кто привил Вам любовь к вокалу, кого Вы можете назвать своим учителем?– Это, безусловно, Владимир Христофорович Хачатуров. Он преподавал в училище. В консерватории учился у замечательного педагога Александра Алексеевича Сакулина, знаменитого оперного баса. Быстро освоить вокал нельзя. Это вопрос не месяцев, а лет. Не нужно останавливаться на достигнутом, необходимо стремиться совершенствоваться постоянно.
– Практически каждый выксунец знает Ваше имя. Как Вы к этому относитесь и какими своими достижениями гордитесь?– Я знаю людей покруче! (Смеётся). По-моему, так говорил Пушкин: «И брань, и похвалу приемлю равнодушно…». Мне кажется, что каких-то особых достижений нет – успехи бывают, я им радуюсь. Одним из таких является сотрудничество с Нижегородской хоровой капеллой (художественный руководитель Борис Мокеев, дирижёр Иван Стольников): были проекты, где я принимал участие как солист хора. Запоминающимся был успех в 1999 году: в Москве я участвовал на радио «Говорит Москва» в конкурсе «Радио-аукцион». Это было состязание молодых эстрадных исполнителей. Голосование за песню шло среди слушателей. Я набрал самое большое количество голосов и получил Гран-при.
– Что нужно, чтобы быть «в голосе»?– Однозначно не курить – это сильно отражается на голосе. Перед концертом не надо есть орехи, семечки, продукты, которые вяжут. Лучше попить тёплого чая или кофе.
– А в душе поёте?– В душе для души?! Сейчас нет! Вот когда мы были чуть моложе!.. (Смеётся).
– Есть ли у Вас талисман?– Не знаю, насколько это талисман – есть памятное кресло. Его сделал из дуба мой прадед. В нём сидели прабабушка, бабушка, мы мальчишками, а сейчас в нём сидят уже мои дети – ручки кресла отполированы поколениями. Талисман это или нет, но для меня символично.
– Способность, которой бы Вы хотели обладать?– Даже не знаю! (Долго думает). Есть такие люди, шахматисты, которые просчитывают ситуацию на несколько ходов вперёд. Полезно было бы обладать таким качеством.
– Как Вы боретесь со стрессами?– (Улыбается). Это однозначно не алкоголь. Наверное, использую умение абстрагироваться, поставить некий заслон, или вспомнить что-нибудь хорошее.
– Какие качества не приемлете в людях?– Тяжёлый вопрос. Я не люблю, когда люди, за счёт какого-то панибратского отношения, пытаются быть выше, принижая другого.
– Как проводите свободное время?– Если бы оно ещё было! Поехать куда-нибудь отдохнуть и получить эмоции, которые потом живут годами – вот это было бы здорово!
– Вы любите тишину?– Лучшая музыка – это тишина.
– Какая мелодия созвучна с мелодией Вашей души?– Боже мой! Я скажу так – Моцарт, симфония №40. (Начинает напевать).
– Откуда черпаете вдохновение?– Иной раз едешь куда-нибудь, смотришь вокруг – солнце, небо, ребёнок улыбается, и думаешь – как здорово-то! Вот эти случайные жизненные наблюдения и заряжают энергией. Артист на сцене – это особое состояние. Ты должен раскрыть каждый образ, каждый характер. Любая песня требует определённого энергетического посыла. Чем больше ты отдаёшь, тем больше получаешь. И когда артист это понимает, он ещё и ещё отправляет в зал этот посыл, чувствуя, как в ответ идёт такое же тепло…
Ольга Попова. Фото автора