Обзор газеты "Выксунский Рабочий" о встрече исполнительного директора ВМЗ с детьми:
*не пропустите видеоверсию от "ВВ" на этой неделе!Один из самых интересных мастер-классов для участников второго форума «Мы сами!» провёл исполнительный директор ВМЗ Сергей Филиппов.
В основу беседы с форумчанами легла его биография. Но в том и соль: чтобы понять профессию «директор», нужно понимать, с чего начинали люди, уже добившиеся успеха своими силами на ими же выбранном поприще.
Саянский, Новокузнецкий, Красноярский, Братский алюминиевые заводы, металлургический комбинат «Носта» – опыт на руководящих должностях впечатляет. А всё началось с того, что юноша, родившийся в Усть-Каменогорске, когда-то решил, что жить как родители (работа-дом-работа) не для него, хотелось повидать другие города, мир… Мечталось стать директором и чтобы не в кабинете, а прямо на месте управлять огромной производственной машиной. Мечта, а точнее, чётко поставленная цель, была достигнута. Сергей Викторович на мастер-классе рассказал и об этом, и о...
Поступление в институтВ Ленинград поступать поехали с другом. На вступительных экзаменах я сочинение на «пять» написал, а он на «два». Но мы же друзья, вот и в деревню возвратились вместе, несмотря на то, что поступить бы я мог. А потом так получилось, что меня в армию забрали, а его – нет. Отслужив в армии (по-честному, матери даже отсылали благодарственное письмо из части. Я вообще считал, что отслужить надо), приехал в свою деревню. Друг уже не хочет учиться в Ленинграде – здесь устроился, о женитьбе думает…
А я поступил. В тот же горный институт, куда сдавал вступительные в первый раз. И стал одним из лучших в вузе (это после деревенской-то школы).
Спорт по жизниИ в армии, и до, и после неё занимался каратэ. В Северной столице пять лет ходил в подпольную (тогда они были запрещены) школу – удалось достать рекомендацию. Всё время в ночную смену – днём учился, да и подрабатывал. Больше всего удавалось заработать, когда разгружали сухогрузы в порту.
Спорт, каратэ – значительное явление в моей жизни. Именно по этому вопросу я периодически бываю в Японии. И даже не знаю, какая часть моей жизни больше – директорская или спортивная. Сейчас у меня чёрный пояс. Я являюсь вице-президентом Федерации Кекушин Каратэ России, координатором Сибирского региона.
Первые шагиДва года проработал на Саянском алюминиевом заводе электролизником, потом – мастером смены. А хотел быть директором. Да, я очень быстро стал старшим мастером, но понимал, что всё – это мой потолок, потому что никакого «блата» идти дальше нет. В 94-м на завод пришёл Дерипаска, а он ценил дела. За четыре года я прошёл путь от старшего мастера до директора завода.
Что нужно для того, чтобы стать директором
Если всё подытожить… Очень тяжело вырваться, но я на собственном примере доказал, что возможно. Главное – желание. И ему вы должны полностью подчинить свою жизнь. Останавливаться нельзя. Не менее сложно удержаться на посту – ежедневно доказывать, что ты на своём месте. Люди, как правило, твоей работы не видят. Я работаю семь дней в неделю. Чтобы быть успешным, нужно держать своё слово, работать только для хороших людей и не тратить нервы на остальных (на роль «перевоспитателя» я не гожусь).
Либо ты работаешь, либо не работаешьВ 6.30 я уже на заводе. По громкой связи слушаю рапорт диспетчера. В 7.00 иду по заводу, причём туда, где меня не ждут, и сразу вижу то, чего видеть не должен... Потом – селекторное совещание. С 10 до 11 часов занимаюсь в спортивной комнате. Дальше день расписан буквально по минутам. К 19.30 стараюсь все дела закончить.
– Нравится ли быть директором здесь?– Нравится – это когда видишь результаты труда, ощутимых на данный момент нет – нет и удовлетворения. В Братске был великолепный коллектив в четыре тысячи человек, где я знал каждого – столько лет его собирал.
– Почему ушли?– На БрАЗе я проработал восемь лет. Это самый крупный алюминиевый завод в мире. Долго работать там просто нельзя – тяжело, тебя ломает: аварии, несчастные случаи, порой смертельные. Когда ездил в Москву, просился на завод в Красноярске – удобно было бы домой ездить. Тут пришло приглашение от ОМК.
– Какие проблемы на нашем заводе?– На ВМЗ проблем много, но нет такой, которую нельзя было бы решить. Не хватает хороших управленцев. Раньше всё шло по накатанной: совещание за совещанием, вся работа – производственное совещание. Но здесь не всё так просто.
– Мало кадров?– На самом деле управленцев много, РСС в Выксе – 3,5 тысячи человек. Вот сильных – мало. Может, дело в том, что город маленький, родственные связи сильные… А талантливого человека найти надо. Кто мне его просто так приведёт, если у него «знакомств» нет? Я провожу очень много встреч, вот и сегодня с вами общаюсь. Приглядываюсь…
– Как Вам завод?– Завод в Выксе уникальный. Сюда столько денег вложено, но отношение… не у всех, конечно. Оборудование новое поставили, а обслуживание отстаёт – тоже проблема. Я пришёл на предприятие, где лежало 40 тонн продукции, которую невозможно было сбыть (брак).
– Уменьшилось ли её количество?– Конечно, я ведь уже пять месяцев работаю. Вообще металлургия – немного не мой профиль, я же алюминиевыми заводами больше руководил. Но мне весь процесс знать и не надо – прислушиваюсь к мнению специалистов. Достаточно знать и понимать людей, кто на что способен. Люди разные бывают и разной закалки.
– Чего не терпите?– Пьянства на рабочем месте. Тут я даже не смотрю – шестеро детей, семеро…
– Приехали со своей командой специалистов?– Нет, собираю из местных. Пока она в стадии формирования. Ещё не всех удалось подобрать и понять, кто на что способен.
– Сейчас многое обещаете – только чтобы люди верили?– Давать обещания легко. Но не это моя задача. Она в том, чтобы выполнять обещанное.
Задача на сегодняГлавное – нужно изменить производственные отношения, чтобы отсутствовал принцип «я – начальник, ты – дурак». Нужна взаимная вежливость. В Братске атмосфера стала меняться спустя два года после начала моей деятельности. Просто в один момент почувствовал это. Если раньше, когда шёл по заводу, все «разбегались», то тут уже могли подойти и поговорить.
– Надолго ли к нам?– Контракт подписан на три года с полугодовым испытательным сроком. Остался месяц, а там как решат – по результатам проделанной работы.
– Кто ваш кумир?– Есть слово «кумир», а есть – «лидер». Кумиров творить себе не стоит. Как вы думаете, кто в 14-15 лет был для меня лидером? Конечно, Высоцкий. Каким бы сложным человеком он ни был, зато какая личность… Недавно, кстати, вышел фильм о нём. Считаю, что стоило его посмотреть ради фразы «Люди птиц из клеток выпускают, чтоб самим свободней стало». В 20 лет у меня появился новый лидер – Василий Шукшин. Сегодня – Юрий Шевчук. Он очень смело выражает свою гражданскую позицию.
СемьяГлавная удача в моей жизни – супруга Вероника. Она вместе с детьми (у нас их трое) живёт в Питере. Вижусь с ними редко. Когда работал в Братске, приезжал к ним 3-4 раза в год на два дня. Но есть правило – по шесть раз в день звоню домой.
– Пойдут ли дети по стопам отца?– Могу сказать, что металлургами они не будут, не свяжут свою жизнь и с алюминиевым производством. Учатся в Санкт-Петербурге. Дочь окончила факультет международных отношений. Знает английский, французский, итальянский, латынь. Толку-то… Сейчас не может найти работу.
Впечатления от форумаВопросы ребята задавали взрослые. Это радует. Нужны ли такие форумы? Конечно. Они полезны. И практически все профессии, о которых здесь рассказывали, могут быть и будут востребованы Выксунским металлургическим заводом.
Отдельную благодарность выражаю сотрудникам лагеря «Лазурный» – за замечательную организацию мероприятия. Всё на высшем уровне.