"Полит НН" опубликовал фрагменты выступлений политолога Сергея Кочерова на заседании Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 25 октября и посвященного теме «Моногорода Нижегородской области спустя четыре года после кризиса».
Сергей Кочеров, политолог:Здесь беседовали люди, которые исходят чуть ли не из того, что ситуация развивается чисто по экономическим законам, и у них бесконечное время для того, чтобы реализовать все эти задумки. Так вот я хочу сказать, что это не так. И время, которое отведено на реализацию этих проектов, ограничено. Потому что ситуация в обществе меняется, и президент не случайно отказывается от частых поездок в Кремль, чтобы не беспокоить население Москвы. А премьер предпочитает передвигаться на вертолете. Это уже показатель того, что общество раздражается. Да, речь пока идет о двух столицах. Но, то, что происходит в столицах, рано или поздно аукается в провинциях.
В чем проблема России? Причем, давнишняя проблема? Говорят о том, что делается много, но выясняется, что делается мало. Много, может быть, по сравнению с тем, что делалось до этого, по сравнению с какими-то другими территориями. Мало – по сравнению с общемировыми тенденциями.
Выкса – возможно, самый успешный моногород на территории Нижегородской области. Там говорят о замечательном проекте – строительстве «Новой Выксы». Срок реализации от этой идеи до строительства домов – сколько лет? Полтора года? Это уже хорошо. Но если бы это происходило в Китае, то сроки реализации там были бы совершенно другие.
У нас долгое время мэр Москвы считался лучшим хозяйственником России, который за годы своей непорочной службы в этом качестве построил вокруг Москвы две объездные дороги. И при этом мало кто знал, что за это же время вокруг Пекина построили семь объездных дорог.
Мой покойный друг – политолог Олег Юрьевич Маслов – любил говорить применительно к экономическим и политическим процессам: «Если в ХХ веке крупные пожирали маленьких, то в XIX-ом быстрые будут пожирать медленных». Вот российская жизнь развивается слишком медленно. Китай, Индия, Бразилия, Южная Африка развиваются более быстрыми темпами. В этом наша проблема.
Конечно, можно в рамках провинциального мышления говорить, что мы делаем много, но на самом деле положение создается очень проблематичное.
Да, это большая удача, если в моногородах градообразующее предприятие работает успешно, если впереди у него блестящее будущее. Дай Бог, чтобы Выксунский металлургический завод после вступления России в ВТО остался на белом коне. А если случится то же самое, что произошло с автозаводом? Тоже, кстати, градообразующим предприятием Автозаводского района и во многом – Нижнего Новгорода. Но автозавод – понимаете, это другая история: там за счет грамотного шантажа Правительства со стороны Дерпипаски, за счет помощи областной власти удалось смикшировать это падение. Но мы должны понимать, что, если что-то произойдет с одним из градообразующих предприятий Нижегородской области, микшировать никто это не будет – просто нет сил и средств. Поэтому жизнь заставляет диверсифицировать экономику.
По поводу малого бизнеса – почему же не сказать прямо, что малому бизнесу выгоднее перепродавать, чем создавать? Ну, реальность такова. Все говорят об этом, но при этом кивают на Правительство. А в Правительстве – что – иностранные шпионы находятся? Там люди, которые выступают с хитрой логикой. Кстати, с этой же логикой выступают местные администрации по отношению к малому бизнесу. Это с точки зрения чиновника, он делает все для развития малого бизнеса, а малый бизнес говорит, что для чиновника он – дойная корова, что стараются ободрать малый бизнес, возложить на него те социальные проекты, которые чиновник не может решить. Администрация города поступает по отношению к малому бизнесу точно так же, как федеральное Правительство поступает по отношению к бизнесу, в том числе крупному. Я не вижу здесь разницы. На бизнес возлагают проблемы, связанные с проблемой закрытия социалки – социальных обязательств власти по отношению к населению.
И последнее. Я не хочу вас пугать мрачными перспективами, но если положение не изменится, если темпы развития не вырастут, то может случиться очень печальная история. Известно, что некоторые бизнесмены, особенно те, которые работают в Сибири, предпочитают иметь дело с китайскими рабочими, потому что они более трезвые, трудолюбивые и меньше запрашивают, чем наши. Я, между прочим, не хочу и, думаю, собравшиеся здесь не хотят, чтобы российское население пожелало, исходя из этих же причин, иметь дело с китайскими бизнесменами. Потому что, если ему понравится иметь дело с китайскими бизнесменами, то на следующем этапе ему захочется иметь китайских чиновников.