23 марта группа учащихся и педагогов Выксунской художественной школы побывала в Палехе. Для знатоков искусства название это говорит о многом: Палех известен своими неповторимыми традициями в росписи и иконописи.
Село располагается на живописных холмах в 60 км от Иванова. Здесь создаются настоящие шедевры лаковой миниатюры: удивительной красоты ларцы и панно, миниатюры и броши, шкатулки и пудреницы. Иконописные традиции Палеха достигли своего расцвета к началу XIX века. И сегодня искусные творения палешан являются украшением многих частных и государственных коллекций.
Выксунские юные художники ехали туда смотреть и учиться. Организовало поездку туристическое агентство «Выкс@ТУР».
Предупреждаем сразу - вставать нужно будет рано. Группа отправлялась из Выксы в три часа утра. Дорога предстояла дальняя.
Туда мы ехали через Владимир и Суздаль. Окинули взглядом революционную Шую, помянули добрым словом качество отечественных дорог, и вот, к 10 утра на горизонте возник шпиль Крестовоздвиженского храма.
Село небольшое — около 5,5 тысяч человек населения. Каждый шестой житель — художник. И начинаем мы, разумеется, с посещения Государственного музея Палехского искусства. Небольшое здание стало настоящей сокровищницей. Нам показывают знаменитые иконы, рассказывают об истории ремесла, которое переросло в искусство, но сильнее всяких слов действуют необыкновенной красоты панно и картины, число которых превысило 2 тысячи. Сказочные и былинные сюжеты, сказки Пушкина и жития святых — и каждая работа эксклюзивна. Мастера не повторяются.
Трудно рассказать о том, как все красиво. И просится на язык банальная фраза «Это нужно видеть».
Далее нас ждет интерактивная программа, подготовленная Палехским туристическим центром. Встречают нас свежим караваем, что с дороги, согласитесь, особенно приятно. И рассказ о временах далеких ребята заедают ароматным хлебушком. И, пожалуй, скромная музейная комната, созданная силами энтузиастов, с точки зрения психологического воздействия вполне может поспорить с Государственным музеем. Такая любовь ощущается в каждой выставке, каждом стенде. Народные костюмы, в которые одеты ведущие, танцы и песни — это было не просто показано, во всем этом предлагалось поучаствовать. И рубаху надеть, и «лакомник» примерить, и хоровод поводить, и с куклами-оберегами сфотографироваться. Помогали старшим юные воспитанницы студий при Центре — заводные девчушки, скорые на улыбку. Расставаться было, честное слово, жаль.
Перерыв на обед, и мы едем в Палехское художественное училище. Рабочий день, в аудиториях идут занятия. Смотрим выставки, оформленные в коридорах, а затем заходим в учебные классы. Самые бойкие притихли в иконописной мастерской. Скажу честно, это было единственное место, где я не сделала не одной фотографии. Глядя, как склонившиеся над иконой мальчики тончайшими кисточками выводят нитевидные линии, было страшно дышать, а не то что щелкать затвором фотоаппарата. Группа покидала училище с твердым намерением приехать сюда учиться. Даже вопрос задали на прощание:
- А если мы все 40 человек поступим к вам, места хватит?
- Хватит, - заверили педагоги. - Откроем новые отделения, приезжайте!
Пятиглавый Крестовоздвиженский храм, тот, который мы видели подъезжая к селу, встретил нас молчаливо-торжественно. Вошли внутрь — и дух захватило. Вот где Палехские мастера применили весь свой опыт и умения. По фрескам можно изучать Священное писание. А иконостас во всю стену поражает воображение. Наш экскурсовод Мария, кажется, знает все об этом святом месте, и так увлекательно рассказывает о нем, что забывается и усталость, и бессонная ночь. Как мало на Руси храмов, где сохранилась истинная святость, дух намоленного места! Крестовоздвиженский храм — именно такой островок настоящей веры. И непонятно, что вызывает большее восхищение — сила молитвы, которая напитала эти стены, или высота мастерства художников, искусством своим прославляющих имя Господа.
Половина пятого. Нас ждет заключительная точка нашего путешествия — мастер-класс в Доме ремесел. Уже с утра младшие ребята интересовались:
- А когда пойдем шкатулки расписывать?
Ну, до шкатулок еще далеко, а вот деревянную брошку с изображением символа Палеха — Жар-птицы – в самый раз. Сейчас мы увидим, как создаются уникальные палехские темперные краски, замешанные на яйце, отчего с годами становятся только крепче. Каждый получает заготовку, тонкую кисточку и начинается действо. Тут уже и педагоги не устояли — склонившись над работой, они мало отличаются от своих воспитанников. С тем же усердием накладывают краску, также огорчаются, если не получается. Час пролетает как одно мгновение.
И вот уже заждавшийся нас автобус, куда гордо несут свои пахнущие свежим лаком расписные украшения мальчики и девочки, и путь домой. Далеко Выкса от Палеха. Но, кажется, какую-то частичку своей души мы здесь оставили, теперь тут тоже близкое, родное. То, что называется Родиной.
Вероятно, вот так и складывается это ощущение, громко именуемое национальной идеей. Увидеть, узнать, восхититься, потянуться сердцем... И гордиться вот этим своим богатством, традициями, дивными умениями, непревзойденным мастерством русского человека.
- Еще приедем? - спрашиваю школьников.
Дружное «ДА-а-а!» в ответ. Кто бы сомневался.
Теперь нас ждут в Палехе летом. Обещают показать сосны в три охвата, волшебные озера и родничок, исполняющий желания.
Сопровождала группу и готовила материал Алена Баикина.