Сазонова Алла ИвановнаИстория села ЧупалейкаПо дороге из Выксы в сторону Арзамаса стоит старинное мордовское село Чупалейка.
Первые упоминания о нем появляются в писцовых и переписных книгах Арзамасского уезда по утишному стану Тешской волости в 1641 году. Село было не крещенным ясачным, являлось частной собственностью.
Причиной возникновения села было, вероятно, следующее обстоятельство. В 1628 году прокатились по уезду многочисленные поташные бунты. Правительство жестоко подавило их. Часть мордвы, побросав свои селения, бежала в наши Муромские леса, в числе бежавших, видимо, были первые жители, основавшие новое поселение около речки Велетьмы.
Первоначальное название - Шеварлей (в переводе на русский – шавар - песок, лей-речка, долина) трасформировалось в процессе своего существования в Чупалейку.
В 1641году в нем насчитывалось 15дворов и 24 жителя, которые имели 20 десятин для усадеб и укосов на 20 копен сена. За селом числилась полянка Каменная на вершине Шеварлея. Богатые в округе леса позволяли организовать в районе Чупалейки очень прибыльное дело - производство поташа. К концу XYII столетия село становится центром одного из будных станов - майданов Арзамасского поташного производства.
Основная часть рабочей массы набиралась царским указом среди крестьян дворцовых поселений и мордовских ясачных деревень. Часть нанималась добровольно. Для производства поташа необходим был лес нескольких пород. Дуб и ольху пережигали в золе, затем ее мешали с водой, этим тестом обмазывали сосновые и еловые поленья. Все это складывалось в кучи «буды», при этом каждый ряд еще раз покрывался зольным тестом. Буда обычно имела величину с небольшой крестьянский дом. Затем ее поджигали, и горела она обычно 12 часов, пока не получался новый продукт - поташ. Все работающие делились на категории. «Поливачи»- обмазывали поленья и посыпали будный костер. От их умения разводить зольное тесто зависело качество поташа. Они получали в год 10-12 рублей денег, по 10 четвертей муки, одну четверть с полуосьминой круп, три пуда соли и осьмину толокна.
«Будники» были наиболее многочисленной на стане группой, они обязаны были правильно устраивать буды. Дрова должны были в очередном порядке чередоваться породами. Интервалы между поленьями также имели немаловажное значение. Будники получали 3-5рублей в год и кормовое довольствие.
« Воштари» (возчики)- доставляли древесину с мест рубки и отвозили готовый продукт в амбары. Получали они 3-4 рубля в год и корма. Были еще «бочкари», «обручники»9 «колесники» и другие, которые получали от 2 до 3 рублей в год и скудное питание. Действовал стан с апреля до ноября, будное время осуществлялось на относительно больших ровных площадках -майданах (с арабского – площадь). Отсюда и полное название села –Шеварлей-Майдан.
Поташ, как химикат, употреблялся в стекольном производстве, мыловарении, красильном деле, изготовлении пороха и т.д. Очень много его продавалось за границу, особенно в Англию и Голландию.
В сентябре-октябре 1670г. жители села принимают участие в восстании Степана Разина. Восставшие из сел Утишного стана (куда входила Чупалейка) в середине октября пытались захватить Арзамас, но в 40 верстах от города князю Ю.А.Долгорукому удалось разбить их по частям. Подавление восставших сел в юго-западной части Арзамасского уезда позволило правительству беспрепятственно переправлять войска через Оку на помощь Долгорукому в районе Мурома. В конце октября восстание в Нижегородском крае было окончательно подавлено.
С 1719 г. село упоминается, как новокрещёное. В1721 г. В Чупалейке проживало 200 жителей. Платы в государственную казну были льготными по «худородности» земли. В 1750 г. селу принадлежало 105 десятин пашни, расположенных по пескам и болотам, и 439 копен сена укосов. Особых лесных дач ему не принадлежало, и жители пользовались правом въезда в леса с. Ризадея. С образованием Ардатовского уезда Чупалейка стала его частью. К началу XIX века село стало боготеть за счет найденного в округе алебастра, который поставляли в Ардатов на заводы Ступиных. В Чупалейке была большая маслобойня, где перерабатывалось льняное, конопляное, маковое, подсолнечное масло всей Полдеревской волости. Промышляли жители плетением лаптей. Материал брали в Ризадеевской лесной даче и почти бесплатно. Лапти вывозили на продажу далее в Пензинскую губернию. С открытием навигации часть жителей Чупалейки, в основном мужчины, нанимались бурлаками тянуть баржи по Оке и Волге. Бурлак обычно за сезон зарабатывал 15-20рублей серебром. К концу XIX века этот промысел исчезает, вследствие распространения пароходства. Такова коротко дореволюционная история нашего села.
На запрос в центральный государственный архив древних актов СССР поступил ответ: «Сообщаем, что при просмотре дел из ф.1355 «Экономические примечания к платам генерального межевания» за кон. ХYIII в. по Ардатовскому у. Нижегородской губ., а также граничевших с ним Муромским и Маленковским уу. Владимирской губ., сведений о с. Чупалейка на р. Велетьма не обозначено» (ф. 1356 «Губернские, уездные и городские атласы, карты и планы генерального межевания», оп.1, д.210).
В публикации «Списки населенных мест Нижегородской губ.» (СПб., 1863) сообщается: «Верхнеевелетьма (Волчиха. Чупалейка) д. владельческая при р. Велетьма... Число дворов 130, число жителей: 339мужчин...391 женщина. Почтовая станция» (с.21).
Имеется версия старожилов села о возникновении с. Чупалейка. Село возникло приблизительно в начале XIX века. Местные старожилы утверждают: в 1814 году свое название Чупалейка получила от находящегося здесь оврага с маленькой речушкой. Название села мордовское. В переводе означает «черная река». Люди пришли сюда из Дмитриевых гор, которые расположены в районе р. Оки. На территории села был глухой лес, и людям приходилось раскорчевывать землю. Работа была тяжелая, т. к. орудиями труда были: деревянные сохи, бороны, мотыги. Культурная жизнь села находилась на низком уровне. В 1917 г. была построена церковь. В настоящее время она снесена и на ее месте установлен памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны. Перед Октябрьской революцией была построена начальная школа, больница, библиотека.
В период триумфального шествия Советской власти была установлена советская власть и в нашем селе. Она установилась мирным путем. Организаторами ее были Кладинов Василий Андреевич и Еловенков Василий Михайлович. В годы гражданской войны многие односельчане сражались на фронте. В период проведения коллективизации жители села решили объединиться в колхоз. Под руководством первых коммунистов села Саратовцева Якова Васильевича, Голубевой Федосии Васильевны, Крайнова Василия Алексеевича в 1935 году создается сельскохозяйственная артель им. Жданова. В поход за грамотностью и новую культуру инициаторами были комсомольцы Епифанов Иван Николаевич, Голубев Николай Петрович. Мирный труд сельчан был прерван Великой Отечественной войной. Многие ушли на фронт. Оставшиеся оказали посильную материальную помощь. Об этом сообщала газета «Выксунский рабочий» от 11 июня 1977 г.
Труженики колхоза получили благодарность от товарища Сталина. В 1950 году колхоз им. Жданова соединяется с колхозом им. Ворошилова с. Полдеревка. В 1965 году организуется совхоз «Чупалейский».
С. Чупалейка - центральная усадьба совхоза. Совхоз молочно-мясного направления. Первым директором совхоза был Виктор Сергеевич Тележников. Долгое время директором работал Василий Иванович Захаров. В 1984 году совхозу вручено Красное Знамя.
В настоящее время совхоз «Чупалейский» входит в агрофирму «Металлург».