В коллекции любого музея, независимо от его статуса и объема, непременно есть экспонаты, которые являются настоящей жемчужиной, потому что кроме исторической ценности, окутаны множеством легенд и преданий, предположений и домыслов ввиду отсутствия документальных источников.
Чем таинственнее история этих предметов, тем большим вниманием они пользуются у посетителей. Даже из других городов приезжают люди в наш музей, чтобы посмотреть один из таких уникальных экспонатов.
Речь пойдет о картине, на которой изображена юная девушка необычной красоты в экзотической для наших мест одежде. До сего времени является спорным вопрос этого портрета. В одних источниках указано, что это работа неизвестного итальянского мастера конца XVIII века. Из других источников мы узнаем, что картина принадлежит кисти крепостного художника Выксунского театра Николая Кораблева. Достоверность надписи картины «Сусанна» так же по сей день является предметом для споров и дебатов.
Существовала ли женщина в действительности? Или это вымышленный образ, созданный писателем графом Салиасом в его историческом романе о Выксе «Владимирские Мономахи»? Кстати заметить, в экспозиции портрет «Сусанны» представлен в литературном разделе как художественный образ – любовницы главного героя и владельца выксунских заводов Басман-Басанова Сусанны Юрьевны Касаткиной, якобы внучатой племянницы хозяина Выксы. Собственно на их отношениях и закручен весь любовно-криминальный сюжет романа.
Предания старины глубокой…Но, работая над романом, граф Салиас, безусловно, пользовался теми преданиями и легендами, бытовавшими в то время о Сусанне в Выксе. А их было немало. Вот одна из них (записана со слов И.Е. Капустина и И.В. Белоусова в с. Сноведь в конце 50-х годов XX века): «У Баташева И.Р. была родственница – красавица Сусанна. Взял он ее из Петербурга. Жила она в комнатах наверху, и вход к ней был через подземелье. А оттуда уже был потайной ход в дом, в комнаты Баташева. Сначала она не знала проход. Сидит у себя – вдруг откуда-то является сам Баташев! А у Баташева того был телохранитель-чеченец. Барин без него обходиться не мог.
Красавица Сусанна полюбила чеченца и стала ему на барина жаловаться. Чеченец барина и придушил. Говорят, этого чеченца на цепь посадили по приказу Сусанны. Чеченец будто бы отгрыз себе кисть и сбежал… Через нее, Сусанну эту, много народу у Баташева погибло».
Доказательством существования этой легендарной женщины является и мраморная (во весь рост) фигура женщины работы неизвестного итальянского скульптора с высеченной внизу надписью «Сусанна». Находится эта скульптура в Московском Дворце Баташевых и Шепелевых. В связи с этим фактом возникает предположение, что такая женщина в Выксе жила, но не в Баташевский период истории, а в более поздний – Шепелевский. И прообразом Басман-Басанова в романе «Владимирские Мономахи» является Иван Дмитриевич Шепелев – сын Дмитрия Дмитриевича Шепелева, зятя Ивана Родионовича Баташева, женатого на внучке его – наследнице заводов Дарье Ивановне.
Именно на этот временной период управления заводами Ивана Шепелева и приходятся предания о Сусанне. Вернее, о женщине, очень похожей на ту, которая изображена на известном портрете. По всей видимости, это актриса Выксунского театра, которая пользовалась особым покровительством Ивана Шепелева – «Нерона Ардатовского уезда», как его называли современники за особую приверженность к театральному искусству, ибо все средства он вкладывал в развитие театра.
Н.Я.Афанасьев, работавший у Ивана Шепелева в театре капельмейстером, писал в своих воспоминаниях, что: «… в наших провинциях еще не было оперных театров, кроме Одессы и Риги, и театр Шепелева по праву занимал единственное место во всей внутренней России» (журнал «Исторический вестник», 1890г.).
Не ты ль, красавица?..В конце 40-х годов ХIХ века Иван Шепелев пристроил к Баташевскому дому обширный каменный флигель оригинальной архитектуры. Окна были из разноцветных стекол, поэтому в комнатах всегда стоял полумрак: вся мебель была в восточном стиле. Полное отсутствие стульев, только турецкие диваны, покрытые коврами, украшали гостевые помещения.
По воспоминаниям зятя Ивана Шепелева, графа Ивана Павловича Кутайсова, владелец Выксы в период своего правления на Выксе любил изображать себя султаном. Иногда он даже носил турецкий халат, чалму и принимал гостей не иначе, как сидя на диване с поджатыми ногами, куря кальян. Был он в окружении крепостных актрис в восточных одеждах. В эти годы в Выксунском театре работал очень талантливый крепостной художник Николай Кораблев. Скорее всего, именно его кисти и принадлежит портрет «Сусанны», актрисы Выксунского театра в костюме героини спектакля, по описанию современников, очень похожей на актрису Шимарыгину.
Чудное возвращениеНадо заметить, что судьба самого полотна сложилась довольно трагично. Много претерпело оно испытаний со времени написания, прежде чем предстало перед нами в нынешнем виде. Можно сказать, портрет чудом сохранился и дошел до наших дней. Первоначально он хранился в Баташевском доме, где после революции, в 1918 году, был открыт музей на основе имеющихся там коллекций. Но в 1920 году случился пожар в главном корпусе управления заводами. После пожара контора переехала в бывший господский дом. Экспозиции были свернуты и складированы в одной из комнат дома. Портрет «Сусанны» был отправлен из Выксы в подарок гособъединению машиностроительных заводов (ГОМЗу), в которое тогда входил Выксунский металлургический завод. Но, к счастью, и благодаря действиям губернского музея «Сусанна» в 1928 году была возвращена в Выксу.
Когда 1 мая 1929 года открыли Дворец труда (нынешний ДК металлургов), «Сусанна» в числе других экспонатов из коллекции Баташевского дома стала украшением его интерьеров. После Великой Отечественной войны, когда из Дворца культуры был расформирован военный госпиталь, «Сусанна» некоторое время украшала кабинет директора ДК металлургов. А когда в 1964 году случилась авария на линии теплоснабжения и горячая вода повредила холст, картину отдали на реставрационные работы.
В настоящее время выксунская «Мона Лиза» находится на хранении в историко-художественном музее металлургического завода. Хотелось бы, конечно, чтоб она поскорее вышла в свет... Чтоб вновь порадовались встрече с «Сусанной» многочисленные поклонники истории.
Курьезы из жизни «Сусанны»Были и разные курьезные случаи в «жизни» уникального художественного полотна. Известно, что почитатели искусства, не менее талантливы и в других областях. Многие к тому же обладают известной долей здорового доброго юмора. Что греха таить, журналистская братия ловка на разные выдумки, розыгрыши да забавы. Случилась эта история лет тридцать назад. Заметили коллеги-журналисты, что у одного из их сослуживцев очень ревнивая жена. Вот и решили подшутить...
Отправили своего фотокора в музей сделать фотографию с портрета «Сусанны». Фотография получилась, пожалуй, не хуже, чем сам портрет красавицы. Взяли да подписали на ней: «Любимому Володе (имя изменено) от Сусанны». Аккуратненько фотографию - в конвертик и по известному его домашнему адресу произведение искусства отправили. Жена, как водится, занималась больше детьми, кухней, домашними хлопотами и была явно от искусства далека...
Что тут разыгралось: прямо трагикомедия с лучшими проявлениями жанра! Чуть ведь семья не распалась! Пришлось друзьям-журналюгам вести Клавдию Петровну (жену коллеги) в наш музей и объяснить «чин по чину», как и что... Мол, разыграть хотели, да и только... Увидела Клавдия Петровна (имя изменено) Сусанну и сердце её «оттаяло». Простила она и Володю своего, и друзей его, журналюг-юмористов.
Вот такие истории случались с героиней нашего повествования.
Галина НИКУЛИНА.
Светлана БЕЗРУЧЕНКОВА.
Материал опубликован в газете "Провинциальная хроника"