Виртуальная Выкса

Культура

/ Статьи / Из архива: Как слово наше отзовется...



Детская музыкальная школа
г. Выкса


Детская музыкальная школа
п. Дружба


Детская художественная школа
г. Выкса


Библиотеки г.Выкса
Анонсы

Из архива: Как слово наше отзовется...

дата: 12.03.07   добавила: lanka   источник:
Вряд ли вам кто-то расскажет, как это все происходит. Человек, не имеющий литературного образования, вполне может быть, получавший тройки по русскому языку в школе, вдруг начинает выражать мысли и чувства в стихотворной форме, или хотя бы в околостихотворной, относится к новому увлечению трепетно и от окружающих ждет если не восторгов, то, хотя бы, понимания.
Примерно так в городах и весях появляются самодеятельные поэты. Чаще всего их стихи незатейливы и как-то по-детски наивны. Однако, знаете, есть такая порода людей, желающих во всем дойти до сути. И вот рядом с учебниками по физике, теоретической механике и статьями по менеджменту на письменных столах появляются словари великого и могучего, статьи литературных критиков, а если кому очень повезло - специализированные издания по теории стихосложения. Изданные, правда, в середине прошлого века и, увы, не переиздававшиеся. Начинающий автор, которому вполне может доходить шестой десяток, изучает стопы, размеры, мучится с рифмой. Занятия его, вполне возможно, вызывают сочувственные (а то и похуже) улыбки близких, а оценки трудов колеблются от "Слушай, вообще! Круто!" до "Ну-у-у... Я не понял чего-то... Тебе зачем это?"
И если первые несколько лет тетрадочка со стихами хранится в местах, недоступным детям, кошкам и прочим любопытным, то впоследствии у пишущего возникает потребность показать свои стихи не ЛЮБОМУ, готовому слушать, а равному, понимающему, способному критически оценить. Вместо восторженного: "Ой, как мне нравится!", хочется слышать оценку, аргументированную, серьезную, пусть не всегда приятную, но - заставляющую работать дальше, совершенствоваться, двигаться вперед.
Самодеятельные поэты ищут себе подобных, и, что интересно - находят! Такая дружба основана на чувстве более высоком, чем привязанность. Определенная доля ревности, здоровое соперничество, при этом искренняя радость успехам другого, а каждая встреча - стимул к новому стихотворению, новые мысли и образы. Новые темы.
Творческие объединения создаются, распадаются, и снова восстанавливаются. Выксунское литературное сообщество - не исключение.
Весной 2003 года при только что открывшемся Доме Книги было создано литературное объединение, на первом же своем заседании получившее название "Слово".
...Я сидела за одним столом с Натальей Сынковой, Андреем Аникиным, Владимиром Беловым. Кое с кем уже была на "ты", но отношения не переходили рамок, обозначенных понятие "знакомые". Кроме того, в читальном зале присутствовали люди, мне и вовсе не знакомые. Активисты клуба любителей поэзии "Ковчег", работавшего в библиотеке "Отчий край". В основном, женщины пенсионного возраста. И глядя на эти два совершенно разных коллектива, я с сомнением думала, что соединить их вряд ли получится. Мне потом часто казалось, что координатором я была избрана именно потому, что не принадлежала не к одному из них. Так, "сама по себе девочка".
Но, не взирая на все мои опасения, работа над первым сборником перезнакомила и сблизила три поколения самодеятельных поэтов: наши ряды начали пополняться молодежью. С удивительной самоотверженностью занялись изданием сборника сотрудники Дома Книги. Второй координатор ЛИТО Светлана Лапина взяла на себя всю техническую сторону подготовки, и поэтическому организационному комитету оставалось только контролировать процесс.
Проще всего оказалось определиться с названием. " В начале было слово"... Самодостаточно. Редактировала сборник Наталья Сынкова, задачу корректора успешно выполнила педагог-словесник Роза Тумбаева.
В мае 2003 прошла презентация первого сборника выксунских авторов. В читальном зале Дома Книги собрались виновники торжества, их родственники и друзья, поздравить поэтов приехал Анатолий Александрович Козерадский, надежду на продолжение начатого благого дело выразил глава администрации Алексей Соколов.
Семнадцать человек - именно столько фамилий значилось в оглавлении - с трепетом держали в руках восьмидесятистраничные тетрадочки. На обложке - пейзаж, знакомый каждому выксунцу: Христо-Рождественская церковь и пруд.
Не обошлось и без казусов. На обложке утвержденное название: "В начале было слово...". На титульном листе "вначале" напечатано слитно. Все помнили, что перед своим выходом Большая Британская энциклопедия выдержала шесть корректур, тем не менее, на первой странице красовалось "Британская энциклопудия"...
Сочли добрым знаком.
В первый сборник вошли стихи Андрея Аникина, Владимира Белова, Сергея Бирюкова, Татьяны Гордеевой, Нины Зайцевой, Натальи Иванко, Анатолия Коняшкова, Ларисы Лакеевой, Дмитрия Маслова, Сергея Орешина, Нины Паршиной, Николая Сомкова, Натальи Сынковой, Розы Тумбаевой, Лидии Хованской, Евгения Циброва и мои - Алены Баикиной.
Сборник представлял собой весьма характерный срез общества: сотрудник ГОВД Сергей Орешин, педагоги - Владимир Белов и Роза Тумбаева, электросварщик Сергей Бирюков, слесарь по ремонту мехоборудования Евгений Цибров... Нина Николаевна Паршина, которой в 2003 исполнилось 65 и Наталья Иванко, вступившая в 23-й год своей жизни.

Провинциальные поэты – дети малые,
Судьба не пестует их вовсе и не балует.
Не создает для них комфортные условия,
Не выделяет их в отдельное сословие.
Простые люди – повседневные работники:
Учителя, студенты, слесари и плотники,
Врачи, шоферы, агрономы и бухгалтеры…
Простые люди, непонятные характеры.
Без степеней и не кончали академии,
Но их душа наделена особым зрением.
Они умеют божество найти в безверии,
Они умеют разговаривать с деревьями.
Ох, как не просто их любимым и родителям,
Опять, похоже, их нечаянно обидели,
Не оценили их порыва или творчества,
Не разглядели очевидного пророчества.
Провинциальные поэты – души вечные,
Родные, легкие, привычные, беспечные.
Они обыденное делают возвышенным…
А в понедельник – на работу.
Не услышанным…
Алена Баикина 2003 год.


Нас услышали. И, что особенно приятно, нам не пришлось метаться в поисках спонсоров. Три сборника выксунских авторов, существующие на сегодняшний день, изданы по заказу и при содействии управления культуры администрации района. Можно с уверенностью сказать, что такой поддержкой со стороны администрации могут похвастаться далеко не многие литературные объединения.

Главным источником вдохновения стали творческие встречи с пишущей братией из других городов. ЛИТО "Слово" принимало у себя коллег из Кулебак и Павлова, упрочились связи с Муромским объединением. Уверяю вас, ничто так не способствует творческому росту, как чтение чужих хороших стихов. Целью "номер один" для себя поэты назвали выпуск сборника к 70-летию города.

Сборник вышел и был презентован ко Дню города. "Тебе, любимый город" - так назывался плод совместного творчества двадцати двух выксунских поэтов. Это были стихи о родной природе, о милой сердцу земле, размышления о смысле жизни, об уникальности земли нашей и, конечно, о любви. "Поэты дарят родному городу самое дорогое - строки, рожденные из глубины горячей, неравнодушной, трепетной души. Будь красив, будь богат, будь славен, любимый город!" - такими словами заканчивается предисловие к сборнику.
2004 год стал для ЛИТО Годом Больших размышлений. Участие в трех больших фестивалях - Алешунинском (под Муромом), Павловской "Оке литературной" и Шиловском, близкое знакомство с жизнью других объединений, заставили задуматься не только о необходимости поисков новых форм работы, но и о собственно качестве поэзии на местах.
Каждому пишущему знакомы эталоны истинно высокого искусства, те вершины, к которым следует стремиться. К сожалению, сплошь и рядом приходится сталкиваться с двумя крайностями. Первая: стихи - это дар свыше, уже изначально совершенный, а потому всяческая правка практически святотатство. Обычно этим болеют начинающие авторы. Вторая крайность: что вы от нас хотите? Пишем, как дышим, как написалось, так и ладно. За годы существования ЛИТО (которых всего ничего) от нас ушли уже многие, так и не сумевшие или не захотевшие осознать ответственности автора за прочитанные вслух строки.
Участник и организатор соревнований по спортивным танцам, таких, где оценка всегда носит оттенок субъективности, Анатолий Гладышев, как-то заметил: «Искусство в широком смысле существует в профессиональном и любительском выражении. Конечно, эта градация имеет весьма условную природу, так как не секрет, что уровень иных любителей может превосходить или соответствовать профессиональному. В то же время, существует мнение, что любительское творчество ничего общего с искусством не имеет. В частности, великая Майя Плисецкая пренебрежительно отзывалась о самодеятельности в области хореографии. Я полагаю, что упрощенно подходить к этому вопросу нельзя. В целом, конечно, профессиональный уровень выше любительского. Но это, подчеркну, в целом!
В принципе, в каждом конкретном случае, когда мы имеем дело с актом творчества, его нужно рассматривать индивидуально, исключая надуманность и пристрастность, связанную со статусом автора. Можно привести немало примеров, когда художник не рассматривал свое творчество, как источник заработка, как профессию. Тем не мене, время поставило его имя в ряд высочайших деятелей духа. Вспомните, хотя бы Тютчева».
Кстати, Анатолий стал настоящим открытием литобъединения. Руководитель студии "Выкса-Данс-Спорт", двукратный чемпион России по спортивным танцам, неоднократно представлявший нашу страну на Чемпионатах мира, призер и победитель ряда Европейских турниров, вдруг раскрылся как необыкновенно талантливый поэт.

О С Е Н Ь

Дотронься до меня! Я здесь! Я рядом!
Почувствуй жар побагровевших вен,
Я за окном летальным листопадом
В кровь разбиваюсь у прозрачных стен.

Я в улетающих, галдящих стаях,
В опрелой, умирающей траве,
В глазах собаки и усталом лае,
Летящем к гематомной синеве.

Я в каждой строчке Н2О застрочен,
Строча, лечу в промокнувшую даль.
Но ты меня не слышишь! Бог мой, Отче!
И виждь и внемли горькую печаль!

Сейчас достанет легкого усилья,
Но ты не веришь в трепетность мою…
И дождь устал. И осень обессилев,
Влачит в тряпье элегию свою!

Что я могу?! К тебе пробиться мыслью,
И ночью занавеску бросить в дрожь,
Во сне полётом и эфирной высью
Немое слово вырвать, словно нож!

Напрасный труд. Но верю, день случится!
Раскроет дождь раскосые глаза,
И ты познаешь под святой десницей,
Что у дождя солёная слеза!

И еще одна ремарка по 2004-му. Творчество - как магнит, притягивает друг к другу самых разнопланово одаренных личностей. Совершенно неожиданный - в какой-то мере - получился тандем Выксунского ЛИТО и Кулебакского Народного театра "Лазурит". Главная героиня произошедшего, Наталья Сынкова, считает это сотрудничество одним из самых ярких моментов в своей жизни.
Наталья Сынкова: «Бабий бунт» писался очень легко. Было ощущение, что это не сама я придумываю, а кто-то в мозгу диктует. Сначала подсказали сюжет, потом его развитие. Причем, была потребность как можно больше использовать исконно-деревенских выражений, фразеологизмов. С рифмой тоже проблем не было – писалось как по маслу. Иной раз сама удивлялась, насколько удачно получается. На написание пьесы ушло менее двух месяцев. А ведь в это время я еще исправно работала, да и от домашних дел меня никто не освободил.
В процессе написания окружающие читали, смеялись и над сюжетом, и над героями, то есть было видно – народу нравится. Многие высказывали желание увидеть произведение в лицах – обыгранным на сцене. Поэтому, когда уже готовой пьесой живо заинтересовалась режиссер Кулебакского народного театра «Лазурит» Людмила Шкретова, я, признаюсь, была очень довольна. Может быть, даже больше, чем если бы постановку захотел осуществить коллектив выксунских театралов. Нашим было некогда, а, может, просто неинтересно. То, что кулебачане идеально соответствуют ролям, стало ясно уже на первых репетициях. Актеры настолько вживались в роль, что в общении за кулисами их речь пестрела цитатами из пьесы. Почти так же, как люди частенько цитируют фрагменты из «Федота – стрельца» Леонида Филатова. Для меня это означало, что «Бабий бунт» в народе прижился».

За два года существования Лито мы побывали на солидном количестве фестивалей разных уровней, после каждого из которых, невзирая на количество аплодисментов, оставалось легкое чувство творческого голода.
Со сцены звучат самые разные стихи. Иногда - очень сильные, а иногда - месяцами звучащие рефреном "сдохнут кошки, высохнут цветы". И напрашивается вопрос - может быть, действительно, мы зря мучим нашу молодежь, напрасно препарируем собственные тексты, а на самом деле публика всеядна, и нечего ее терзать сложными лингвистическими оборотами...
Однако, общаясь, скажем так, в кулуарах, с другими делегациями, мы приходили к выводу, что хоть поэзия и не та сфера, где следует ломать копья, но сравнение - часто идет очень на пользу. Каждого из нас весьма занимал вопрос - все ли в стихах верно. Даже с чисто технической позиции. Филологических-то, мы в большинстве своем, не заканчивали. Все самоучками...
Авторам нужно было дать возможность сравнить свои стихи с чужими, причем так, чтобы это сделали люди компетентные. Те, чье мнение представляло бы действительную ценность. Так появилась идея провести поэтическое состязание. А поскольку вид искусства весьма специфичный, мы решили назвать состязание турниром. В знак того, что это - поединок равных.
На День города - 2005 ЛИТО "Слово" организовало поэтический турнир "Сила слова". Перед жюри под лозунгом "Пусть победят сильнейшие!" выступили авторы из Мурома, Шилова, Вознесенского, Сарова, Павлова, Кулебак, Навашина и Выксы. Председательствовал на турнире Анатолий Поляков, член Союза писателей Москвы, редактор интернет-журнала "Эрфольг", почетными членами жюри были Леонид Большухин – член Союза писателей, преподаватель ННГУ им. Лобачевского и Евгений Прощин – кандидат филологических наук, специалист по классической русской литературе, также преподаватель филфака ННГУ. Победителем турнира была признана Марина Зубова из Сарова, наш Анатолий Гладышев получил третье место. По итогам турнира была выпущена электронная версия сборника "Сила слова", с которой можно познакомиться в Доме книги. По окончании турнира жюри провели мастер-класс. Для желающих, которых, кстати, оказалось немного. Выяснилось, что "мы - не профессионалы, нас учить нечего. Как пишем, так и пишем..." - сказала мне одна из участниц.
В целом турнир вызвал неоднозначную оценку. Главный вопрос - как можно сравнивать стихи! Оценка здесь понятие весьма субъективное. но организаторы решили продолжать начатое дело. В 2006 году на турнире присутствовали представители четырех областей: Нижегородской, Рязанской, Ивановской и Владимирской. Доказывали… Кому? Да себе, наверное, прежде всего, что нет различия на "профессиональную" и "любительскую" поэзию, есть сильные и слабые стихи. Третье место в поэтическом турнире «Сила слова - 2007» заняла участница из Выксы - Наталья Сынкова. Дипломы за второе место вручили Николаю Сычаеву и Юрию Желтикову из Павлова, а также Альберту Леве из Мурома. Ну, а наивысшую оценку жюри получил Олег Сасов из Навашина за стихотворение о поросенке.
А пока ЛИТО продолжает свою обычную жизнь - встречи со школьниками и студентами, выезды в сельские Дома Культуры, открытые мероприятия.
Пункт номер один - привлечение и работа с молодежью. Осенью 2005 года к нам в гости приезжал Алексей Бойков - староста литературной группы "Основа" при Союзе писателей г. Иванова. С каким удовольствием общались ровесники, как быстро они нашли общий язык. Артур Мальцев, шутливо названный "выксунским Дали", о значении ЛИТО говорит так:
"Литообъединение для меня - возможность общаться с новыми людьми, обмениваться мнениями, сверять пульс своего творчества с тем, что волнует других".
А вот его стихи:

Выпал снег. Настало другое время,
непахнущее цветами.
Цвета классической простыни.
Утром, в окно поглядев,
не поверишь
глазам невидящим
черной земли, но покрытой холстами.
В каждое зимнее время года
никогда не терявшими моды
мозг и язык онемеют тотчас.
Полный нокаут земных страстей
Это зима, это ее почерк,
а это - чириканье снегирей.
Другие виды, зимние пейзажи,
сезонные лиц выражения и слова,
и еще не подозревает даже
о снеге
укрытая шапочкой голова.


Главная ценность ЛИТО - это авторы. Те, кто действительно ощущает ответственность за написанные и вынесенные на суд читателя произведения. Те, кто умеет воплотить в слове собственное видение мира, его краски и оттенки, его ракурсы и грани.

От глупых слов и серых лиц
Надежный способ скрыться знаю:
Беру я кисть, рисую птиц
И вместе с ними улетаю!
Владимир Белов


Вместо заключения. Владимир Александрович Белов, один из самых проникновенных лириков, мечтает выпустить сборник. Но не стихов, а задач по физике.
Дина Федоровна Казанцева, в чьих стихах и ромашки, и ландыши, и хризантемы, ухитряется круглогодично сохранять дома целый цветник, и периодически делится своими зелеными питомцами с друзьями. А некоторые из своих стихов Дина Федоровна еще и поет - получается весьма мило.
Лариса Ивановна Лакеева признает, что в ее стихах хромает техника. Но зато - от души! Наш выксунский глашатай, обличитель недостатков и несправедливости. Хотя трогательный рассказ о трагический судьбе матери, ее любви, военной, горькой и возвышенной, в свое время вызвал отклик практически всех местных СМИ.
Алексей Костин, студент ВМТ, будущий электрик, лауреат губернаторской премии, увлекающийся программированием, пишет стихи о любви к родной природе, к стране, в которой живет, к людям – светлым и отзывчивым.
Татьяна Гордеева, прожившая отнюдь не простую жизнь, ухитрилась сохранить просто невозможную любовь к людям, душевную искренность и почти детскую веру в лучшее. Что как нельзя лучше отражается в ее стихах.
Такие разные… И так похожи. Беззаветным служением Великому Русскому Слову.



Комментарии: 31767
Наталья   |   23 июля 2007 - 01:05

А скольких вы еще не знаете.. более того, не все стихи - поэзия. Не все рифмовщики - поэты.




© 2005-2024 «Виртуальная Выкса» | Дизайн и верстка «Виртуальная Выкса» | admin@wyksa.ru
по вопросам размещения рекламы - cmi.zloy@gmail.com, тел. 89040596588
При любом использовании материалов сайта ссылка на wyksa.ru обязательна