Виртуальная Выкса

Выкса сегодня

/ Культура / Из любви к прекрасному


Календарь

« Октябрь 2015 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Из любви к прекрасному

дата: 04.10.15   добавил: DDZ   источник:
Современные феминистки настолько увлечены демонстрацией себя в политике, что не заметили важной исторической даты общего процесса эмансипации: в конце сентября исполнилось 190 лет со дня рождения первой в России профессиональной художницы Софьи Сухово-Кобылиной (1825, с. Кобылинка Чернского уезда Тульской губернии – 1867). Ее приоритет подтвержден Большой золотой медалью, которой Императорская Академия художеств удостоила Софью Васильевну в 1854 году по окончании обучения.


Фото: Архив. Сухово-Кобылина получает награду за «Пейзаж с натуры» (1854).

Дворянское гнездо

Семейство участника всех войн с Наполеоном Василия Александровича Сухово-Кобылина благородное общество знало и почитало. Почитало не только за богатство (только в Тульской губернии он имел около 2,5 тысячи десятин земли с 235 крестьянами мужского пола в сельце Кобылинке Чернского уезда), но и за происхождение. Сухово-Кобылины числили свой род от Андрея Кобылы, видного боярина времен Ивана Калиты и Симеона Гордого. Сыновья его положили начало многим знатным фамилиям. Так, от Федора Кошки пошла династия Романовых, и отставной полковник артиллерии приходился дальним родственником самому императору…

Немалое состояние позволило Василию Александровичу дать хорошее домашнее образование детям, учить которых приглашались лучшие преподаватели Московского университета. Круг общения Сухово-Кобылиных составляли видные деятели культуры и искусства – Герцен, Надеждин, Погодин, Максимович…. И не удивительно, что сын полковника Александр стал в дальнейшем известным драматургом, автором трилогии «Картины прошлого», которую составили пьесы «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина». Что старшая дочь полковника вошла в историю отечественной литературы популярными произведениями, издававшимися под псевдонимом «Евгения Тур». Что между средней дочерью полковника и поэтом Николаем Огаревым завязались романтические отношения, длившиеся восемь лет – это ей Николай Платонович посвятил свою «Книгу любви». И что младшая дочь полковника, Софья, связала жизнь с изобразительным искусством.

«Она богата, знатна и бросила все для живописи», – писал о ней художник-пейзажист, академик и учитель Софьи Васильевны Егор Егорович Мейер.

По ходатайству академика

Именно Егор Егорович первым разглядел художественное дарование Софьи Васильевны, обещавшее перерасти в незаурядный талант. По его ходатайству девушку приняли в Императорскую Академию художеств, и уже первая ее курсовая работа – пейзаж «Дорога на берегу реки» – была одобрительно принята мэтрами искусства. А следующий экзаменационный пейзаж Академия отметила малой серебряной медалью. Эту картину Софья Васильевна начала в Италии, куда ездила с Мейером и другими учениками, и закончила в муромском имении на реке Выксе, принадлежавшем семье ее матери.

Отец Софьи Васильевны, состоявший в 1840–1850 годах смотрителем чугунолитейного завода на Выксе, радушно принял учителя дочери и ее соучеников. Этот период стал важным этапом. По воспоминаниям средней сестры Сухово-Кобылиных, общество там собралось весьма приятное, тянувшееся к отставному полковнику: «На вид несколько суровый, но в сущности добродушный, он отличался большим здравым смыслом и нравственными своими качествами внушал к себе общее уважение». Задушевны были вечерние беседы, интересна работа над домашними спектаклями, которые игрались в садовом павильоне. Впрочем, Софья Васильевна больше проводила время с этюдником, зарисовывая живописные окрестности. Да и Егор Егорович, который испытывал постоянную нехватку средств, на правах гостя с удовольствием пользовался возможностью отвлечься от погони за деньгами для содержания семьи и серьезно заняться работой.

С берегов Выксы мастер писал конференц-секретарю Академии художеств о значительных успехах Софьи Васильевны, отмечая ее увлеченность делом и трудолюбие: «Любовь ее к искусству неимоверна. Нельзя… не поощрить девушку, которая трудится не ради славы, а из любви к прекрасному и деньги которой уходят все на помощь художникам».

Таким поощрением стал для Софьи Васильевны, ее педагога и нескольких других учеников Мейера выданный Академией «билет на два года в южные губернии», «своего рода пропуск для беспрепятственного проезда через все заставы и свободного проживания в любом южном городе».

Женский триумф

Крымский пленэр, поездки по южным и центральным губерниям России обогатили творчество молодой художницы новыми красками и живыми впечатлениями. Большая золотая медаль Академии стала не только венцом ученичества Софьи Васильевны, но и веским свидетельством профессионального успеха: специалисты отмечают, что академическая живопись в России того времени была общепризнанно мужским делом.

Этот триумф художница запечатлела лично – автобиографическим полотном «Софья Васильевна Сухово-Кобылина, получающая на Акте в Академии художеств первую золотую медаль за «Пейзаж с натуры». Ее картина прекрасно передает необычность происходящего – маленькая, хрупкая женщина, окруженная мужчинами в парадных мундирах с орденскими лентами, со смущением, но полная достоинства, принимает награду и поздравления…

Она и дальше была в центре внимания, точнее – тем центром, вокруг которого собирались близкие по духу и интересам люди. В Италии, куда Софья Васильевна уехала на десять лет после окончания Академии, ее римский дом был излюбленным местом встреч соотечественников и дружественных иностранцев. «Сухово-Кобылина – молодец-девка, она нынче сидела в Кампании до холодов и написала множество прекрасных этюдов и принимается за картины. У ней постоянно собираются русские художники по воскресеньям и рисуют по будням у ней в студии костюмы вечером», – вспоминал современник.

А вот еще свидетельство: «Истинная благодать, что она здесь находится. Кроме того, что она самый горячий художник, а важно то, что она у себя устроила вечера, где сходятся наши, рисуют костюмы, поют кантаты, и кто во что горазд. Собирала она и иностранных художников, чтобы сблизить с нашими. Ну да это не удалось, многие тотчас разошлись за неумением и нежеланием говорить на другом языке, кроме русского».

Теперь она писала уже не только пейзажи, но и портреты. Пробовала силы и в литературе, печатая в российских журналах о жизни в Италии известных соотечественников. Историки и сейчас пользуются, например, ее «Воспоминанием о последних днях жизни архимандрита Порфирия, настоятеля Русско-польской церкви в Риме», вышедшем в журнале «Странник». Но живопись всегда оставалась для Софьи Васильевны на первом месте – она так и не вышла замуж, не имела детей.

* * *

Первая профессиональная художница России ушла из жизни рано, в 42 года. Неясно, где она провела свои последние месяцы: по энциклопедии Брокгауза и Ефрона – в Риме, по «Русскому биографическому словарю» под редакцией Половцева – в чернской Кобылинке. После смерти Софьи Васильевны осталось более 170 произведений, которые были в основном распроданы и хранятся теперь в различных музеях нашей страны и за рубежом, многих частных коллекциях.

Валерий Руденко



Комментарии: 31767



© 2005-2024 «Виртуальная Выкса» | Дизайн и верстка «Виртуальная Выкса» | admin@wyksa.ru
по вопросам размещения рекламы - cmi.zloy@gmail.com, тел. 89040596588
При любом использовании материалов сайта ссылка на wyksa.ru обязательна