20 февраля ветеран «Авангарда» Валерий Каленсков отмечает 70-летний юбилей. Спортсмен играл за команду ДРО всего два сезона, однако завоевал с ней серебро чемпионата области и вышел в финал Кубка.Именинник описал свой самый красивый гол, рассказал о строительстве стадиона «Авангард» и почему считает верность важнейшим качеством человека.
— Валерий Павлович, почему вы занялись футболом?— Я с малых лет играл во дворе. В восемь лет одноклассник Рашид (Юрий) Гайнуллин сагитировал записаться в футбольную секцию. Мой первый тренер — Геннадий Дементьев. Он просмотрел меня на двусторонней игре и сказал, что я буду центральным защитником.
— Как называлась ваша команда?— «Молния». Мы удачно выступали на «Кожаный мяч». В первом же сезоне по младшей группе завоевали бронзовые медали областного турнира. В Выксе нам не было равных. Дома победили «Орбиту», Антоповку, которую тренировал Николай Степнов, «Торпедо» из Монастыря и другие команды.
Во время зонального турнира объехали весь регион. Урень, Шатки и Кулебаки, которые мы разгромили 13:0. Только после этого попали на финал в Горький. Нас устраивала ничья с Канавинским районом, чтобы выйти в финал. Однако засудили. Арбитр был отцом одного из футболистов. Даже его фамилию запомнил — Голубев.
Мы давили соперников, хоть они и открыли счёт. Заработали очевидный пенальти, который арбитр пропустил. С нами ездила работница ДОСААФ Лилия Желобанова, вскоре ставшая главой спорткомитета. Она написала жалобу, но инцидент с судейством замяли.
— Как вы оказались в юношеском «Авангарде»?— Мы входили в их структуру, поэтому перешли всей командой. Только Владимира Ухлина, Александра Захарова и Олега Лопарёва добавили со стороны. Новый наставник Алексей Николаевич Бушаёв назначил меня капитаном.
— Партнёры стали футболистами?— Многие. Полузащитник Александр Алексеевич Зайцев стал трёхкратным чемпионом области, такой же титул у нападающего Александра Захарова. Форвард Владимир Ухлин был лидером «Авангарда» и взял множество медалей. Евгений Сухотин защищал ворота «Металлурга», а полузащитник Виктор Рощин играл за обе команды. Юрий Гайнуллин ещё раньше переключился на хоккей, хотя чуть-чуть сыграл в чемпионском сезоне футбольного «Металлурга».
— За какую команду вы болели в детстве?— За «Авангард», потому что у меня родители работали в ДРО. На футбол ходил ещё до школы. Застал и Алексея Бушаёва, и будущего наставника «Авангарда» Валентина Шеманова. Оба были известными футболистами, да и команда почти всегда побеждала.
— Почему в первом сезоне вы не сыграли ни одного матча?— В 1972 году «Авангард» был настолько сильным, что я не мог ни с кем конкурировать. Потренировался весной, а потом из-за учёбы в ПТУ ненадолго пропал. В начале июня участвовал в студенческих соревнованиях на стадионе «Металлург» — бегал, прыгал в длину и высоту. Шеманов увидел и потребовал приехать на сборы в Карашево. Это детский лагерь «Костёр» возле Досчатого.
Готовился вместе с командой к всероссийскому ЦС «Труд», который доверили в Выксе. На матчи даже не переодевался. В чемпионате области «Авангард» тоже боролся за высокие места. Я ещё был молодым и неопытным, поэтому следил за играми с трибуны.
— Почему не попробовали себя в «Металлурге»?— Я не любитель переходов из одного клуба в другой. Считаю, что надо быть преданным работе и команде. С 1973 по 1976 год ни за кого в футбол не играл. Даже в ПТУ. Зато попробовал себя в студенческом баскетболе. С десятого класса школы ещё занимался биатлоном. Стрелял лучше всех. В тире выбил 67 очков из 100, несмотря на сбитый прицел. Три раза выстрелил — все в правый верхний угол. Взял поправку — точно!
— Как получилось, что вы снова вернулись в футбол?— В ДРО я работал сварщиком, а затем контролёром в блоке. Играл в футбол за цех. На одном из матчей меня увидел Шеманов и пригласил в «Авангард». Освободил от работы. В 1977 году я завоевал с командой серебро чемпионата Горьковской области (победителем стал горьковский «Радий»), а в следующем дошёл до финала Кубка. В то время «машиностроители» постоянно были в призах, даже третье место за результат не считалось.
— Играли на той же позиции?— Нет, сначала переквалифицировался в опорного хавбека с акцентом на оборону. Выходил на замены, а иногда в стартовом составе. Конкурировал за это место с Сергеем Скалкиным, у которого был такой же статус. Я быстро освоился в новой роли, потому что в детстве играл последнего защитника — чистильщика. Хорошо взаимодействовал с Алексеем Быстровым, который отвечал за организацию атак. А в 1978 году пробился в стартовый состав, став передним центральным защитником.
— Какие поединки вам запомнились?— Решающие матчи Кубка области 1978 года. В полуфинале уступали «Нефтянику» в Кстове, но Сергей Скалкин сравнял счёт — 1:1. Выбивая снаряд с линии штрафной, защитник хозяев попал в выставленную для отбора ногу Серёжки. Мяч срикошетил и парашютом над вратарём завалился в левую девятку. Голкипер прыгнул, но не достал. В серии пенальти мы выиграли 4:2.
Я однажды тоже едва не забил похожий курьёзный гол. Играли в Горьком. Ногой поставил блок защитнику, который думал, что я не достану. А ноги у меня длинные. Соперник сильно выбил, но на его счастье мяч пролетел мимо ворот. Голкипер даже не шелохнулся.
— Какой ещё матч?— В финале с горьковской «Красной Этной» забил свой единственный гол за «Авангард». Шло дополнительное время. Я набежал на передачу от Валерия Горбенко и пробил с тридцати метров. Мяч, виляя в разные стороны, смутил вратаря. Ещё шёл и не высоко, и не низко. Хотя удар был не самый сильный. В итоге залетел в левую девятку.
Победу мы не удержали — бывает, игра не складывается. Как на недавнем чемпионате мира: обе сборные сильные, хорошо действуют, а везёт не всем. Полузащитник Иван Карпунин, решив обыграть оппонента на классе, потерял мяч на левом краю, и горьковчанин Валерий Нестёркин сравнял счёт.
Второй гол получился нелепым. «Красная Этна» навесила в штрафную: защитник Михаил Демидов, выбивая мяч подальше, попал в спину вратаря Владимира Давыдова. Снаряд отлетел в перекладину, и Нестёркин добил его в сетку.
— Почему «Авангард» закончил чемпионат 1978 года в середине таблицы?— Футбол — это игра молодых! «Авангард» долгое время не пополнялся свежей кровью, поэтому и рухнул. Скандал с уходом футболистов, про который говорил Ухлин, это лишь полбеды. Просто некому стало играть на таком же уровне.
— Почему после этого сезона вы завершили карьеру?— В 1979-м мне исполнилось 25 лет. Я решил, что играть осталось недолго, поэтому выбрал семью и работу. А ещё в конце предыдущего года сломал левую ногу. Подумал, чего я буду играть через боль. Устроился кузнецом в 8-й цех ДРО: заработал горячий стаж, и 50 лет вышел на пенсию. Правда, из ВМЗ. Не хотелось переходить, а что делать, если развалившая Советский Союз демократия закрыла мой участок на ДРО, а рабочих сократила.
— Где команда тренировалась, пока не построили стадион «Авангард»?— В хоккейной коробке у школы 11 и на катке ДРО на улице Красные Зори. Занимались здесь зимой и весной. Команду делили пополам — всем хватало места. Перед началом сезона выходили на поле стадиона «Металлург».
— Кто инициировал строительство стадиона «Авангард»?— Это заслуга замдиректора ДРО Николая Ивановича Зиновьева. Здание и трибуну возводили строители, а футболистам доверили поле, потому что на том пустыре играть было нельзя. Владимира Ухлина поставили бригадиром. Команда выровняла площадку, сделала уклон, чтобы стекала вода, и насыпала землю. После этого на тракторе ездила в Туртапку, где квадратными кусками нарезала дёрн, и мостила его на поле.