Выходные последних двух недель в городе Выкса Нижегородской области прошли под знаком «Выкса-фестиваля». Его тема была обозначена как «Все включено», а курировала проект Катя Бочавар. Программа растянулась на двое выходных, и за шесть дней в городе прошло 46 фестивальных событий, посещаемость которых составила более 35 тысяч человек.
Смотреть фотографииЗа последние годы «Выкса-фестиваль» заработал себе репутацию музыкального события, которое нельзя пропустить. В этом году открытие фестиваля посетило шесть тысяч зрителей. В пятницу, 23 июня, на площади Металлургов в самом центре города выступили лучшие российские инди-исполнители, которых собрал на один вечер музыкант и продюсер Kito Jempere: FAVLAV, хип-хоп дуэт Lovanda, нео-поп исполнительница Mirèle, электронный проект Cream Soda, а также инди-артисты Наадя и Паша Артемьев. Видеоаранжировка авторства художницы Жени Ржезниковой представляла собой поэтические образы мифических зверей, некогда бродивших по лесам, окружавшим Выксу. Визуальное сопровождение было создано вместе с жителями Выксы: горожане записывали AR-видео для него в течение июня.
Музыкальный перфоманс «Почти у моря» стал одним из самых ярких проектов фестиваля. Вместе с Детским хором Выксы режиссер Владислав Наставшевс и композитор Иван Лубенников 24 июня представили синти-поповые композиции на стихи русских поэтов ХХ века – Есенина, Цветаевой, Пастернака, Ахматовой, Бродского. Концерт на открытой сцене среди сосен в свете знаменитой инсталляции «Все это не сон» Тимы Радя. Красоту выксунской природы и рожденного здесь искусства подчеркивало специальное созданное видео художницы Александры Гавриловой.
На набережной Верхневыксунского пруда открылась выставка «Оранжерея», где были представлены работы участников арт-резиденции «Выкса» разных лет. Одно из условий участия в резиденции – создание новых работ, передающих дух и историю Выксы. На выставке можно было увидеть проекты разных лет – Владимира Абиха, Славы Нестерова, Устины Яковлевой, Георгия Острецова, Ивана Горшкова – выполненных на разные темы, в различных техниках, но неизменно включающие в себя историю места. За дни фестиваля «Оранжерею» посетило более 5500 человек. Увидеть выставку можно до 16 июля.
Новый проект «На птичьей волне» творческого объединения Resistor Group продолжает развитие скульптурного парка в городе. Проект стал финалистом открытого конкурса «Пустой пьедестал», объявленного фестивалем весной. Масштабный объект остроумной формы стал одной из визуальных доминант набережной Верхнего пруда. Множество скворечников, из которых он состоит, транслируют пение птиц из соседних лесов – как метафора общего дома для каждого в Выксе.
Самым зрелищным событием вторых выходных фестиваля стала «Автофония» – синтетическая симфония из звуков 50 автомобилей и академической музыки, написанная композитором Олегом Гудачевым. Вместе с оркестром Московского ансамбля современной музыки на площади Металлургов партитуру исполняли машины выксунского сообщества «Автозвук», а также Арина Зверева и Ольга Россини из коллектива N’Caged.
Фестиваль закрывала масштабная вечеринка в Парке КиО «Лебединый рай» на площадке, где несколько десятков лет назад проводились дискотеки – и теперь эта традиция будет продолжаться. С романтичным диджей-сетом выступил лидер российской электропоп-группы Tesla Boy Антон Севидов.
Из года в год фонд «ОМК-Участие» делает отдельный акцент на том, чтобы создавать равные возможности в культуре для всех. Тема этого года – «Всё включено» – раскрывалась во всей программе фестиваля и в то же время подчеркивала, что в искусстве ни для кого нет ограничений. Первые выходные были отданы концертам: сначала театр-студия «Круг II» вместе с участниками выксунской вокальной студии Полины Будановой исполнили совместную программу, а затем стихи театра-студии легли в основу выступления квартета N’Caged. Также на фестивале состоялась итоговая выставка в «Павильоне будущего» (построенном к фестивалю 2019 года), представляющая результат работы мастерских «Мифы языка» от студии «Окоём»: участники проекта как с ограничениями здоровья, так и без них занимались музыкальной и арт-терапией. Во вторые выходные хореограф Дмитрий Муратов, создатель Inclusive Dance, провел танцевальный мастер-класс, а режиссер Анна Аббасова представила показ фильма «Танцевать под дождем».
В этом году в программе фестиваля стартовала поэзия. Первый поэтический слэм курировали поэт Андрей Родионов и драматург Екатерина Троепольская. В слэме мог принять участие любой желающий – в жанре перформанса, театра, рэп-баттла и sound poetry. Елизавета Юдина из Нижнего Новгорода как победитель слэма в ближайшее время отправится на Всероссийский слэм в Москву, а в случае победы — на Всемирный слэме в Париже. Во вторые фестивальные выходные прошли дуэли поэтов, финалистом стала Софья Третьякова.
В 2022 году Катя Бочавар запустила в Выксе мозаичную резиденцию – «Студию РАЗ». Главная премьера фестиваля в 2023 году в области уличного искусства была создана силами студии: ее резиденты украсили здание рядом с культурным центром «Волна» мозаикой из расплавленного бутылочного стекла. Также этим летом к проекту студии присоединилась Ирина Корина по эскизам которой посетители создавали небольшие мозаичные панно, которые будут расположены по всему городу.
Оба уикенда творческий кампус «Мастерские им. Даниила Хармса» был открыт для детей, которые могли попробовать себя в роли театральных режиссеров, постановщиков и актеров. По его итогам резиденты представили спектакль «Весёлые Чижи» на стихи Даниила Хармса и Владимира Маяковского.
В этом году у «Выкса-фестиваля» появилось новое медиа «Выкса в эфире». Ксения Ламшина, программный директор радио «Культура» вместе с восемью выксунцами-энтузиастами запустила к фестивалю подкаст, программу на радио с прямыми эфирами и печатную газету.
Знаковые проекты прошлых лет продолжили свою работу: спектакли-променады «По углам», «По домам», «По цехам».
С самого первого года фестиваля спортивные мероприятия были частью его ДНК. На протяжении двух выходных на пирсе Верхневыксунского пруда проходили разнообразные соревнования: сплавы, забег-квест по городу с исследованием 20 главных арт-объектов Выксы.
Благодаря «Выкса-фестивалю» за 12 лет небольшой моногород в Нижегородской превратился в один из главных центров развития искусства и культуры в России. Каждое лето здесь проходят уникальные концерты и спектакли, устраиваются спортивные соревнования. Известнее всего «Выкса-фестиваль» своим уличным искусством: за время существования проекта на улицах города появилось более 100 росписей и объектов легендарных художников – включая как героев улиц уровня Паши 183 и Тимы Радя, так и больших классиков современного искусства – Эрика Булатова. Благодаря «Выкса-фестивалю» в городе была запущена программа промышленного туризма, открыта арт-резиденция «Выкса» и культурный центр «Волна». Фестиваль был создан в первую очередь для жителей города, и активное участие выксунцев в каждом мероприятии остается главным принципом его существования. Всю программу – спектакли и концерты, выставки и произведения уличного искусства – создают выксунцы в соавторстве с известными художниками, музыкантами, актерами, режиссерами, фотографами.