2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Благотворительный фонд «ОМК-Участие» и музей истории ВМЗ в пятый раз присоединятся к одному из важных символов этого дня – акции «Зажги синим» (Light It Up Blue). На время «синими» станут здания, скульптуры и даже природные объекты во многих странах. Вечером 2 апреля выксунский музей также подсветят синим огнями в знак солидарности с людьми с расстройствами аутистического спектра (РАС). Впервые к акции присоединятся культурный центр «Волна» и пространство Ex Libris.
Кроме того, фонд «ОМК-Участие» совместно с организацией родителей детей с инвалидностью «Созвездие» проведет в рамках проекта «Выкса. Доступ есть» семинар-тренинг о понимании аутизма для сотрудников культурных и образовательных институций, работников социальной сферы и крупных сетевых магазинов.
А что такое аутизм? Это разновидность устройства нервной системы, которая присутствует приблизительно у 1% населения Земли и классифицируется как нарушение развития. И хотя каждый из людей с расстройством аутистического спектра уникален, выделяют общие черты, характерные для аутизма.
1. Необычное восприятие сенсорной информацииПовышенная чувствительность к свету, трудности с пониманием внутренних физических ощущений, восприятие на слух громких звуков как тихих, и наоборот/
2. Нетипичные способы обучения и решения проблемИзучение «сложных» задач (матанализ) прежде «простых» (сложение), трудности в работе исполнительной функции, интеллектуальная одаренность в задачах, требующих нетривиального подхода, и одновременная с этим интеллектуальная беспомощность в делах, где необходим вербальный навык.
3. Высокая сосредоточенность и всепоглощающий интерес к конкретным областям знаний, темамДоскональные, но в узкой области, «специальные интересы»: от математики до балета, от дверных ручек до физики, от политики до блесток.
4. Атипичные, иногда повторяющиеся, движения«Стереотипное» и «самостимулирующее» поведение, раскачивание корпусом тела или взмахи руками, трудности с моторикой и нарушение координации движений, что связано с апраксией или диспраксией.
5. Потребность в логической обоснованности, постоянстве и порядкеНапример, праздничные дни несут с собой скорее беспокойство, чем удовольствие, так как появляется свободное от школы время и нарушается привычный распорядок дня. Люди с РАС находят особое наслаждение в упорядочивании предметов и организации порядка.
6. Сложности с пониманием и использованием речи, как в словесном, так и в невербальном контексте, в типичных ситуациях, связанных с общениемПроявляется сходно с семантико-прагматическим расстройством речи. Часто это заметно уже в детском возрасте, потому что родители в первую очередь оценивают развитие ребенка по уровню овладения языком. И будучи взрослыми, люди с расстройством аутистического спектра продолжают испытывать трудности с использованием речи при разъяснении собственных эмоций и внутреннего состояния, а также при попытках ясно сформулировать мысли (что не означает, что они не понимают происходящего или у них нет эмоций).
7. Сложности с пониманием социального взаимодействия и участием в немПредпочитают общаться при подходящих и удобных для себя случаях, реагируют на социальные сигналы с задержкой, «неуместное» в контексте конкретной социальной ситуации поведение. Например, люди с РАС могут не ответить «привет» сразу же, как только другой человек сказал «привет».
«Момент социализации играет очень большую роль. В инклюзивном обществе дети с особенностями ментального развития должны ходить в сады и школы, получать образование, взрослея – находить работу и приносить пользу своему городу. Большинство барьеров на этом пути возникает именно из-за недостатка информации. Как люди с РАС учатся жить в обществе, так и мы должны освоить простые правила. Обладая достаточными знаниями о том, как люди с РАС общаются, реагируют на разные ситуации, каждый из нас может помочь им адаптироваться и жить той жизнью, которую они сами для себя выбирают»,
– отмечает руководитель проектов фонда «ОМК-Участие»
Ирина Скобелева.
Больше информации об аутизме можно получить на семинаре «Аутизм: как сотрудничать и общаться», который 3 апреля проведет Сергей Панцырь, кандидат психологических наук, руководитель консультативно-диагностической службы Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Чтобы стать участником, напишите на электронный адрес krokhina_ke@omk.ru.
При подготовке статьи использованы материалы сайта aspergers.ru