Заведующий Центром амбулаторной онкологической помощи при Выксунской ЦРБ Михаил Акимов рассказал о ранней диагностике, лечении и профилактике раковых заболеваний.
— Как в Выксе обстоят дела с онкозаболеваниями?— Проблема острая. По последним данным, порядка 2,5 тысячи выксунцев находятся на диспансерном наблюдении по онкологическому профилю. Это значит, что у них уже выявили заболевание и они проходят лечение, реабилитацию или постреабилитационное сопровождение.
— Какие виды рака чаще всего находят?— В пятёрке «лидеров» — онкология молочной железы, женской половой сферы, брюшной полости, лёгких и кожи.
— Среди онкобольных больше мужчин или женщин?— Мужчины лидируют, но с незначительным перевесом. У женщин выше выявляемость, потому что они более трепетно относятся к своему здоровью и чаще проходят обследования.
— Как и в каком возрасте их нужно делать, чтобы вовремя обнаружить заболевание?— Согласно приказу Минздрава РФ, граждане от 18 до 39 лет имеют право на диспансеризацию раз в три года, после 40 лет — ежегодно. Этой кратности вполне хватает, чтобы обнаружить онкозаболевание на первой или второй стадии. К сожалению, сейчас доля ранних пациентов составляет порядка 40–45%. Чаще за помощью обращаются уже в запущенных случаях, поэтому, несмотря на активное лечение, у нас высокий показатель смертности в течение первого года с момента выявления. Хотелось бы, чтобы люди относились к обследованиям более серьёзно, как к заботе о собственном организме, а не «обязаловке» по работе.
— Каким способом диагностируют рак, по анализу крови?— По анализу крови можно заподозрить заболевание. Изменение гемоглобина и скорости оседания эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов свидетельствуют об аутоинтоксикации, которая может привести к снижению производства компонентов крови. Если при этом у человека нет никаких острых симптомов, это указывает на обострение хронического заболевания или онкологию. Но в основном рак определяют инструментально, например, при помощи онкоскрининга.
— Онкологи говорят, что рак излечим на ранних стадиях, но выявить его достаточно сложно. А в чём сложность?— Как правило, на ранних стадиях человек не ощущает никаких симптомов. Поначалу онкологическое заболевание редко ведёт себя агрессивно по отношению к организму. Лёгкое недомогание? Ну и пусть. Никто не следит внимательно за такими моментами. Человек пойдёт ко врачу, только если болезненное состояние затянулось. Это проблема всего мира. Как правило, европейские страны более дисциплинированны, чем азиатские. Хотя в Японии, например, смогли по большей части победить онкологию желудочно-кишечного тракта, потому что буквально заставляли граждан регулярно проходить инструментальные обследования — гастроскопию и колоноскопию. Со временем люди привыкли.
— Какие симптомы показывают, что нужно обратиться к врачу?— На ранних стадиях это проблемы с выделительными органами: примесь крови в моче, кале или кровянистые выделения из половых путей. Если речь о лёгких — длительный неопределённый кашель.
— А на поздних стадиях?— Слабость. Как я уже говорил, при онкологии нарушается процесс образования кровяных клеток. Организм получает меньше питательных веществ, поэтому человек быстрее устаёт, становится сонливым, теряет в весе.
— Какие меры профилактики могут предотвратить развитие рака?— В первую очередь, нужно разумно относиться к своему организму. Избегать нервных и физических перегрузок, активного солнца, больше отдыхать, есть среднекалорийную пищу с большим количеством клетчатки. Всё, что снижает иммунитет, может подтолкнуть наши клетки к бесконтрольному делению.
— Существуют доказанные факторы, которые провоцируют онкозаболевание?— Безусловно. Курение — для лёгких, частично пищевода и желудка; солнце и солярий — для кожи; белковая диета — для толстого кишечника. Но главные факторы — это переутомление и стресс. Они приводят к срывам защитных сил организма, противодействующих онкозаболеваниям.
— Многие боятся, что родинки со временем могут привести к раку кожи. Это правда?— Родинки, которые являются доброкачественными опухолями, могут переродиться в злокачественные под воздействием травм, ультрафиолетовых лучей, гормональной перестройки, генетической предрасположенности. Если вы заметили, что родинка изменила форму или цвет, стала несимметричной, с неровными краями, покажите её врачу. Лучше удалить образования в местах, которые трутся об одежду или подвержены другим травмам, — это минимизирует риск развития меланомы. Но ни в коем случае нельзя делать это бесконтрольно. Насколько я знаю, даже в частных медучреждениях пациентов предварительно консультирует дерматолог, а в крупных клиниках — онкодерматолог. Специалисты определят, какие родинки удалить и как именно это сделать.
— Но они же заинтересованы в клиентах.— Это в любом случае гарантия. Каждый пациент попадает в базу данных, если родинку удалят неправильно и на её месте появится меланома, он сможет потребовать компенсацию через суд. Если же человек проведёт операцию самостоятельно, воспользуется непонятным кремом или народным средством — вся ответственность будет лежать на нём.
— Как выбрать хорошую клинику?— Можно ориентироваться на отзывы и рейтинг медучреждений в интернете или записаться к онкодерматологу, который посоветует профильный центр, ориентируясь на опыт своих пациентов.
— Бытует мнение, что болеть раком — это очень дорого, и за многое приходится платить самому.— У нас действуют федеральная и региональная программы, по которым вся хирургическая, лучевая и химиотерапевтическая помощь оказывается пациентам бесплатно.
— Почему же люди предпочитают лечиться за границей?— Притом что я патриот, должен признать, что в этом вопросе Россия отстаёт от Европы. Израиль впереди по оперативному лечению и послеоперационному сопровождению пациентов, а в Германии лучше развита диагностическая медицина. Если финансы позволяют, можно выбрать эти варианты. Хотя отечественные крупные клиники не хуже, просто их меньше. Часть наших пациентов проходили диагностику и первичное лечение — как хирургическое, так и лучевое — в Москве: в онкологическом институте имени Герцена и в центре рентгенорадиологии Минздрава России.
— Как вы относитесь к системе квот?— Отношусь положительно. Так у пациентов выше шанс получить высокотехнологичную помощь за счёт государства. Как правило, нижегородцам её оказывают больница имени Семашко, Приволжский окружной медицинский центр и областной онкодиспансер.
— Квоты достаются тем, у кого больше шанс выздороветь?— Я не знаю точного ответа на этот вопрос, это не наш уровень. Полагаю, что по сути вы правы.
— Что делать, если человек подозревает у себя рак?— Пройти обследование. Записаться можно через первичное звено — у терапевта, хирурга, гинеколога — или напрямую в онкоцентре.
— Какие услуги предоставляет выксунский онкоцентр?— Прежде всего, первичную диагностику онкозаболевания — как визуальную, так и инструментальную. УЗИ, ФГДС, маммография охватывают все основные виды опухолей. После детального обследования или оперативного лечения в Нижнем Новгороде мы продолжаем вести пациентов в условиях дневного или круглосуточного стационара.